Программа "Юный патриот"
рабочая программа по обж на тему

Цель программы гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_patriot_2.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации  Ханты-Мансийского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Ханты-Мансийского района

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора МБУ ДО ХМР

______________Н.И. Фуртунэ

Приказ № 50-о от 01.09.2015г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

на 2015-2016 учебный год

Направленность программы: гражданско-патриотическая,

военно-спортивная

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования

Постовалов Анатолий Сергеевич

 

с. Батово, 2015 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка................................................................... ………....3

2. Учебно-тематический план.............................................................................6

3. Содержание программы..................................................................................7

4. Предполагаемые результаты реализации программы..................................8

5. Формы реализации программы .....................................................................10

6.Ожидаемые результаты....................................................................................10

7. Материально-техническое обеспечение программы………………...….....10

8. Список литературы……………………………………………………….….12

8. Приложения......................................................................................................13


1.Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.

Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течении учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.

Цель программы гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.

Задачи:

1. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.

2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

3. Формирование гражданственности, патриотизма.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям ФК и спорту.

Воспитательная направленность программы:

Гражданско-патриотическая, военно-спортивная.

Программа разработана на основе

Воспитательной программы школы.

В основу программы «Юный патриот» положены следующие принципы:

-принцип сознательности и активности.

-принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности

- принцип доступности

Место проведения:

- спортивная площадка, спортивный зал, тренажёрный зал, кабинет ОБЖ.

Сроки реализации программы:

Продолжительность образовательного процесса рассчитана на 1 год

2 дня в неделю общей продолжительностью 4,5 часа.

Наполняемость группы:

1 группа - 8 человек

2 группа - 15 человек.

Участники программы:

-учащиеся 2-11-х классов МКОУ Ханты-Мансийского района СОШ с. Батово.

Требования к учащимся:

- соблюдать технику безопасности при проведении занятий;

- строго соблюдать и выполнять правила;

- не допускать конфликтных ситуаций во время игр;

- участвовать в военно-спортивных праздниках, конкурсах, эстафетах, соревнованиях.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.


2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1 группа

2 группа

1

ОФП (физическая подготовка)

22

27,5

2

строевая подготовка

6

7,5

3

юнармейцы-разведчики

4

5

4

юнармейцы-санитары

7

9,5

5

огневая подготовка

20

24,5

6

основы тур. техники

5

6

Всего часов

64

80


3. Содержание программы:

Разделы программы:

- ОФП;

- строевая подготовка;

- юнармейцы-разведчики;

- юнармейцы-санитары;

- огневая подготовка;

- основы тур. техники.

1. Общая физическая подготовка

1.1Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.

1.2 Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.

1.3 Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.

1.4 Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.

1.5 Командные игры.

1.6 Силовая подготовка в тренажерном зале

2.Строевая подготовка

2.1 Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.

2.2 Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.

2.3 Сигналы управления строем.

2.4 Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.

2.5 Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.

2.6 Выход из строя и поход к начальнику, возврат в строй.

3. Юнармейцы-разведчики

3.1 Ориентирование на местности без карты. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний.

3.2 Движение по азимуту.

3.3 Составление схемы местности и нанесение цели на схему.

3.4 Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа.

3.5 Измерение расстояния различными способами.

3.6 Организация движения по азимуту.

4. Юнармейцы-санитары

Главная задача - научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.

4.1 Личная и общественная гигиена.

4.2 ПМП при травмах и несчастных случаях.

4.3 Понятие раны. Виды ран.

4.4 Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.

4.5 Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.

4.6 Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.

4.7 Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.

4.8 Понятие об ожогах и обморожения, ПМП при них. ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическим током. Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.

4.9 ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. Пищевые отравления, ПМП при них.

4.10 Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности.

4.11 Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы.

5. Огневая подготовка

5.1 Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена.

5.2 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

5.3 Снаряжение магазина.

5.4 Основы и правила стрельбы.

5.5 Скоростная стрельба.

6. Основы туристической техники

6.1 Ориентирование в туристическом походе.

6.2 Организация бивачных работ.

6.3 Разведение костра.

6.4 Работа с палаткой.

6.5 Способы преодоления препятствий во время маршрута.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Программа объединения «Юный патриот» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Познавательные УУД:

 умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

 ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию спорта на занятия и самочувствие;

 характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

 осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

Личностные УУД:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

 установка на здоровый образ жизни;

 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;

Регулятивные УУД:

 определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий во время занятия;

 учиться работать по определенному алгоритму;

 организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;

 соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

 оценивать правильность выполнения действия;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

 проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

5. Формы реализации программы

Типы занятий:

 ознакомительные;

 тренировочные;

 итоговые.

