Программа военно-патриотического воспитания
материал по обж (10 класс) на тему
Программа для учителей ОБЖ, ОВС и физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._voenno-patr._vospitaniya.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Программа
военно-патриотического воспитания
на 2013 - 2015 годы
Пояснительная записка
к Программе «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы».
Введение:
2. Пояснительная записка
Программа «Военно-патриотическое воспитание обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинская средняя общеобразовательная школа на 2011–2015 годы» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа военно-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучающихся. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.
Поэтому военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи:
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма
Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возникло стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.
Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношества к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга.
Наблюдается рост числа наркоманов среди молодежи.
В то же время размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что более 40% подростков с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.
Таким образом, анализ поведения молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи разработка и принятие городской программы являются крайне актуальным и необходимым.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории села, жителей села в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.
Цель и задачи Программы:
Целью Программы является создание системы военно-патриотического воспитания школьников, обеспечивающей формирование морально-психологической и физической готовности и способности молодежи к военной службе и успешной социализации в обществе.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Создание условий для овладения обучающимися основ военной службы.
2. Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
3.Создание условий для приобретения учащимися навыков безопасности жизнедеятельности, эмоционально волевой устойчивости в экстремальных условиях.
4. Воспитание у подростков ответственности, сознательности и коммуникативности.
5. Формирование интереса к истории и традициям Вооруженных Сил.
Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти с. Устье, ГГОВД, ОГИБДД ОМВД, ВУС, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
Механизм реализации Программы:
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет педагогический совет школы. Педагогический совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители, работники соответствующих учреждений города.
Данная Программа соответствует учебной программе по курсу изучения ОБЖ и физической культуры. Программа «Военно-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ УСОШ на 2011–2015 годы» может быть применена преподавателями ОБЖ и физической культуры филиалов в адаптированном варианте для соответствующего филиала, классными руководителями, руководителями кружков социально-гуманитарного направления.
Результативность реализации Программы.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Реализация Программы в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти, военным комиссариатом, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать в патриотическом воспитании школьников, обеспечению безопасности обучающихся.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины, повышение авторитета школы.
Основные направления реализации программы
«Военно-патриотическое воспитание обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы
на 2011–2015 годы»
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания школьников.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
∙ определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
∙ обогащение содержания патриотического воспитания;
∙ развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
∙ усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
∙ воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
∙ воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
∙ повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
2. Развитие научно-теоретических и методических основ
патриотического воспитания обучающихся.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
∙ продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
∙ разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности школьника как патриота России;
∙ разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
∙ разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий обучающихся;
∙ изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
3. Координация деятельности общественных организаций
(объединений) в интересах патриотического воспитания обучающихся.
Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
∙ создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию обучающихся школы;
∙ развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания обучающихся школы.
4. Информационное обеспечение в области
патриотического воспитания обучающихся.
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания учащихся предусматривается:
∙ поддержка и содействие расширению патриотической тематики в школьной газете, содействие развитию творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания.
5. Использование государственных символов России
в патриотическом воспитании обучающихся.
В целях изучения государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
∙ Участие в различных конкурсах школьного, муниципального и федерального уровня на знание государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации;
∙ проведение школьных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания с использованием государственных символов России;
∙ организация изучения на уроках и внеклассных мероприятиях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
∙ информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.
Список использованной литературы
1. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
2. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
3. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
5. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений – А.Т.Смирнов, 2010 г.;
6. Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс, Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2007 г.
7. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2007;
8. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;
9. «Основы подготовки к военной службе» - Методические материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2007г.;
10. Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Армпресс, 2001.
11. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
12. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.- В.И.Лях, 2010 г.
Мероприятия по реализации Программы
№п/п | Мероприятие | Период | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения» | Сентябрь 2013 г. | Директор школы, педколлектив, администрация школы, Совет школы
|
2 | Заседания педагогического совета школы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий | 1 раз 2013-2015 гг. | Председатель Совета, директор школы, члены Совета |
3 | Привлечение родителей обучающихся и работников соответствующих учреждений и организаций к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты, соревнования и др.) | 2013-2015 гг. | Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
4 | Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы | 2013-2015 гг. | Руководители методических объединений, учителя-предметники |
5 | Проведение конкурса методических разработок на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России», «Ветераны живут рядом», «Я - Гражданин России» и др. | 2013-2015 гг. | Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
6 | Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах (совместно с ВУС) ∙ Огневая подготовка ∙ Строевая подготовка ∙ Тактическая подготовка ∙ Физическая подготовка ∙ Гражданская Оборона ∙ Изучение Уставов | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры |
7. | Предоставление отчетов по призывникам в ВУС | Ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители |
8. | Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися | 2013–2015 гг. | Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры |
9. | Организация работы «Дружины Юных пожарных» - ДЮП | 2013–2015 гг. Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, вожатая |
10. | Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы | 2013-2015гг. раз в четверть | Преподаватель-организатор ОБЖ |
11. | Организация работы отряда Юных Инспекторов Движения - ЮИД | 2013–2015 гг. | Преподаватель-организатор ОБЖ, вожатая, сотрудники ГИБДД |
12. | Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы | 2013-2015 гг.
| Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, педагоги доп. обр. |
13. | Проведение конкурсов обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам | 2011–2015 гг. | Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, классные руководители |
14. | Подготовка и проведение воспитательных мероприятий и игр: - Урок Мужества - соревнования среди допризывников «К защите Родины готовы!»; - военно-патриотическая игра на местности игра «Зарница»; - конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»; - смотр строя и песни; - соревнования по военно-прикладным видам спорта; - праздник, посвященный Дню защитника Отечества; - День Защиты Детей. | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, классные руководители, вожатая |
15. | Подготовка и участие в районном соревновании «Туристический слёт» | 2013–2015 гг. ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры |
16. | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам | 2013–2015 гг. | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры |
17. | Проведение конкурса военно-патриотической инсценированной песни | 2013–2015 гг. | Музык.руководитель |
18. | Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам | 2013–2015 гг. | Зам.директора по восп. работе, музык.руководитель, пед.доп.образования, МО учителей литературы |
19. | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами локальных войн - Чечня, Афганистан | 2013–2015 гг. | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, классные руководители, вожатая, |
20. | Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне | 2013–2015 гг. | Заведующий библиотекой |
21. | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы | 2011–2015 гг. | Классные руководители |
22. | Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации | 2011–2015 гг. | Заместитель директора по воспитательной работе |
План
военно-патриотических и спортивных мероприятий
на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Классы | Ответственные | |
1. | Подготовка и проведение учебно-полевых сборов | июнь | 11 | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
2. |
Подготовка, участие в районном туристическом слете |
май |
8-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры | |
3. | Предоставление отчетов по призывникам в ВУС | В течение года | 8-11 | Кл.руковод. | |
4. | Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы |
Ежемесячно |
1-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
5. |
Внутришкольный легкоатлетический кросс |
сентябрь |
5-11 | Учителя физкультуры, уч.нач.классов, кл.руковод. | |
6. | Районный легкоатлетический кросс в зачет спартакиады школьников | май |
5-11 | Учителя физкультуры | |
7. | Определение уровня физической подготовленности школьников | В течение года |
1-11 | Учителя физкультуры, Уч.нач.классов | |
8. | Районные соревнования по волейболу |
октябрь |
| Учителя физкультуры | |
9. | Районные соревнования по баскетболу | февраль | 9-11 | Учителя физкультуры | |
10. | «Веселые старты» | В течение года | 1-4, 5-6 7-8 | Учителя физкультуры, уч.нач.классов | |
11. | Организация мед.обследования юношей, первоначальная постановка на воинский учёт |
январь |
9-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков. | |
12. | Подготовка и проведение оборонно-спортивного месячника, посвященного «Дню Защитника Отечества» (согласно плану) |
Январь- февраль |
2-11 | Учителя физкультуры, уч.нач.классов, вожатая | |
13. | Подготовка и проведение внутришкольного конкурса «Безопасное колесо» |
март |
4-5 | Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков., вожатая | |
14. |
Лыжные гонки «Быстрая лыжня» |
март |
5-11 | Учителя физкультуры | |
15. | Районный конкурс «Безопасное колесо» | Июнь | 4-5 | Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков., вожатая | |
16. | Районные соревнования по лыжным гонкам |
Март | Сб.обучающихся школы | Учителя физкультуры | |
17. |
Конкурс «Смотра строя и песни» посвящённый Дню Победы |
Май |
10-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов, вожатая., кл.руков. | |
18. | Конкурс военно-патриотической инсценированной песни, посвящённой Дню Победы |
Май | 1-4, 5-7 | Муз.руков,, уч.нач.классов, вожатая., кл.руков
| |
19. | Районный легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы |
Май
| Сб. учащихся школы | Учителя физкультуры | |
20. |
Торжественная линейка, посвященная Дню Победы |
Май
|
1-11 | Директор школы, кл.руководители | |
II. Классные часы | |||||
1. | «Битва под Москвой» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
2. | «Сталинградская битва» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
3. | «День Защитника Отечества» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
4. | «Блокада Ленинграда» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
5. | «Курская битва» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
6. | «Взятие Берлина» |
| 5-11 | Кл.руковод. | |
7. | Уроки Мужества |
| 1-11 | Кл.руковод. | |
III. Встречи | |||||
1. | С воинами-интернацианалистами, участниками военных действий. | В течение учебного года |
1-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов, вожатая., кл.руков. | |
2. |
С ветеранами ВОВ. | В течение учебного года |
1-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов, вожатая., кл.руков. | |
3. |
С работниками ОГИБДД ОМВД. | В течение учебного года |
1-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов, вожатая., кл.руков. | |
IV. Учебно-материальная база | |||||
1. | Изготовление и обновление стендов
|
В течение учебного года |
|
Преподаватель-организатор ОБЖ, уч. технологии | |
2. | Подготовка и участие в конкурсе-смотре учебой базы кабинетов ОБЖ | январь |
| Преподаватель-организатор ОБЖ | |
V. Занятия спортивных секций | |||||
1. |
Волейбол-баскетбол | Понедел. среда Пятница | Учащиеся среднего, старшего звена | Учитель физкультуры | |
2. |
Футбол | Вторник Четверг Суббота
| Учащиеся среднего, старшего звена | Учитель физкультуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Программа военно - патриотического воспитания
Программа ВПВ...
Программа военно-патриотического воспитания
Программа разработана для школьных Музеев Боевой Славы, предназначена для общеобразовательных школ....
Программа военно-патриотического воспитания "Патриот"
Программа «Патриот» срок реализации: 2 года возраст: 15-17 лет тип программы - модифицированная. Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» Бурыгин Ришат Миркатович, п...
Программа военно- патриотического воспитания "ПАТРИОТ"
Программа расчитана на учащихся 1-9 классов. Программа состоит из пояснительной записки, плана мероприятий, ожидаемых результатов от данной программы. Программа разработа на 3 года....
Программа военно-патриотического воспитания МБОУ "Мишковская СОШ"
В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический. Начало поисково-собир...
Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»
Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...