Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж на тему
Представленная рабочая программа разработат для 1-ых курсов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом Протокол № 4 от 27 марта 2014 года | Утверждено приказом №107- од от 03 апреля 2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
для специальности 49.02.01 Физическая культура
код наименование
наименование цикла Базовые дисциплины
(согласно учебному плану)
Номер группы:114 С
Максимальная учебная нагрузка обучающихся ,ч. 110 |
Самостоятельная работа ,ч. 40 |
Обязательная учебная нагрузка (всего),ч. 70 |
в том числе, ч.: |
теоретическое обучение,ч. 50 |
практические занятия, ч. 20 |
лабораторные занятия,ч. |
курсовая работа(проект),ч. |
г. Нижневартовск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура и с учетом Примерной программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, одобренной Директором Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО) 10.04 2008, утвержденной Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Разработчик:
Поляков Н.И. преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)
Естественных дисциплин
Руководитель методической комиссии (кафедры)
Каземирова В.Р.
преподаватель высшей квалификационной категории ___________
«_2__» сентября 2014 года
Эксперт: БУ НСГК преподаватель _____________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 22 |
| 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | ||
Теор. обучение | Лаб. и пр.занятия | Курс проект | ||||||
1 | 1 | 40 | 19 | 34 | 26 | 8 | ||
2 | 70 | 21 | 36 | 24 | 12 | Дифференцированный зачёт | ||
Итого | 110 | 40 | 70 | 50 | 20 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 110 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (при наличии) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | 11ч. | ||
Введение | Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. | 1 | 2 | |
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№1 Учись управлять собой. | 1с | |||
Тема 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья | Содержание учебного материала | |||
1 | Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №1. Двигательная активность и закаливание организма. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №2 Самовоспитание физических качеств. | 1с | |||
Тема 1.3. Вредные привычки | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№3 Причины наркомании в России. | 1с | |||
Тема 1.4. Алкоголь и его влияние на здоровье человека | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №4 Причины алкоголизма. | 1с | |||
Тема 1.5. Курение и его влияние на состояние здоровья | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№5 Влияние курения на спортивные результаты. | 1с | |||
Тема 1.6. Наркотики. | Содержание учебного материала |
| ||
1 | Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №2 Профилактика наркомании. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 1.7. Репродуктивное здоровье. | Содержание учебного материала | |||
1 | Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие.№3 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №6 Закаливание организма. | 1с | |||
Тема 1.8. Основные инфекционные болезни. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№7 Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. | 1с | |||
Тема 1.9. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях | Содержание учебного материала | |||
1 | Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №4 Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№8 Виды повязок и правила их наложения. | 1с | |||
Тема 1.10. Первая медицинская помощь при заболеваниях сердца. | Содержание учебного материала | |||
1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятия №5Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №9 Причины сердечной недостаточности. | 1с | |||
Раздел 2. | Государственная система обеспечения безопасности населения. | 17 ч. | ||
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). ………. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№10 Правила поведения при ЧС в образовательном учреждении. | 1с | |||
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№11 Что должен знать и уметь каждый студент при ЧС. | 1с. | |||
Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№12 История создания Гражданской обороны в России. | 1с | |||
Тема 2.4. Структура и органы управления гражданской обороной. | Содержание учебного материала | |||
1 | Структура и органы управления гражданской обороной | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №6. Структура и управление гражданской обороной. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №13 Медицинские силы ГО | 1с | |||
Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№14 История создания атомного и химического оружия. | 1с | |||
Тема 2.6. Оповещение и информирование населения об опасностях | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№15 Сигналы воздушной радиационной и химической тревоги. | 1с. | |||
Тема 2.7. Организация инженерной защиты населения. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№16 Виды средств коллективной защиты населения. Правила поведения в СКЗ. | 1с | |||
Тема 2.8. Защитные сооружения гражданской обороны | Содержание учебного материала | |||
1 | Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие. №7 Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№17 Простейшие виды укрытия. | 1с. | |||
Тема 2.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №18 Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ | 1с | |||
Тема 2.10. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.11. Основные направления защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала | |||
