ОБЖ 6 класс. Открытый урок «Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека».
методическая разработка по обж (6 класс) на тему

Томаженков Сергей Николаевич

Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Факторы, разрушающие здоровье». Форма дискуссии  поможет учителю преподнести достаточно сложный материал интересно и поучительно. Обучающиеся должны осознать, что  употребление наркотиков (психотропных веществ) несовместимо со здоровьем человека,   что опасность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытства, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик. Основу урока составляет применение мультимедийной презентации, которая позволяет:

- активировать внимание учащихся

- создать яркие наглядные образы

- способствует эффективности урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное

учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Описание: Эмблема ТвСВУ

 

Открытый урок

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ

на здоровье человека

Томаженков С.Н.,

преподаватель – организатор

ОБЖ  и  основ военной подготовки

Тверь

2013                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                 Утверждаю  

                                                                                                 Преподаватель – организатор

                                                                                       (руководитель  отдельной дисциплины)

                                                                                           ОБЖ и основы военной подготовки

                                                                                                                                         Е. Петров

                                                                                                         «     » декабря  2013 г.

     

План  открытого урока

по  основам безопасности жизнедеятельности

с обучающимися 6 класса

Тема урока: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ

на здоровье человека.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке основы безопасности жизнедеятельности с использованием  технологии критического мышления

   

Цели урока:

Образовательные:

познакомить обучающихся с понятием психоактивных веществ и возможными негативными последствиями их  употребления;

формировать умения в определении способов  противодействия первичному употреблению психоактивных веществ;

формировать умение применять алгоритм рассуждения по данной теме.

Развивающие:

развивать критическое мышление на основе анализа негативных примеров злоупотребления психоактивными веществами;

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; содействовать умению осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

способствовать формированию  ответственного отношения к  своему здоровью.

развитие требовательности к себе и другим;

воспитание мотивации обучения, положительного отношения к знаниям. 

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков

Вид урока: комбинированный урок

 

 Материальное обеспечение урока:

1.  А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М., «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс».-   М.: Просвещение, 2009.

2.   Л.П. Попов., Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности.

В помощь школьному учителю.- М.: ВАКО, 2008.

3.  Аудивизуальная информация (презентация).

4.  Интерактивная доска.

 Учебные вопросы:

1.Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Преподаватель-организатор ОБЖ и основ военной подготовки: Томаженков С.Н.

 

 

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

Технология развития

критического мышления

Мотивация

и целеполагание

Самоопределение

к деятельности.  

Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, отвечают на предложенные вопросы теста

личностные:

Самоопределение,

смыслообразование;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия

ИКТ

Формирование новых

знаний, умений и навыков

Формирование понятий «психотропные вещества», «наркотики» через познавательную деятельность учащихся и постановку учебных проблем.

 

познавательные:

логические - анализ объектов с целью выделения признаков;

куммуникативные:

общение,

ответы на вопросы;

информационные:

получение информации из различных источников;

рефлексивные: 

умение суворовца действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что получил?

Технология проблемного обучения

Мотивация

и целеполагание

Создание преподавателем проблемной ситуацию  

с целю формулировки суворовцами целей урока

Рефлексия

Совершенствование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности  практического содержания и воинской направленности

регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

логические - формулирование проблемы.

План урока

№ п/п

                            Содержание урока

Время, мин

Работа

обучающихся

I

Организация начала урока.

Проверка готовности взвода к уроку.

   

1

Рапорт ЗКВ,

проверяют подготовленность учебного места; внешнего вида;  приветствуют

преподавателя.

II

Активизация опорных знаний:

 Фронтальная беседа

1. Что такое «вредные привычки» и к чему они могут привести. Какие из них Вам известны?

2. Каковы причины возникновения вредных привычек?

3.Что такое никотинизм? В чём он проявляется и каковы его последствия?

5

Отвечают  на поставленные вопросы.  

