Урок по ОБЖ. 9 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему

Трущелёва Ирина Сергеевна

Урок по ОБЖ " Биоритмы-организаторы нашей жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obzh_bioritmy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности . 9 класс.

Тема: БИОРИТМЫ-ОРГАНИЗАТОРЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями «биоритмы», «усталость», обучить правилам поддержания оптимальной трудоспособности.
Учебно-наглядный комплекс: учебник

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.

Опрос по теме предыдущего урока:

1) Сможете ли вы выполнить правила обеспечения экологической безопасности при питании прямо сейчас?

2) Какое из них для вас самое тяжелое и невыполнимое?

3) Что мешает вам их выполнить, чтобы сохранить свое здоровье?

  1. Изучение новой темы.
    1. Рассказ учителя.

Понятие «биологические ритмы» пришло в наш лексикон давно. Еще в четвертом веке до нашей эры греческий философ Платон утверждал: «Всей человеческой жизнью управляет гармония и ритм». Под гармонией он подразумевал соответствие человека и природы, а под ритмом- подчинение человеческого организма неким периодам, колебаниям, ритмам, которые происходят в природе. Солнце всходит и заходит, Земля вращается вокруг Солнца за какой-то период, Луна, в свою очередь, также вращается со своей периодичностью (ритмам), человек просыпается и ложится спать в свое время, работоспособность его  повышается, то понижается. И все люди имеют свои собственные показатели биоритмов.

 Биоритмы- это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организмах. На рисунке в учебнике показаны основные ритмы жизнедеятельности человека. Ритмы подразделяются на годичные, что соответствует времени вращения Земли вокруг Солнца. К ним относятся процессы рождаемости, интенсивности роста детей, устойчивости к инфекционным заболеваниям. Следующий цикл- месячный. Примерный период обращения Луны вокруг Земли и связанные с ним климатические, природные изменения. Еще один- суточный цикл связан с периодом обращения Земли вокруг своей оси. Это восход и заход небесных светил, чередование времен суток и нагрузок на организм человека.

В связи с тем, что каждый из нас родился в свое разное время, его биоритмы отличаются от других. Сейчас рассчитать свой цикл биоритмов достаточно просто. На любом компьютере вы найдете программу под этим названием и определите свои биоритмы. На рисунке в учебнике показан график подъема и спада физических, интеллектуальных и психических сил человека во все три периода.  Вы можете рассчитать свои биоритмы по дате рождения и сверить их с реальными силами. Если несовпадение- это признак заболевания организма.

  1. Работа по учебнику.

Все люди по своей работоспособности условно делятся на три категории: «жаворонки», «совы» и «голуби».

Прочитайте текст из учебника и отнесите себя к какой-либо категории. Интересно будет подсчитать представителей каждой категории, соотнести их к общепринятым нормам: в среднем «сов» 30%, «жаворонков»- 25%, остальные 45% приходятся на «голубей».

4) Итог урока.
Для чего нам нужны знания о биоритмах?

Как их использовать в повседневной жизни? Если вы будете их согласовывать с режимом дня, уровень вашей физической и умственной работоспособности будет значительно выше, а значит, вы сможете быстрее и качественнее делать какую-либо работу. Это приведет к хорошему настроению, долголетию, позволит сделать много хорошего и успеть многое в жизни. В учебнике помещены правила поддержания оптимальной трудоспособности. Прочтите их и старайтесь выполнять. Это поможет вам избежать перенапряжения и преодолеть усталость.
Усталость- нормальное состояние организма человека после определенной деятельности. Избежать ее нельзя. Важно не дать ей перейти в переутомление. Умение отдыхать является хорошей профилактикой переутомления, а значит, способствует оздоровлению организма человека. Тот, кто не умеет отдыхать, не умеет и работать.

 Прочитайте 5 советов памятки «как отдыхать».

 Мне хочется закончить урок фразой: «Умеренность- друг природы, она сохраняет здоровье. Соблюдай разумный предел в своих трудах, пище, чувствах и общении- и будешь здоров.»

Домашнее задание: сформулируйте предлагаемые советы по организации отдыха в предельно сжатой форме, по принципу короткой памятки для себя и своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по ОБЖ 5-11 классы. Учебное пособие А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников

Данное тематическое планирование составлено на основе документов: 1. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004); 2. Стандарт среднего (полного) общего обр...

учебник для учащихся 10 класса ОУ "ОБЖ" А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников

Удобно иметь полную электронную версию обычного учебника. Качество отличное....

А. Т. Смирнов Б. О. Хренников Учебник ОБЖ 10 класс

Электронный учебник по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова 10 класс....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности к учебному пособию А.Т.Смирнов Б.О.Хренников ОБЖ 6 класс

Содержание рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3.Учебно-тематический план4.Содержание тем учебного курса5.Требования к уровню подготовки учащихся6.Перечень учебно-методического ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 5 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП на один час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 6 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Программа включает пояснительную записку и КТП на один час в неделю...