ОБЖ 6 класс. Открытый урок «Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека».
методическая разработка по обж (6 класс) на тему
Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Факторы, разрушающие здоровье». Форма дискуссии поможет учителю преподнести достаточно сложный материал интересно и поучительно. Обучающиеся должны осознать, что употребление наркотиков (психотропных веществ) несовместимо со здоровьем человека, что опасность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытства, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик. Основу урока составляет применение мультимедийной презентации, которая позволяет:
- активировать внимание учащихся
- создать яркие наглядные образы
- способствует эффективности урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме "Факторы, разрушающие здоровье" | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Открытый урок
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ
на здоровье человека
Томаженков С.Н.,
преподаватель – организатор
ОБЖ и основ военной подготовки
Тверь
2013
Утверждаю
Преподаватель – организатор
(руководитель отдельной дисциплины)
ОБЖ и основы военной подготовки
Е. Петров
« » декабря 2013 г.
План открытого урока
по основам безопасности жизнедеятельности
с обучающимися 6 класса
Тема урока: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ
на здоровье человека.
Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке основы безопасности жизнедеятельности с использованием технологии критического мышления
Цели урока:
познакомить обучающихся с понятием психоактивных веществ и возможными негативными последствиями их употребления;
формировать умения в определении способов противодействия первичному употреблению психоактивных веществ;
формировать умение применять алгоритм рассуждения по данной теме.
Развивающие:
развивать критическое мышление на основе анализа негативных примеров злоупотребления психоактивными веществами;
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; содействовать умению осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
развитие требовательности к себе и другим;
воспитание мотивации обучения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков
Вид урока: комбинированный урок
Материальное обеспечение урока:
1. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М., «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс».- М.: Просвещение, 2009.
2. Л.П. Попов., Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности.
В помощь школьному учителю.- М.: ВАКО, 2008.
3. Аудивизуальная информация (презентация).
4. Интерактивная доска.
Учебные вопросы:
1.Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Преподаватель-организатор ОБЖ и основ военной подготовки: Томаженков С.Н.
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия, на которых технология применяется | Компетенции |
Технология развития критического мышления | Мотивация и целеполагание Самоопределение к деятельности. Рефлексия деятельности Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, отвечают на предложенные вопросы теста | личностные: Самоопределение, смыслообразование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия |
ИКТ | Формирование новых знаний, умений и навыков Формирование понятий «психотропные вещества», «наркотики» через познавательную деятельность учащихся и постановку учебных проблем.
| познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; куммуникативные: общение, ответы на вопросы; информационные: получение информации из различных источников; рефлексивные: умение суворовца действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что получил? |
Технология проблемного обучения | Мотивация и целеполагание Создание преподавателем проблемной ситуацию с целю формулировки суворовцами целей урока Рефлексия Совершенствование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности практического содержания и воинской направленности | регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
План урока
№ п/п | Содержание урока | Время, мин | Работа обучающихся |
I | Организация начала урока. Проверка готовности взвода к уроку.
| 1 | Рапорт ЗКВ, проверяют подготовленность учебного места; внешнего вида; приветствуют преподавателя. |
II | Активизация опорных знаний: Фронтальная беседа 1. Что такое «вредные привычки» и к чему они могут привести. Какие из них Вам известны? 2. Каковы причины возникновения вредных привычек? 3.Что такое никотинизм? В чём он проявляется и каковы его последствия? | 5 | Отвечают на поставленные вопросы.
|
III | Мотивация и целеполагание. Создав проблемную ситуацию преподаватель подводит суворовцев к формулировке цели урока. Цели урока: 1. Определить понятие « наркотики», «психотропное вещество». 2. Изучить механизм воздействия наркосодержащих веществ и токсинов на организм человека. 3. Формировать отрицательное отношение к употреблению (в т.ч. первичному) данных веществ. | 2 | Формулируют цели урока. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения.
|
IV | Формирование новых знаний, умений и навыков. 1. Психоактивные вещества и их влияние на организм человека: - понятие «психоактивное вещество», «наркотики», «наркомания (токсикомания)»; - характер воздействия психоактивных веществ на организм человека; - механизм возникновения заболевания наркоманией; - последствия приёма наркотиков и психоактивных веществ для здоровья человека; - причины употребления наркотиков. 2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ: - «мифы» о наркотиках; - основные правила противодействия употреблению наркотиков. | 28 | Слушают преподавателя, получают знания из различных источников. Работают в группах и формулируют правила «Наркотикам -нет!». |
V | Рефлексия Разбив класс на группы преподаватель проводит блиц-опрос, выводом которого является определение степени усвоения материала и понимание обучающимися вреда здоровью и негативных последствий употребления психоактивных веществ (наркотиков) (Слайд 18,19,20,21,22): Задание1. Ответить на предложенные вопросы, обосновав свои ответы. Задание 2. Совместно с преподавателем сформулировать основные правила поведения способствующие избежать употребление психоактивных веществ. | 6 | Работают самостоятельно, проводят анализ и сравненение. Отвечают на поставленные вопросы. Делают обоснование или опровержение выдвинутых гипотез. |
VI | Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями. | 2 | Выслушивают оценку работы каждого суворовца и взвода в целом. Осуществляют самооценку своей деятельности. |
VII | Задание на самостоятельную подготовку. 1. Повторить конспект занятия. 2. Учебник ОБЖ для 6 класса, п.7.5,7.6, изучить и ответить на вопросы. 3. Составить комикс о вреде и последствиях приёма наркотиков. | 1 | Записывают задание в рабочую тетрадь.
