Программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ветошкино
Лебяжского района Кировской области
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании МО Директор школы
_______________ _______________
«____»________ 2013 г. «____»________ 2013 г.
Рабочая программа
Веретенниковой Людмилы Ивановны
учителя первой квалификационной категории
основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе составлена на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Сборник нормативных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.
2. Методические рекомендаци по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с. В методических рекомендациях за основу взяты программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованные Министерством образования и науки РФ и соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования и федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.
Программа расчитанана 34 часа. 1 час в неделю.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение программе.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотизму;
♦ основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
♦ активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
♦ соблюдения норм здорового образа жизни.
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№ модуля, раздела, темы
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (8 класс)
№ | Наименование раздела, темы и урока | Кол-во часов | |
Раздел | Тема | ||
I | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 12 | |
1 | Пожарная безопасность | 4 | |
1.1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | |
1.2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | |
1.3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности | 1 | |
1.4 | Обеспечение личной безопасности при пожаре | 1 | |
2 | Безопасность на дорогах | 3 | |
2.1 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей | 1 | |
2.2 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | |
2.3 | Водитель, формирование качеств безопасного водителя | 1 | |
3 | Безопасность на водоемах | 3 | |
3.1 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | |
3.2 | Безопасный отдых у воды | 1 | |
3.3 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | |
4 | Экология и безопасность | 2 | |
4.1 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1 | |
4.2 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | |
II | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения | 12 | |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 10 | |
5.1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |
5.2 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | 1 | |
5.3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | |
5.4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | |
5.5 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | |
5.6 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | |
5.7 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | |
5.8 | Пожары и паника | 1 | |
5.9 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | |
5.10 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | |
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 2 | |
6.1 | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения | 1 | |
6.2 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |
III | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | |
7 | Основы здорового образа жизни | 7 | |
7.1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | |
7.2 | Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества | 1 | |
7.3 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | |
7.4 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | |
7.5 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | |
7.6 | Профилактика вредных привычек | 1 | |
7.7 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | |
8 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | |
8.1 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) | 1 | |
8.2 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) | 1 | |
8.3 | Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) | 1 | |
Всего часов | 34 |
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности (8 класс)
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и безопасность населения
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни
7. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС ( 34 Ч )
№ урока | Тема урока | Кол-во часов часов | Тип урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС | дата | ||||||||
план | факт | ||||||||||||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни -12 часов | |||||||||||||
Глава 1. Пожарная безопасность – 4 часа | |||||||||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | Урок изучения и первичного закрепления | Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. | |||||||||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения | 1 | комбинированный | Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. | |||||||||
3 | Права, обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 | комбинированный | Права, обязанности граждан в области пожарной безопасности | |||||||||
4 | Обеспечение личной безопасности при пожаре | 1 | Контроль знаний | Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественнов здании | |||||||||
Глава 2. Безопасность на дорогах -3 часа | |||||||||||||
5 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей | 1 | Урок-лекция | Причины роста ДТП.Приоритетные направления для снижении ДТП.Культура участников дорожного движения | |||||||||
6 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | Урок-игра | Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. | |||||||||
7 | Водитель, формирование качеств безопасного водителя | 1 | Урок практика. Контроль знаний | Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | |||||||||
Глава 3. Безопасность на водоёмах -3 часа | |||||||||||||
8 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | комбинированный | Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года | |||||||||
9 | Безопасный отдых у воды | 1 | Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. | ||||||||||
10 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | Комбинированный контрользнаний тест | Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | |||||||||
Глава 4. Экология и безопасность -2 часа | |||||||||||||
11 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1 | лекция | Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. | |||||||||
12 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | лекция | Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | |||||||||
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения -12 часов | |||||||||||||
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия- 10 часов | |||||||||||||
13 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Изучение нового материала | Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. | |||||||||
14 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Изучение нового материала | Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. | |||||||||
15 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | Изучение нового материала | Потенциально опасные объекты экономики | |||||||||
16 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Изучение нового материала. Ситуационные задачи | Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. | |||||||||
17 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | комбинированный | Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | |||||||||
18 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | комбинированный | Взрывопожаро опасные объекты. Последствия крупной аварии на взрывопожароопасном объекте | |||||||||
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | комбинированный | Федеральный закон «о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Категориии взрывопожароопасных объектов | |||||||||
20 | Пожары и паника | 1 | Комбинированный. Ситуационные задачи | Правила поведения при пожаре | |||||||||
21 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | Комбинированный | Причины их возникновения и возможные последствия. | |||||||||
22 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | Комбинированный контроль знаний | Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | |||||||||
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 2 часа | |||||||||||||
23 | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения | 1 | Изучение нового материала | Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | |||||||||
24 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Изучение нового материала. закрепление | Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах. | |||||||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -11 часов | |||||||||||||
Глава 7. Основы здорового образа жизни – 7 часов | |||||||||||||
25 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | Урок-лекция | Показатели характеризующие уровень здоровья. Определение здоровья по уставу всемирной организации здравоохранения | |||||||||
26 | Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества | 1 | комбинированный | Основные критерии определяющие репродуктивное здоровье человека | |||||||||
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | комбинированный | Факторы положительно влияющие на здоровье человека. ЗОЖ индивидуальная система поведения человека | |||||||||
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | комбинированный | Основные неинфекционные заболевания. Профилактические меры | |||||||||
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | комбинированный | Наркоманя.наркотическая зависимость. Последствия курения, алкоголя и наркотиков | |||||||||
30 | Профилактика вредных привычек | 1 | комбинированный | Из Российского законодательства. Причины роста наркомании среди молодёжи. | |||||||||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | Урок закрепления | Уровень общей культуры в области БЖ для формирования ЗОЖ | |||||||||
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи-3 часа | |||||||||||||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. | |||||||||
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. | |||||||||
34 | Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении | |||||||||
Всего часов | 35 |
Ресурсное обеспечение
1.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова.- 4-е изд.-М.:Просвещение. 2010.
2.Методические рекомендаций по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с.
3.Сборник норматиных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев –М.:Дрофа,2008
5. http://pedsovet. http://it-n.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей "Открытый урок";
6. http://www.rusedu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...