РОЛЕВАЯ ИГРА с обучающимися 6-7 классов на тему: «Будьте здоровы!»
классный час по психологии (6, 7 класс)

Ролевая игра с обучающимися 6-7 классов на тему: «Будьте здоровы!».

Ролевая игра проводится с целью получения новых знаний обучающимися о никотине, составе табачного дыма, а также о влиянии алкоголя и наркотических веществ на организм человека; изучения причин и последствий употребления табака, алкоголя, наркотиков.

Задачи: 1. Расширить представления учащихся о путях выхода из конфликтных ситуаций. 2. Способствовать развитию навыков уверенного отказа. 3. Сформировать у учащихся устойчивую установку на отказ от вредных привычек. 4. Приобщить учащихся к чтению научно-популярной литературы по проблеме наркомании. 5. Продолжить формирование комплексных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Благовещенского района Алтайского края

РОЛЕВАЯ ИГРА с обучающимися 6-7 классов

на тему: «Будьте здоровы!»

                                             Подготовила педагог-психолог:

                                                                           Струцкая С.В.

РОЛЕВАЯ ИГРА с обучающимися 6-7 классов

на тему: «Будьте здоровы!»

 

Цель: получение новых знаний обучающимися о никотине, составе табачного дыма, а также о влиянии алкоголя и наркотических веществ на организм человека; изучение причин и последствий употребления табака, алкоголя, наркотиков. Задачи: 1. Расширить представления учащихся о путях выхода из конфликтных ситуаций. 2. Способствовать развитию навыков уверенного отказа. 3. Сформировать у учащихся устойчивую установку на отказ от вредных привычек. 4. Приобщить учащихся к чтению научно-популярной литературы по проблеме наркомании. 5. Продолжить формирование комплексных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

АНКЕТА

Считаете ли вы опасным для здоровья и жизни человека употребление: а) табака; б) алкоголя; в) наркотических веществ? Если да, то в чем заключается эта опасность? Какие органы и системы организма подвергаются их вредному воздействию? Какие последствия они за собой влекут?

 Карточки с ситуациями. Основные понятия и термины: табак, никотин, табачный деготь, канцерогены, угарный газ, инфаркт миокарда, пассивное курение, алкоголизм, перерождение тканей организма, токсикомания, эйфория, наркомания, психологическая зависимость.