1 | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №8 Правила поведения при эвакуации | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.12. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.13. Правовые основы организации защиты населения | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.14. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.15. Полиция в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.16. Другие государственные службы в области безопасности. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Служба скорой медицинской помощи.Другие государственные службы в области безопасности. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.17. Проверочная работа по разделам 1 и 2. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Проверочная работа по разделам 1 и 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Раздел 3. | Основы обороны государства и воинская обязанность. | 35 ч. | ||
Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.…………. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся. . | * | |||
Тема 3.2. Создание советских Вооружённых сил. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Создание советских Вооружённых сил, их структура и предназначение. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.3. Вооруженные Силы Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.4. Организационная структура Вооруженных Сил | Содержание учебного материала | |||
1 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.5. Сухопутные войска | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №19 Основные виды вооружения видов и родов войск ВС РФ. | 1с | |||
Тема 3.6. Военно-Воздушные Силы | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №20 Структура ВВС РФ | 1с | |||
Тема 3.7. Военно-морской флот. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№21 Летчики-герои Великой отечественной войны. Презентация. | 1с | |||
Тема 3.8. Ракетные войска стратегического назначения | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №22 Состав и структура РВСН | 1с | |||
Тема 3.9. Космические войска | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Космические войска: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 23 Космические войска РФ. Структура. Образование. | 1с | |||
Тема 3.10. Воздушно-десантные войска | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№24 История создания краповых беретов. | 1с | |||
Тема 3.11. Другие войска. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№25 Воины-интернационалисты Нижневартовска. Презентации. | 1с | |||
Тема 3.12. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №26 Угрозы национальной безопасности России. | 1с | |||
Тема 3.13. Воинская обязанность. | Содержание учебного материала | |||
1 | Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие № 9 Составление таблицы категорий годности призывника. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся.№27 Составить кроссворд на тему «Вооружённые силы России». | 1с. | |||
Тема 3.14. Обязанности граждан по воинскому учёту. | Содержание учебного материала | |||
1 | Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №10 Составление алгоритма действий при подготовке призывника к первоначальной постановке на воинский учет. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 28 Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Состав комиссии. | 1с | |||
Тема 3.15. Обязательная подготовка граждан к военной службе. | Содержание учебного материала | |||
1 | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие № 11 Составление таблицы мероприятий обязательной подготовки гражданина к военной службе. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№29 Музейная педагогика, назначение и роль в обязательной подготовке граждан к ВС | 1с | |||
Тема 3.16. Добровольная подготовка граждан к военной службе. | Содержание учебного материала | |||
1 | Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия №12 Составление сравнительной таблицы мероприятий обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №30 Подготовка офицеров на военных кафедрах ВУЗов | 1с | |||
Тема 3.17. Призыв на военную службу. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №31 Организация призыва на военную службу. | 1с | |||
Тема 3.18. Основные условия прохождения военной службы по контракту | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №32 Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. | 1с | |||
Тема 3.19. Альтернативная гражданская служба | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №33 Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. | 1с | |||
Тема 3.20. Общие права и обязанности военнослужащих | Содержание учебного материала | |||
1 | Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №13 Соотнесение прав и обязанностей военнослужащих | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 34 Виды наказаний военнослужащих за совершенные правонарушения | 1с | |||
Тема 3.21. Соблюдение норм международного гуманитарного права. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Соблюдение норм международного гуманитарного права. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№35 Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых сил Российской Федерации. | 1с | |||
Тема 3.22. Военнослужащий – защитник своего Отечества | Содержание учебного материала | |||
1 | Военнослужащий – защитник своего Отечества. Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №14 Составление таблицы боевых традиций ВС РФ | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№36 Боевые традиции ВС РФ | 1с | |||
Тема 3.23. Военнослужащий – специалист | Содержание учебного материала | |||
1 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие №15 Соотнесение видов воинской деятельности их содержанию | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихсся | * | |||
Тема 3.24. Требования воинской деятельности к гражданину. | Содержание учебного материала | |||
1 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия № 16 Соотнесение видов и родов войск ВС РФ их назначению. | 1п | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.25. Виды воинской деятельности | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся №37 Новинки вооружения современных ВС РФ . Презентация. | 1с | |||
Тема 3.26. Требования к качествам призывника. | Содержание учебного материала | |||