|
Преподаватель-организатор ОБЖ и основ военной подготовки
С. Томаженков
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности взвода к уроку: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение сумок и порядок на рабочих местах.
Доклад ЗКВ и приветствие преподавателя.
- Актуализация знаний
Фронтальная беседа:
- Что такое «вредные привычки» и к чему они могут привести. Какие из них Вам известны?
Привычки наносящие вред здоровью. Курение (никотинизм), злоупотребление алкоголем, переедание (обжорство), и т.п.
- Каковы причины возникновения вредных привычек?
Невоздержаность, слабоволие, пример окружающих, усиленная реклама табачных
изделий, алкоголя, их доступность, стремление показаться перед сверстниками и т.п.
- Что такое никотинизм? В чём он проявляется и каковы его последствия?
Никотинизм - употребление табака методом курения и вдыхания его дыма
- Мотивация и целепологание
Чтобы правильно оценивать опасности вредных привычек и их последствия разберём пример злоупотребления, т.е. употребления не в медицинских целях, психоактивных
веществ.
Основными опасностями их употребления являются быстрое привыкание, химическая и физическая зависимость, угасание сознания и жизненной активности и, в конечном
итоге, болезни и гибель. Причины этого явления, а самое главное - пути их преодоления,
мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что Вы сегодня должны
выяснить?
1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
IV. Формирование знаний, умений и навыков.
1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Почему происходит заболевание?Человек получает удовольствие от жизни благодаря нейростимуляторам , вырабатываемым в его организме.
Нейростимуляторы – психоактивные хим.вещества, молекулы которых способны реагировать с нервными клетками организма, вызывая их активность(Слайд 6).
Что такое психоактивные вещества?
Психоактивными веществами называются химические вещества естественного или искусственного происхождения, употребление которых приводит к изменениям психического состояния человека
Злоупотребление психоактивными веществами – это употребление их с немедецинскими целями(Слайд 7).
Что происходит при искусственном введении в организм психоактивных веществ?
Во - первых – организм не контролирует количество искусственно вводимых веществ - может возникнуть передозировка…
Во-вторых – для получения удовольствия не требуется никаких усилий – ослабляется организм…
В-третьих – уменьшается возможность человека получить удовольствие естественным путём…
В-четвёртых –организм, привыкая к постоянному введению наркотика не может обходится без них…
Возникает наркотическая зависимость – наркомания…(Слайд 8).
Наркомания (наркозависимость )- неудержимое болезненное пристрастие к употреблению наркотических веществ.
Наркомания влечёт постоянное увеличение доз, формирование психической и физической зависимости от наркотика.
Наркотики: морфин, кофеин, героин, промедол, кокаин, гашиш, ЛСД, экстази, марихуана и пр. (Слайд 9).
Токсикомания – пристрастие к употреблению токсических веществ. Механизм воздействия токсинов на головной мозг несколько другой, чем у психоактивных веществ. Токсины убивают клетки головного мозга или снижают их активность, что влечёт галлюцинации, токсическое опьянение и сон, сопровождающийся различными ведениями. Токсические вещества вызывающие галюцинации (галюциногенны):
- никотин; - алкоголь; - некоторые грибы и растения
- растворители, лаки, клеи и т.п (Слайд 10).
Каков механизм заболевания наркоманией?
1 этап – первая проба(из интереса, за компанию, из чувства «ложной» взрослости и т.п.)
2 этап – привыкание к получению удовольствия с помощью наркотиков (быстро, без особых усилий и знаний, нет необходимости контролировать себя и т.п.)
3-й этап – приобретение физической зависимости от употребления наркотиков (плохое самочуствие («ломка»), нервозность …)
4- й этап – увеличение дозы наркотика от приёма к приёму ( прежнее количество не приносит удовлетворения) и гибель от передозировки или приобретённых заболеваний (заражение крови, гепатит С, СПИД и т.п.) (Слайд 11).
Промежуточная рефлексия
Задание. Определите какой вред наносит употребление наркотиков организму? (работа по группам):
Последствия употребления наркотиков:
1. Потеря интереса к жизни, апатия.
2. Психические расстройства.
3. Преждевременное старение.
