Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса.
рабочая программа по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс
Пояснительная записка
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03 2004 года № 1089;
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Программы для общеобразовательных учреждений, ОБЖ. 5-9 кл. Латчук В.Н.
- авторское тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности к учебникам " Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса под редакцией Ю. Л. Воробьева.
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
В курсе ОБЖ практически реализуются требования нормативных документов федерального уровня:
1) законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне»,
2) постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7, классах в количестве 35 часов из расчета 1 часа в неделю.
Цели учебного курса
Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления,
а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать
план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Межпредметные связи.
При изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин:
- География - при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение безопасного отдыха в природных условиях, ориентирование на местности.
- Физика - при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- Биология - основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни.
- Математика – при проведении расчетов при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ориентирование на местности.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Используются следующие средства обучения: ИКТ (презентации и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
7 КЛАСС
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. (23 часов)
Опасные ситуации и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (2 ч.)
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тема «Гидрологические, морские гидрологические, метеорологические и геофизические опасные явления». (13 часов)
Наводнения. (3 ч.)
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения логического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Ураганы, бури, смерчи. (3 ч.)
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.
Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.
Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).
Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Землетрясения. (3 ч.)
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС.
Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Цунами. (4 ч.)
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Последствия воздействия цунами. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Обвалы, оползни и сели. (3 ч.)
Обвалы. Оползни. Сели. Основные понятия, параметры и причины возникновения.
Поражающие факторы обвалов, оползней и селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них. Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей.
Лесные и торфяные пожары. (5 ч.)
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Тушение лесных и торфяных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Контрольная работа по разделу «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий».
Социально-криминальные ситуации и безопасность человека. (3 ч.)
Понятия: толпа; паника; терроризм; диверсия; похищение; ограбление; покушение на убийство; захват. Основы безопасного поведения в толпе. Правила поведения в криминогенной ситуации.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов)
Тема «Первая помощь при ранениях и травмах». (3 ч.)
Виды ран, первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой помощи при венозном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.
Тема «Основы здорового образа жизни». (3 ч.)
Факторы, разрушающие здоровье. Особенности здорового образа жизни в период полового созревания.
Повторение изученного по курсу 7 класса (3 часа).
Итоговая контрольная работа по курсу 7 класса.
Требования к уровню подготовки выпускников
основного общего образования
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;
- основные задачи государственных служб но обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;
- основы здорового образа жизни; факторы укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.
Уметь:
- правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);
- соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
- соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;
- правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Критерии оценок.
1. Знания, умения и навыки (устный ответ)
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Учащийся привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. На заданные учителем вопросы ответил правильно.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. На заданные вопросы учителя ответить не смог.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
2. Практические вопросы
Оценка «5» - учащийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.
Оценка «4» -учащийся выполнил задание, но допустил ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.
Оценка «3» - учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.
Оценка «2» - учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1) Компьютер;
2) Мультимедиапроектор;
3) Аптечка;
4) Комплект плакатов «Правила поведения при пожаре»;
5) Комплект плакатов «Правила поведения в общественных местах»;
6) Использование видеороликов и презентаций интернет-сайта «Фестиваль «Открытый урок» 1 СЕНТЯБРЯ».
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
* Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2009;
* Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л.
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ к учебнику для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2009;
*Малов-Гра А.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под редакцией Воробьева Ю.Л., -М., Астрель-АСТ, 2010.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/М.М. Андреева /
«_____» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...