1 | Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие № 17 Соотнесение требований к военнослужащим по родам и видам ВС РФ | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.27. Военнослужащий – подчинённый. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.28. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.29. Воинская дисциплина | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3. 30. Уголовная ответственность за преступления против военной службы | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№38 Сообщениена тему «Понятие о чести и достоинстве военнослужащего, в чём они проявляются». | 1с | |||
Тема 3.31. Как стать офицером Российской армии. | Содержание учебного материала | |||
1 | Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия № 18 Составление алгоритма действий при поступлении в высшие военно-учебные заведения на основании предъявляемым требованиям. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.32. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.33. Символы воинской чести. | Содержание учебного материала | |||
1 | Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие № 19 Соотнесение орденов и медалей ВС РФ их статуту. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.34. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.35. Проверочная работа по разделу 3. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Проверочная работа по разделу 3. | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Раздел 4. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 7 ч. | ||
Тема 4.1. Социальная роль женщины в современном обществе | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 39 Неблагоприятные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины. | 1с | |||
Тема 4.2.. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | * | |||
Тема 4.3. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. | Содержание учебного материала | |||
1 | Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие № 20 Составление режима дня подростка. | 1п | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся№40 Изучение Семейного кодекса РФ. | 1с | |||
Тема 4.4.. Влияние двигательной активности на здоровье человека. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 4.5. Правовые аспекты взаимоотношения полов | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. | 2 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | * | |||
Тема 4.6. Дифференцированный зачёт | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Дифференцированный зачёт | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Всего: | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности» и тира.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы и стулья по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты, стенды;
- противогазы (ГП-5, ГП-7), респираторы (Р-2)
- индивидуальные аптечки (АИ-1, АИ-2)
- комплект мультимедийных презентаций к урокам.
- автоматы Калашникова (АК-74)
Оборудование тира:
- пневматические винтовки (МП-512);
- комуфляжная форма.
Технические средства обучения: ПК телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223с. - (Академический школьный учебник.)
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223с. - (Академический школьный учебник.)
Дополнительная литература
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / И.К. Топоров. – 6-е изд. – М.: Просещение, 2008. – 256с.
Интернет-ресурсы
- http://www.nv-study.ru/ - Официальный сайт БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
- http://www.ucheba.com/ - Образовательный портал «Учёба».
- http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал - официальный сервер российского школьного образования.
3.3. Используемые образовательные технологии
При реализации рабочей программы используются образовательные технологии, обеспечивающие выполнение требований ФГОС СПО, работодателей к результатам и условиям реализации основной профессиональной образовательной программы. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий ( деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и решение педагогических задач, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, строевая подготовка, сборка-разборка АК) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих компетенций обучающихся.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Практические занятия, решение педагогических задач, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, тренинговые занятия, строевая подготовка, сборка-разборка АК. |
Знать:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Практические занятия, решение педагогических задач, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, тренинговые занятия, строевая подготовка, сборка-разборка АК. |
Аннотация рабочей программы
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
для специальности 050141 Физическая культура
код наименование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, одобренной Директором Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО) 10.04 2008, утвержденной Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 110 часов , в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 70 часов, самостоятельная работа – 40 часов.
Вид промежуточной аттестации - дифференцированный зачет.
Наименование разделов дисциплины:
- Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
- Государственная система обеспечения безопасности населения.
- Основы обороны государства и воинская обязанность.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-59842-1695624780.jpg)
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-59842-1695624780.jpg)
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376317-1388918248.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей СПО технического профиля
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей СПО технического профиля...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-646181-1435553311.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 101101 Гостиничный сервис и с учетом Примерной прог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980245-1512032862.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-1122923-1551502757.jpg)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...