Ход игры

Сегодня мы поговорим о том, чего всем нам так часто не хватает: о здоровье. Согласитесь, здоровье человека – великий дар, но как оно хрупко и ранимо, особенно, если речь идет о пристрастиях к вредным привычкам. Я думаю, вы безошибочно назовете трех основных «врагов» здоровья, которым человек подвергает свой организм сознательно. (Алкоголь, никотин, наркотики.) Но знаете ли вы, в чем именно заключается их вред? Организм человека – очень тонкая и сложная структура. Здоровье зависит от множества факторов, и, прежде всего, от того, что заведомо отравляет организм, а именно – курения, алкоголя и наркотиков. Прежде чем сознательно идти на риск, каждый должен для себя решить: стоит ли? А для этого необходимо знать, какому риску он себя подвергает. Есть ли какая-нибудь польза от табака? Конечно, есть! Из него получают очень токсичное вещество никотин-сульфат, используемый в сельском хозяйстве для защиты растений от повреждающих их насекомых – тлей. Кроме того, пересыпав табаком шерстяные вещи, вы можете быть уверены, что моль им не страшна, потому что в мире нет других животных, кроме человека, которые бы сознательно подвергали себя опасности. И лишь человек желает на собственном здоровье убедиться во вреде табака. И убеждается. Проведенное обследование 187 000 курильщиков показало, что смертность от рака легкого у курильщиков в 20 раз больше, чем у некурящих. Курильщики в 13 раз чаще страдают заболеваниями сердца и в 10 раз чаще – язвой желудка. Табак – причина 95 % случаев рака легкого. Курение является причиной того, что ежегодно в Америке умирают 125–130 тысяч человек. Каждые 4 минуты в США умирает человек, смерть которого вызвана курением сигарет. В среднем, курильщик живет на 6–8 лет меньше, чем его некурящий сверстник. Для того чтобы разобраться, что такое эти «невинные» кольца дыма, давайте обратимся к истории их открытия. В состав табачного дыма входит около 30 ядовитых веществ: аммиак, синильная кислота, угарный газ и др. Угарный газ – основной продукт горения и причина удушения на пожарах. Он вызывает кислородное голодание организма, так как соединяется с гемоглобином крови в 300 раз быстрее, чем кислород. В результате кровь теряет способность отдавать кислород тканям. Табачный дым содержит 8 % угарного газа, таким образом, при курении часть кровяных телец блокируется и теряет способность снабжать ткани кислородом. Степень кислородной недостаточности после выкуривания 1 сигареты оказывается такой же, как при подъеме нетренированного человека на высоту 3000 метров над уровнем моря. Возникшее кислородное голодание особенно пагубно для молодого, растущего организма, в котором очень интенсивно проходят все обменные процессы. У подростков хроническое кислородное голодание приводит к отставанию в росте и уменьшению мышечной массы. В результате недостатка кислорода возникает головная боль, головокружение. Хроническое кислородное голодание приводит к ослаблению памяти, снижению работоспособности. Если взять чистый носовой платок, приложить его к губам, а затем выдохнуть через платок дым от сигареты, то на платке останется коричневое пятно. На внутренней стороне мундштука трубки или папиросы собирается бурого цвета налет, который нужно постоянно чистить. Налет застывает в плотную коричневую массу, это табачный деготь – самая главная опасность для курильщиков. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 г табачного дегтя. Опасность дегтя заключается в том, что в его состав входят различные ароматические вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Эти вещества называются канцерогенами (от латинского «канцер» – «рак»). Наиболее активным канцерогеном в природе является вещество бензпирен, которое входит в состав табачного дегтя. Из 1000 сигарет можно получить до 2 мг бензпирена, которого достаточно, чтобы вызвать раковую опухоль у крысы или кролика. Если хотите, можете поставить опыт на себе и определить, какое количество выкуренных сигарет вызывает раковую опухоль у человека. Табачный дым влияет на различные органы и системы, и в первую очередь – на дыхательную систему. Под его влиянием происходит хроническое раздражение слизистой оболочки гортани, развивается воспаление голосовых связок, грубеет голос, приобретает хрипоту. Реснички, выстилающие трахею и бронхи и очищающие их от инородных частиц за счет колебательных движений, теряют способность к движению, и единственный способ очищения трахеи и бронхов у курильщиков – кашель, особенно в утренние часы. Легкие заполняются копотью и теряют эластичность. Кроме того, воспаление слизистой оболочки вызывает хронические заболевания: трахеит, бронхит, воспаление легких. Это сказывается на способности переносить высокие физические нагрузки. Курильщик быстро устает и страдает одышкой. Деготь табачного дыма, содержащий канцерогены, вызывает рак легкого. Табак отрицательно влияет и на сердечнососудистую систему. Под действием никотина сужаются кровеносные сосуды, замедляется ток крови и нарушается питание тканей, развивается кислородное голодание. Возникает головная боль, чувство усталости, недомогание, головокружение, появляются боли в сердце, развивается инфаркт миокарда (омертвение участка мышцы сердца), увеличивается пульс. Никотин повышает артериальное давление. Приводит к длительному спазму сосудов нижних конечностей, что вызывает сильные боли, «перемежающуюся хромоту», конечности легко зябнут даже в теплую погоду, легко возникает их отморожение, может наступить омертвение пальцев стоп (гангрена). Табачный дым влияет и на пищеварительную систему. Аммиак, входящий в его состав, раздражает слизистую оболочку ротовой полости, вызывает усиленное слюноотделение. Слизистая оболочка становится легкоранимой, кровоточит, появляется неприятный запах изо рта. Под влиянием табачного дегтя портится зубная эмаль, на зубах образуется коричневый налет, они желтеют и постепенно разрушаются. У курильщиков атрофируются вкусовые сосочки, расположенные на языке, вследствие чего притупляется или вовсе исчезает вкусовое восприятие, портится аппетит. Растворенный в слюне никотин заглатывается и попадает в желудок, вызывая хроническое воспаление его стенок – гастрит, а в некоторых случаях язву желудка. Среди больных язвой желудка курильщики составляют 98 %.

