Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях
статья на тему
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo2.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
ДОКЛАД
на методическом объединении воспитателей на тему:
Формирование социальных компетенций
у детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья
через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях.
Подготовила воспитатель У.А. Кочеткова
Рассказово, 2015
Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.
В настоящее время проблеме социализации ребенка с ОВЗ посвящено значительное количество исследований. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
поведенческий компонент – усвоение человеком модели поведения.
ценностный компонент – отношение человека к ценностям общества.
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
«Инструментом» воспитателя при формировании навыков, способствующих социализации детей с ОВЗ, может стать проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.
Сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов социализации, коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Наряду с этим этот метод является самым сложным методом обучения детей с нарушением слуха. Трудности возникают из-за неумения воспитанников выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, бедности словаря, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей.
Модели реальных ситуаций, предлагаемые воспитанникам на внеклассных занятиях, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Сюжеты ситуаций берутся обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, воспитанники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки.
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Детям с ОВЗ, а особенно детям с нарушением слуха бывает трудно вступить в контакт с человеком, построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу. Этот навык формируем поэтапно. При показе воспитатель сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, хозяйка дома). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, верно, передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Рекомендуется, в качестве примера предлагать готовые диалоги, которые выдаются детям (например, диалог продавца и покупателя, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.
Чтобы сюжетно - ролевая игра имела эффект, воспитателю надо знать алгоритм проведения игр:
• выбрать тему;
• определить действующих лиц;
• обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие;
• подобрать реквизит.
Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Поездка в автобусе», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине», «На почте» и т. д. Например, обучая детей правилам общения по телефону можно провести игру – инсценировку «Телефонный разговор».
Также воспитанникам могут быть предложены небольшие сценки, содержанием которых становятся отношения между людьми.
Приведу некоторые примеры из практики работы с воспитанниками.
Тема: «Автовокзал».
Воспитанникам предлагается «Инструкционная карта приобретения билета на автовокзале»:
- Приехать на автовокзал.
- Внимательно рассмотри расписание движения автобусов дальнего следования.
- Найди № рейса до нужного пункта назначения.
- Выбери день и время отправления из г. Красновишерска.
- Назови кассиру: - Дату отъезда. - Номер рейса. - Конечный пункт прибытия. - Время и день отправления. - Количество билетов (если есть детские, льготные)
- Рассчитайся за билет.
- Проверь сдачу.
- Проверь правильность: даты, время, рейса и пункта назначения.
А затем данную ситуацию необходимо проиграть, обсудить.
Тема: «Культура поведения».
Сценка «В прихожей».
Хозяйка смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гостья и стучится в дверь. Хозяйка приоткрывает дверь и разговаривает с гостьей «на пороге». Здравствуй, Оля! - Привет, Лена! Ты чего пришла? - Я пришла к тебе в гости. - Я занята, смотрю фильм. - Какой фильм ты смотришь? - Интересный. Необходимо разобрать данную ситуацию, ответить на вопросы, а как бы вы сделали?, что понравилось?, что не понравилось?, Проиграйте, данную ситуацию по-другому.
Результатом использования сюжетно-ролевой игры является:
• адекватное решение жизненных ситуаций воспитанниками;
• повышение выразительности и эмоциональной окраски речи ребенка;
• развитие коммуникативных навыков воспитанников с ОВЗ, расширяющих возможности их социализации.
Использование на внеклассных занятиях сюжетно-ролевых игр открывает возможности для нового решения вопроса повышения эффективности формирования социальной компетентности у воспитанников с ОВЗ.
Литература:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002г.
2. Павлова Н.П., Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке. // Дефектология, 1987 г., - №2, стр. 26.
3. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 302 с.
4. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Дефектология. – 2001. - № 3. С.82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
В Московской области пройдет Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
С 25 по 29 сентября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит в Истринском районе Московской области Всероссийскую спартакиаду для детей-инвалидов и детей с ограни...
Итоги Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (25 – 29 сентября 2017 года, Московская область)
25 – 29 сентября 2017 года в Истринском районе Московской области состоялась Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Спартакиа...
Итоги спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы
25 – 31 января 2018 года в городе Москве состоялась спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы (...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...