Программа по ОБЖ 7 класс
рабочая программа по обж (7 класс) на тему

Веретенникова Людмила Ивановна

Программа по ОБЖ 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_7_klass.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ветошкино

Лебяжского района Кировской области

                   Рассмотрено                                                                  Утверждаю:

                   На заседании МО                                                          Директор школы

                   _______________                                                          _______________

                   «____»________ 2013 г.                                              «____»________ 2013 г.

Рабочая программа

Веретенниковой Людмилы Ивановны

учителя первой квалификационной категории

основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс

2013-2014 учебный год

2

Пояснительная записка

 Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе следующих документов:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Сборник нормативных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.

  2.  Методические рекомендаци по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с. В методических рекомендациях за основу взяты программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованные Министерством образования и науки РФ и соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования и федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.

   Программа расчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение программе.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

        - воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

При разработке рабочей программы   учитывается необходимость использования  межпредметных  связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (7 класс)

Наименование раздела, темы и урока

Кол-во часов

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1.1

Различные природные явления и причины их возникновения

1

1.2

Общая характеристика природных явлений

1

1.3

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения

1

II

Чрезвычайные ситуации природного характера

20

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

4

2.1

Землетрясение. Защита населения от последствий землетрясений

1

2.2

Вулканы. Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

2.3

Оползни, их последствия, защита населения

1

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

3

3.1

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

3.2

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

3.3

Смерчи

1

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

7

4.1

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

4.2

Защита населения от последствий наводнений

1

4.3

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений

1

4.4

Правила поведения на воде

2

4.5

Сели и их последствия. Защита населения от последствий селевых потоков

1

4.6

Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами

1

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

7

5.1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

5.2

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

5.3

Пожарная безопасность на природе и в быту

1

5.4

Правила поведения в лесу

2

5.5

Эпидемии

1

5.6

Эпизоотии и эпифитотии

1

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

6.1

Психологическая уравновешенность

1

6.2

Стресс и его влияние на человека

1

6.3

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

6.4

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми

1

6.5

Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками

1

6.6

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

1

6.7

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

1

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

4

7.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

7.2

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

7.3

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

1

7.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

Всего часов

34

Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности (7 класс)

Раздел I. Безопасность и защита человека
в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.        Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления и причины их возникновения. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера, Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

2.        Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны – причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Раздел III. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни

6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).

7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 7 КЛАСС ( 34 Ч )

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

изучаемого материала в соответствии с ФКГОС

Дата

план факт

Р а з д е л 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (3ч.)

Г л а в а 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях  природного характера (3ч.)

1

           Инструктаж по технике безопасности

Различные природные явления и причины их возникновения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Литосфера.

атмосфера,

гидросфера

,биосфера Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

2

  Общая характеристика природных явлений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сейсмические пояса,Циклон,антицеклон,эпидемии,эпизоотии,эпифитотии,метеоры,метеориты, астероиды

3

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения

1

Комбинированный

 Опасная ситуация,стихийные бедствия, ЧС

 

Р а з д е л 2

Чрезвычайные ситуации природного характера (21ч.)

Г л а в а 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения  (  4 ч. )

4

Землетрясение. Защита  населения от последствий землетрясений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Шкала Меркали. Прогноз землетрясений, причины, последстви

5

Вулканы ,Последствия извержение вулканов. Защита населения

1

Комбинированный

Причины возникновения вулканов. Места и типы вулканов. Лава, твердые вулканические продукты. Правила безопасного, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

6-7

Оползни ,их последствия, защита населения.

Обвалы и снежные лавины.

2

Комбинированный

Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

Г л а в а 3

Чрезвычайные ситуации  метеорологического происхождения  (  3 ч. )

8

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

Комбинированный

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы.

9

Защита населения от последствий ураганов и бурь

 

1

Комбинированный

10

Смерчи

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча владение навыками подачи сигналов бедствия

Г л а в а 4

Чрезвычайные ситуации  гидрологического  происхождения  (  7 ч. )

11

Наводнения. виды  наводнений и их причины

1

Комбинированный

Наводнения и их поражающие факторы.

12

 Защита населения  от последствий наводнений.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила поведения во время наводнений

13

Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений

14-15

Правила поведения на воде

2

комбинированный

Правила поведении на воде

16

Сели и их последствия. Защита населения от последствий селевых потоков

1

Комбинированный

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. защита населения поражающие факторы

17

Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами

1

Комбинированный

Характеристика причины, последствия,интенсивность цунами. Защита населения

Г л а в а 5

Чрезвычайные ситуации  биологического  происхождения  (  7 ч. )

18

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

Комбинированный

Пожароопасный сезон,класси-фикация пожаров, последствия

19

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

Комбинированный

Система охраны леса,профилактика пожаров, защита населения

20

Пожарная безопасность на природе и в быту

1

Комбинированный

Рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу

21-22

Правила поведения в лесу

2

комбинированный

23

Эпидемии

1

Комбинированный

Инфекционные болезни,

Пандемия,

Эпидемический процесс.защита населения. Правила личной гигиены

24

Эпизоотии и эпифитотии

 

1

Комбинированный

Инфекционные болезни животных, инфекционные болезни растений. Противоэпизоотические мероприятия

Р а з д е л 3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10ч.)

Г л а в а 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (7 ч.)

25

Психологическая уравновешенность

1

Комбинированный

Психологическая уравновешенность, её значение в формировании ЗОЖ Качества необходимыедля повышения уровня психологической уравновешенности

26

 Стресс и его влияние на человека

1

Комбинированный

Стрессовый фактор, адаптационный синдром,влияние стресса на состояние здоровья человека

27

 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

Комбинированный

Физическое развитие, индивидуальные особнности. Соблюдение правил личной гигиены

28

Формирование личности подростка при  взаимоотношениях со взрослыми

1

Комбинированный

Значение правильного общения, конфликтные ситуации, умение слушать собеседника

29

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

Практическое занятие

1

Комбинированный

Рост потребности общения,пути достижении признания, Возможные конфликтные ситуации.

30

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

 противоположного пола

Практическое занятие

1

Комбинированный

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений.социально значимые качества для правильного взаимоотношения

31

 Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

Практическое занятие

1

Урок применения ЗУН учащимися

Взаимоотношения подростка и общества.Уголовный  кодекс РФ

Г л а в а 7

 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) (3 ч.)

32

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Комбинированный

Общие понятия первой медицинской, доврачебной помощи

33

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении,

При ушибах и переломах

Практическое занятие

Комбинированны

Артериальное,винозное кровотечение

Перелом

Пакет перевязочный

Порядок действий Оказание первой медицинской помощи приушибах и переломах

34

Общие  правила транспортировки пострадавших

 Подведение итогов

Комбинированный

Транспортировка пострадавшего


Ресурсное обеспечение

1.Основы безопасности  жизнедеятельности. 7класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова; акад-наук, Рос. акад. образования. Изд-во просвещение. .-М.:Просвещение. 2013.

2.Методические рекомендаций по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с.

3.Сборник норматиных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев –М.:Дрофа,2008

4.www.alleng.ru

5. http://pedsovet. http://it-n.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей "Открытый урок";

6. http://www.rusedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...