4. Физическое истощение.
5. Ослабление иммунитета.
6. Заражение крови, инфекции.
Каждая группа обосновывает свою точку зрения. Делаем вывод и записываем (Слайд 12).
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Вместе с тем, несмотря на эти последствия год от года число наркоманов и токсикоманов в нашей стране растёт. В чём же причина этого бедствия, ежедневно уносящего множество жизней?
Мифы о наркотиках:
Миф первый. Наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные», «соскочить» никогда не поздно…
Миф второй. Наркотики – делают человека свободным, помогают решать
жизненные проблемы…
Миф третий.«Кайф» улучшает восприятие окружающего мира, усиливает
ощущения от жизни…
Демонстрируя анимацию, преподаватель подводит обучаемых к выводу о ложности этих мифов и их последствиях. (Слайды 14, 15,16,17).
Причины распространения наркотиков:
- Усиленная пропаганда весёлого образа жизни.
- Хитрость и жадность наркоторговцев.
- Отсутствие у подростков жизненного опыта.
- Глупость и отсутствие самоконтроля.
- Пример окружающих.
- Доступность наркотических (токсических) средств.
4.Рефлексия
Разбив класс на группы преподаватель проводит блиц-опрос, выводом которого является
определение степени усвоения материала и понимание обучающимися вреда
здоровью и негативных последствий употребления психоактивных веществ
(наркотиков) (Слайд 18,19,20,21,22):
Задание1. В чём причина распространения наркотиков среди подростков?
1. Они действуют также как алкоголь, но его продают с 21 года.
2. Попытка легко уйти от жизненных трудностей и проблем, непонимания
окружающих.
3. Они стимулируют мозговую активность и помогают учить уроки.
4. Они способствуют поддержанию хорошего настроения и физической формы.
Задание 2. Можно ли иногда употреблять «лёгкие» наркотики?
1. Да, но только в небольших дозах для поднятия настроения.
2. Да, для снятия боли и напряжения при значительных физических нагрузках.
3. Можно, но только с друзьями или хорошо знакомыми людьми.
4. Нет, это неминуемо приведёт к наркотической зависимости.
Задание 3. Можно ли наркоману самостоятельно отказаться от приёма наркотиков?
1. Конечно, нужна только сила воли и помощь близких людей.
2. Да, сейчас очень хорошая медицина и много народных средств.
3. Нет, наркомания – это полная психологическая и физическая зависимость
от наркотиков.
4. Возможно, но нужно очень долго лечиться в специальной клинике.
Задание 4. Что делать если ваш друг употребляет наркотики?
1. Серьёзно поговорить с ним и взять обещание никогда так больше не делать.
2. Высмеять его и пообещать рассказать взрослым.
3. Не давать ему возможности употреблять наркотики (мешать употреблению,
отбирать купленные наркотики, побить).
4. Забыть, что у вас был такой друг.
Задание 5. Что делать если вам друзья предложили «покурить»?
1. Отказаться, сказав, что вы уже пробовали и вам не понравилось.
2. Попробовать после того, как это сделают все остальные.
3. Сделать пару затяжек, ничего страшного в этом нет.
4. Отказаться, пообещав, что обязательно расскажите взрослым.
Предложите свои правила «Нет - наркотикам!».
После обсуждения в группах формулируем эти правила:
1 правило. «НЕТ» - на все предложения попробовать наркотик.
2 правило. «НЕТ» - друзьям и компаниям, где принимают наркотик.
3 правило. «НЕТ» - безделью и праздному времяпровождению.
4 правило. «НЕТ» - нерешительности, трусости и боязни сказать «НЕТ!»
Помните!
- Наркотик – это возбудитель болезни.
Попав в организм человека он запускает необратимый процесс наркомании.
- Лучшее средство профилактики наркомании – активная жизнь, расширение своих знаний об окружающем мире, путешествия, увлечения, спорт…
- Подведение итогов
Преподаватель даёт оценку работы на уроке каждого обучающегося, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.
VI. Задание на самоподготовку:
Повторить конспект занятия.
Учебник ОБЖ для 6 класса, п.7.5, 7.6,изучить и ответить на вопросы.
Составить комиксы о вреде и последствиях приёма наркотиков (преподаватель показывает на слайде примеры таких комиксов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста. Темы занятий - Знакомство. Озна...
Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения к здоровью у подро...
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ
Классный час о вреде наркотиков....
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье. (электронный учебник)
Электронный учебник (дополнение к учебнику: Основы безопасности жизнедеятельности, Смирнов А.Т. Хренников Б.О.), для учеников 5-11 классов. Учебник содержит основную информацию о вреде упо...
план-конспект урока "Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека".
Тема: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Класс 6.Цель: Сформировать знания учащихся о наркомании и влиянии наркотических веществ на организм человека.Задачи:О...
план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».
План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...
Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».
Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков новым формам поведения, формируется стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...