Уважаемые игроки, сейчас каждая из команд получит по одной карточке, на которой описана та или иная ситуация. В любой из них нужно дать четкий отказ. Постарайтесь вместе найти возможные решения и по истечении отведенного времени представьте ситуацию в виде инсценировки. Ситуация 1. Во дворе две подруги предлагают тебе пойти в парк и покурить. Ты отказываешься, на что слышишь в ответ: «Ну ты и трусиха, кого из себя строишь! Посмотри, во дворе все девчонки курят». Ситуация 2. Твой лучший друг, с которым ты с первого класса сидишь за одной партой, решил начать курить и предложил тебе сделать то же самое. Узнай причину такого решения и попытайся уберечь его от этого пагубного пристрастия. Ситуация 3. Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и друзья из старших классов. «Приходи, родителей не будет. Повеселимся, покурим, потанцуем, выпьем». Ситуация 4. Твой друг предлагает: «Пойдем в подъезд, покурим. У меня сегодня особые, с травкой. Или боишься?»

Время на распределение ролей, обсуждение позиций. После того как команда проигрывает ситуацию перед классом, другие команды по очереди должны предложить свой вариант ее решения. Далее: коллективное обсуждение и нахождение оптимальных путей выхода из проблемных ситуаций. Не бойтесь отказаться, если это действительно ваши друзья, они не станут рвать с вами отношения только потому, что вы отказались закурить или выпить вместе с ними. К тому же ни для кого не секрет, что проблем с алкоголем ничуть не меньше, чем с курением. Установлено, что 100–200 г водки вызывают у человека нарушение высшей нервной деятельности, длящееся несколько дней. При содержании в крови человека 0,02 % алкоголя наступает выраженное опьянение, при концентрации его до 0,4 % развивается тяжелое опьянение с потерей сознания и ослаблением деятельности сердца. Концентрация алкоголя в крови 0,7–0,8 % обычно вызывает смертельное отравление. Алкоголь, проникая в клетки крови, нарушает их работу, приводит к их перерождению. Быстро сгорая, алкоголь отнимает у клеток воду и кислород, в результате чего клетки сморщиваются, жизнедеятельность их затрудняется. При длительном отравлении алкоголем перерождаются ткани печени, почек, сосуды сердца, коры головного мозга, превращаясь в жировую ткань, не способную выполнять жизненно важные функции в организме. Самое опасное последствие пьянства – алкоголизм. Эта болезненная зависимость от наркотического действия алкоголя, очень тяжело поддающаяся лечению. Особенно опасен алкоголь для подростков, так как алкоголизм у них возникает и развивается в 4 раза быстрей, чем у взрослых, а его действие на неокрепший организм приводит к замедлению процессов роста, развития половых функций, мышечной недостаточности. Употребление спиртных напитков очень плохо влияет на кожу головы, вызывает перхоть, на состояние кожи лица – появляются угри. Регулярное употребление наркотиков вызывает привыкание (наркоманию), которое происходит много быстрее, чем к алкоголю. Привыкание происходит и к дозе наркотика, в результате чего снижается интенсивность эйфории, требующая повышения дозы. Со временем наркоман принимает наркотик не для достижения приятных ощущений, а для того чтобы снять тягостные ощущения, физические недомогания, раздражительность и подавленность (результат психической зависимости). Прием наркотика уже не вызывает эйфории, но обходиться без него человек уже не может. Привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Всего за две недели приема опия подросток обрекает себя на долгие годы тяжелой болезни. Так будьте здоровы и берегите себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном МО классных руководителей на тему: "Будьте здоровы"

Выступление на районном МО классных руководителей на тему: "Будьте здоровы"...

Урок-игра по истории в 8 классе на тему "Будь славен дом, в котором я живу!" - 2011 г.

Урок-игра разработан на исторических материалах о жизни Самарской области, цифры взяты из данных переписи 2010 г....

Внеклассное мероприятие по теме: "Будьте здоровы" для учащихся 4 класса коррекционной школы

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их здоровья или обучение». Еще Шеленгаэур говорил: «Здоровья до того перевешивает все...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ НА ТЕМУ: «Здоровым будь, о бедах позабудь!»

Цель: расширение знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, о правильном питании. Задачи: * Воспитание интереса к здоровому образу жизни. * Развитие общей культуры личнос...

Внеурочный проект для обучающихся 7-8 классов «Памяти павших будьте достойны» – имена героев на карте нашего города

Цель проекта:познакомить учащихся с происхождением и названием улиц; способствовать развитию интереса к краеведческой и поисково-исследовательской работе, прививать любовь к своей малой Родине.Задачи ...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему «Будьте здоровы!»

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у обучающихся 2 класса, убеждённости и потребности в нем – через участие детей в конкретных, разнообразных видах деятельности....