 

 

III

Мотивация и  целеполагание.

Создав проблемную ситуацию преподаватель подводит суворовцев к формулировке цели урока.

Цели урока:

1. Определить понятие « наркотики», «психотропное вещество».

2. Изучить механизм воздействия наркосодержащих веществ и токсинов на организм человека.

3. Формировать отрицательное отношение  к употреблению (в т.ч. первичному) данных веществ.

2

Формулируют

цели урока.  

Вспоминают, что им

известно по изучаемому

вопросу, делают предположения. 

 

IV

Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.  Психоактивные вещества   и их влияние на организм человека:

- понятие «психоактивное вещество», «наркотики»,

«наркомания (токсикомания)»;

- характер воздействия психоактивных веществ

на организм человека;

- механизм возникновения заболевания наркоманией;

- последствия приёма наркотиков и психоактивных

веществ для здоровья человека;

- причины употребления наркотиков.

2.  Профилактика употребления наркотиков и других

психоактивных веществ:

-  «мифы» о наркотиках;

-  основные правила противодействия употреблению

наркотиков.  

28

Слушают

преподавателя, получают знания

из различных

источников.

Работают

в группах и формулируют

правила

«Наркотикам -нет!».

V

Рефлексия

Разбив класс на группы преподаватель проводит блиц-опрос, выводом которого является  определение степени усвоения материала и понимание обучающимися вреда здоровью и негативных последствий употребления психоактивных веществ (наркотиков) (Слайд 18,19,20,21,22):

Задание1.  Ответить на предложенные вопросы, обосновав свои ответы.

Задание 2. Совместно с преподавателем сформулировать основные правила поведения способствующие избежать употребление психоактивных веществ.

6

Работают самостоятельно,

проводят анализ

и сравненение. Отвечают  

на поставленные вопросы.

Делают обоснование или опровержение выдвинутых гипотез.

VI

Подведение итогов урока.

Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями.

2

Выслушивают оценку работы каждого суворовца и взвода

в целом.  

Осуществляют самооценку своей деятельности. 

VII

Задание на самостоятельную подготовку.

1. Повторить конспект занятия.

2. Учебник ОБЖ для 6 класса, п.7.5,7.6, изучить и ответить на вопросы.

3. Составить комикс о вреде и последствиях приёма наркотиков.  

1

Записывают

задание

в рабочую

тетрадь.

   

 

Преподаватель-организатор ОБЖ и основ военной подготовки

                                                                                     

                                                                                  С. Томаженков

Ход  урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности взвода к уроку: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий,  размещение сумок и порядок на рабочих местах.

Доклад ЗКВ и приветствие преподавателя.                                                          

  1. Актуализация знаний                                                                                        

Фронтальная беседа:

  1. Что такое «вредные привычки» и к чему они могут привести. Какие из них Вам      известны?

Привычки наносящие вред здоровью. Курение (никотинизм), злоупотребление алкоголем, переедание (обжорство), и т.п.

  1. Каковы причины возникновения вредных привычек?

Невоздержаность, слабоволие, пример окружающих, усиленная реклама  табачных

изделий, алкоголя, их доступность, стремление показаться перед сверстниками и т.п.

  1. Что такое никотинизм? В чём он проявляется и каковы его последствия?

Никотинизм - употребление табака методом курения и вдыхания его дыма  

  1.   Мотивация и целепологание

Чтобы правильно оценивать опасности вредных привычек и  их последствия разберём  пример злоупотребления, т.е. употребления не в медицинских целях, психоактивных

веществ.

Основными опасностями их употребления являются быстрое привыкание, химическая  и физическая зависимость, угасание сознания и жизненной активности и, в конечном

итоге, болезни и гибель. Причины этого явления, а самое  главное - пути их преодоления,  

мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что Вы сегодня должны  

выяснить?  

1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

  

IV.            Формирование знаний, умений и навыков. 

1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.                                                                                                

 Почему происходит заболевание?Человек получает удовольствие от жизни благодаря нейростимуляторам , вырабатываемым в его организме.  