Формы работы с детьми

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

1. Фронтальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Индивидуальные занятия.

4. Военно-спортивные праздники.

5. Спортивные развлечения.

6. Дни здоровья.

Методы работы с детьми

- метод сравнения - наглядно демонстрирует образцы правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

- метод звуковых и пространственных ориентиров;

- метод наглядно-слухового показа;

- метод коммуникативного соревнования.

6.Ожидаемые результаты

 Повышение уровня физической подготовки учащихся

 Повышение интереса к туризму и спорту

 Приобретение спортивных и туристических навыков

 Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России


7. Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет ОБЖ

Тренажерный зал

Спортивный зал школы

Стул ученический-30

Стол ученический-15

Стул учительский-1

Шкаф книжный-3

Доска классная-1

Ноутбук - 1

Проектор-1

Лазерный стрелковый тир "Патриот"- 1

Макет АК-74 цельнометаллический-4

Компас-4

Палатка-1

Перевязочные материалы

Носилки-2

Медиатека по разделу «Стрелковое оружие»

Плакаты по устройству стрелкового оружия -комплект

Сейф для хранения оружия-1

Огнетушитель-1

Бинокль-1

Гранаты ученические-10

Мишени стрелковые-комплект

Место для проведения учебных стрельб

Маты гимнастические-10

Скамейки гимнастические-6


Используемая литература

  1. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Аверин А.И., Выдрин И.Ф.  Начальная военная подготовка. М.;Просвещение,1984.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.,М; Просвещение,2008.
  5. Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977.
  6. Жук А.Б. «Винтовки и автоматы», Военное изд.,2007.
  7. Наставление по огневой подготовке «Автомат Калашникова»

Электронные образовательные ресурсы

Медиатека по курсу ОБЖ, раздел «Стрелковое оружие» (учебные фильмы, видеофрагменты, презентации).


ПРИЛОЖЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий в тренажерном зале

1. Общие требования охраны труда

   1.1.  К занятиям в тренажерном зале допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Обучающиеся подготовительной и специальной медицинских групп к занятиям в тренажерном зале не допускаются.

   1.2.  Обучающиеся должны соблюдать правила использования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха.

   1.3.  При проведении занятий в тренажерном зале возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

— травмы при проведении занятий на неисправных, непрочно установленных и не закрепленных тренажерах;

—  травмы при нарушении правил использования тренажеров, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха.

   1.4.  Занятия в тренажерном зале необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.

   1.5.  Тренажерный зал должен быть оснащен медицинской аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

   1.6. Учитель (преподаватель, тренер) и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Тренажерный зал должен быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляцией.

    1.7.   Каждый тренажер должен быть обеспечен инструкцией по без опасности проведения занятий.

   1.8.  О каждом несчастном случае с обучающимся пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, тренеру), который сообщает о несчастном случае администрации учреждения и принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему.

   1.9.  Во время занятий в тренажерном зале обучающиеся должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

   1.10.  Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости] подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда

2. Требования охраны труда перед началом занятий

    2.1.  Тщательно проветрить тренажерный зал.

   2.2.  Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

   2.3.  Проверить исправность и надежность установки и крепления всех тренажеров.

   2.4.  Провести целевой инструктаж обучающихся по безопасным приемам проведения занятий на тренажерах.       

3. Требования охраны труда во время занятий

   3.1.  Начинать выполнение упражнений на тренажерах и заканчивать их только по команде (сигналу) учителя (преподавателя, тренера).

   3.2.  Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажерах.

   3.3.  Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.

   3.4.  Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя (преподавателя, тренера), самовольно не предпринимать никаких действий.

   3.5.  Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

   4.1.  При возникновении неисправности в работе тренажера или его поломке прекратить занятия на тренажере, сообщить об этом учителю (преподавателю, тренеру). Занятия продолжать только после устранения неисправности тренажера.

   4.2.  При получении обучающимся травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

   4.3.  При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из тренажерного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании занятий

   5.1.  Привести в исходное положение все тренажеры, проверить их исправность.

   5.2.  Проветрить тренажерный зал и провести влажную уборку.

   5.3.  Снять спортивную одежду, спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

   5.4.  Проверить противопожарное состояние тренажерного зала и выключить свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы

Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...

Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь

Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...

Программа "Патриоты России"

Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...