Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса.
рабочая программа по обж (6 класс) на тему

Москотельникова Наталья Владимировна

РП и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_klass_2.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс

Пояснительная записка

               В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

       Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

        Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ.

             Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

         В курсе ОБЖ практически реализуются требования нормативных документов федерального уровня: 

1) законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне»,

2) постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

 

Место предмета в базисном учебном плане

         Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе  в количестве 35 часов из расчета 1 часа в неделю.

Цели учебного курса

Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

освоение знаний:  об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления,
а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать
план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Межпредметные связи.

 При  изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин:

  1.  География -  при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение безопасного отдыха в природных условиях, ориентирование на местности.
  2. Биология - основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни.
  3. Математика – при проведении расчетов при изучении чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного  характера, ориентирование на местности.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

         Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

        Используются следующие средства обучения:  ИКТ (презентации и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и  при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.    

        Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

6 КЛАСС

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства. (19 часов)

Тема " Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях".

            Понятия "опасные" и "экстремальные" ситуации и что к ним приводит. Основные  правила поведения в повседневной жизни и в экстремальной" ситуации. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

           Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Этапы подготовки к путешествию; необходимое снаряжение; НАЗ.

            Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.

            Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

            Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия.          

            Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

            Ориентирование: по компасу, по Солнцу и часам, по звездам и Луне.

            Ориентирование по местным признакам.

            Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне. Убежища зимой.

             Разведение костра с помощью и без помощи спичек; место для костра, типы костра. Виды растопки. Правила противопожарной безопасности.           

Обеспечение бытовых  потребностей. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.                   Добывание воды и способы ее очистки.

            Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные и несъедобные растения и животные. Правила ловли и приготовления рыбы.

            Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

        Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.

            Опасности в горах.  Техника безопасности при движении по лавиноопасным склонам.       Действия при попадании в лавину.

       Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (11 часов)

Тема «Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях».

           Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. 

           Походная аптечка. Лекарственные растения.

           Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжениях.

            Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

            Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации.

            Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и обморожении.  Оказание первой медицинской помощи при  поражении молнией.

            Оказание первой медицинской помощи при  попадании инородных предметов в глаза, нос, дыхательные пути. Приемы переноски пострадавшего. Вязка основных узлов.

         Повторение изученного по курсу 6 класса (5 часов).

            Итоговая контрольная работа по курсу  6 класса.

Требования  к уровню подготовки выпускников

основного общего образования

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;

- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;

- основы здорового образа жизни; факторы укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

Уметь:

- правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);

- соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

- соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;        

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

- оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

- проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;

- правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;        

- обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Критерии оценок.

1. Знания, умения и навыки (устный ответ)

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Учащийся привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. На заданные учителем вопросы ответил правильно.

Оценка «3» -  в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. На заданные вопросы учителя ответить не смог.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

2. Практические вопросы

Оценка «5» - учащийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.

Оценка «4» -учащийся выполнил задание, но допустил ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.

Оценка «3» -  учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.

Оценка «2» - учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиапроектор;

3) Аптечка;

4) Комплект плакатов «Съедобные и ядовитые растения, грибы»;

5) Комплект плакатов «Правила безопасного поведения в быту»;

6) Компас;

7) Использование видеороликов и презентаций интернет-сайта «Фестиваль «Открытый урок» 1 СЕНТЯБРЯ».

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

* Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л.  

  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 классов   общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2009;

 * Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л.  

  Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ к  учебнику для учащихся 6 классов   общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2009;

*Малов-Гра А.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к  учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под редакцией Воробьева Ю.Л., -М., Астрель-АСТ, 2010;

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/М.М. Андреева /

«_____» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...