Нейростимуляторы – психоактивные хим.вещества, молекулы которых способны реагировать с нервными клетками организма, вызывая их активность(Слайд 6).

Что такое психоактивные  вещества?

Психоактивными веществами называются химические вещества естественного или искусственного происхождения, употребление которых приводит к изменениям психического состояния человека

Злоупотребление психоактивными веществами – это употребление их с немедецинскими целями(Слайд 7).                  

Что происходит при искусственном введении в организм психоактивных веществ?

Во - первых – организм не контролирует количество искусственно вводимых        веществ - может возникнуть передозировка…

Во-вторых – для получения удовольствия не требуется никаких усилий – ослабляется организм…

В-третьих – уменьшается возможность человека получить удовольствие естественным путём…

В-четвёртых –организм, привыкая к постоянному введению наркотика не может   обходится без них… 

Возникает наркотическая зависимость – наркомания…(Слайд 8).                  

Наркомания (наркозависимость )- неудержимое болезненное пристрастие               к  употреблению наркотических веществ.

Наркомания влечёт постоянное увеличение доз, формирование психической              и физической зависимости от наркотика.

Наркотики: морфин, кофеин, героин, промедол, кокаин, гашиш, ЛСД, экстази,    марихуана и пр. (Слайд 9).

Токсикомания – пристрастие к употреблению токсических веществ. Механизм воздействия токсинов на головной мозг несколько другой, чем у психоактивных веществ. Токсины убивают клетки головного мозга или снижают их активность, что влечёт галлюцинации, токсическое опьянение и сон, сопровождающийся различными ведениями.     Токсические вещества вызывающие галюцинации (галюциногенны):

-   никотин;   -   алкоголь;   -   некоторые грибы и растения

-   растворители, лаки, клеи и т.п (Слайд 10).

Каков механизм  заболевания наркоманией?

1 этап – первая проба(из интереса, за компанию, из чувства «ложной» взрослости      и т.п.)

2 этап – привыкание к получению удовольствия  с помощью наркотиков (быстро, без особых усилий и знаний, нет необходимости контролировать себя и т.п.)

3-й этап – приобретение физической зависимости от употребления наркотиков (плохое самочуствие («ломка»),  нервозность …)

4- й этап – увеличение дозы наркотика от приёма к приёму ( прежнее количество не приносит удовлетворения) и гибель от передозировки или приобретённых заболеваний (заражение крови, гепатит С, СПИД и т.п.) (Слайд 11).

 Промежуточная рефлексия

Задание. Определите какой вред наносит употребление наркотиков организму?           (работа по группам):

 Последствия употребления наркотиков:

1. Потеря интереса к жизни, апатия.

2. Психические расстройства.

3. Преждевременное старение.

4. Физическое истощение.

5. Ослабление иммунитета.

6. Заражение крови, инфекции.

 Каждая группа обосновывает свою точку зрения. Делаем вывод и записываем (Слайд 12).  

                 

2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.                                                                                                          

 Вместе с тем, несмотря на эти последствия год от года число наркоманов  и  токсикоманов в нашей стране растёт. В чём же причина этого бедствия, ежедневно уносящего множество жизней?

Мифы о наркотиках:

Миф первый. Наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные», «соскочить»       никогда не поздно…

Миф второй. Наркотики – делают человека свободным, помогают решать

жизненные проблемы…

Миф третий.«Кайф» улучшает восприятие окружающего мира, усиливает

ощущения от жизни…

Демонстрируя анимацию, преподаватель подводит обучаемых к выводу о ложности этих мифов и их последствиях. (Слайды 14, 15,16,17).

Причины распространения наркотиков:

  1. Усиленная пропаганда весёлого образа жизни.
  2. Хитрость и жадность наркоторговцев.
  3. Отсутствие у подростков жизненного опыта.
  4. Глупость и отсутствие самоконтроля.
  5. Пример окружающих.
  6. Доступность наркотических (токсических) средств.

4.Рефлексия    

Разбив класс на группы преподаватель проводит блиц-опрос, выводом которого является  

определение степени усвоения материала и понимание обучающимися вреда

здоровью и негативных последствий употребления психоактивных веществ  

(наркотиков) (Слайд 18,19,20,21,22):

Задание1. В чём причина распространения наркотиков среди подростков?

1. Они действуют также как алкоголь, но его продают с 21 года.

2. Попытка легко уйти от жизненных трудностей и проблем, непонимания              

окружающих.

3. Они стимулируют мозговую активность и помогают учить уроки.

4. Они способствуют поддержанию хорошего настроения и физической формы.

Задание 2. Можно ли иногда употреблять «лёгкие» наркотики?

1. Да, но только в небольших дозах для поднятия настроения.

2. Да, для снятия боли и напряжения при значительных физических нагрузках.

3. Можно, но только  с друзьями или хорошо знакомыми людьми.

4. Нет, это неминуемо приведёт к наркотической зависимости.

Задание 3. Можно ли наркоману самостоятельно отказаться от приёма наркотиков? 

1. Конечно, нужна только сила воли и помощь близких людей.

2. Да, сейчас очень хорошая медицина и много народных средств.

3. Нет, наркомания – это полная психологическая и физическая зависимость          

от наркотиков.

4. Возможно, но нужно очень долго лечиться в специальной клинике.

Задание 4. Что делать если ваш друг употребляет наркотики?

1. Серьёзно поговорить с ним и взять обещание никогда так больше не делать.

2. Высмеять его и пообещать рассказать взрослым.

3. Не давать ему возможности употреблять наркотики (мешать  употреблению,            

отбирать  купленные наркотики, побить).

4. Забыть, что у вас был такой друг.

Задание 5. Что делать если вам друзья предложили «покурить»?

1. Отказаться, сказав, что вы уже пробовали и вам не понравилось.

2. Попробовать после того, как это сделают все остальные.

3. Сделать пару затяжек, ничего страшного в этом нет.

4. Отказаться, пообещав, что обязательно расскажите взрослым.

Предложите свои правила «Нет - наркотикам!».

После обсуждения в группах формулируем эти правила:

1 правило. «НЕТ» - на все предложения попробовать наркотик.

2 правило. «НЕТ» - друзьям и компаниям, где принимают наркотик.

3 правило. «НЕТ» - безделью и праздному времяпровождению.

4 правило. «НЕТ» - нерешительности, трусости и боязни сказать «НЕТ!»

Помните!

  1. Наркотик – это возбудитель болезни.

     Попав в организм человека он запускает необратимый процесс наркомании.

  1. Лучшее средство профилактики наркомании – активная жизнь, расширение своих  знаний об окружающем мире, путешествия, увлечения, спорт…

  1. Подведение итогов  

Преподаватель даёт оценку работы на уроке каждого обучающегося, отмечая       правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

VI. Задание на самоподготовку:

Повторить конспект занятия.

Учебник ОБЖ для 6 класса, п.7.5, 7.6,изучить и ответить на вопросы.

Составить комиксы о вреде и последствиях приёма наркотиков (преподаватель показывает на слайде примеры таких комиксов).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ  для школьников подросткового возраста.  Темы  занятий  -  Знакомство. Озна...

Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подро...

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ

Классный час о вреде наркотиков....

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье. (электронный учебник)

Электронный учебник (дополнение к учебнику: Основы безопасности жизнедеятельности, Смирнов А.Т. Хренников Б.О.),  для  учеников 5-11 классов. Учебник содержит основную информацию о вреде упо...

план-конспект урока "Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека".

Тема: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Класс 6.Цель: Сформировать знания учащихся о наркомании и влиянии наркотических веществ на организм человека.Задачи:О...

план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».

План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...