Программа по обж 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ветошкино
Лебяжского района Кировской области
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании МО Директор школы
_______________ _______________
«____»________ 2013 г. «____»________ 2013 г.
Рабочая программа
Веретенниковой Людмилы Ивановны
учителя первой квалификационной категории
основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе составлена на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Сборник нормативных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.
2. Методические рекомендаци по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с. В методических рекомендациях за основу взяты программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованные Министерством образования и науки РФ и соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования и федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа, в неделю 1 час.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение программе.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.
Организация учебного процесса – классно-урочная система, внеклассная работа, проектная деятельность..
Содержание учебного материала в полном объеме соответствует , требованиям Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности .
Содержание программы включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.
Изучение курса позволяют обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, об прогнозировании опасных ситуаций, оценки влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработки алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. В содержание включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Структурно программа курса ОБЖ основного общего образования состоит из разделов, безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях , основы здорового образа жизни и основы медицинских знаний.
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным общеобразовательным программам.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (5 класс)
№ | Наименование раздела, темы и урока | Кол-во часов | ||||
Раздел | Тема | |||||
I | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 16 | ||||
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 3 | ||||
1.1 | Город как среда обитания, особенности природных условий в городе | 1 | ||||
1.2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | ||||
1.3 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность, основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | ||||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 8 | ||||
2.1 | Дорожное движение, ПДД | 1 | ||||
2.2 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | ||||
2.3 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | ||||
2.4 | Водитель, его безопасность | 1 | ||||
2.5 | Безопасность участников дорожного движения | 1 | ||||
2.6 | Пожарная безопасность | 2 | ||||
2.7 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | ||||
3 | Опасные ситуации природного характера | 3 | ||||
3.1 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | ||||
3.2 | Безопасность на водоемах | 2 | ||||
4 | Опасные ситуации социального характера | 2 | ||||
4.1 | Криминогенные ситуации и личная безопасность, обеспечение личной безопасности дома | 1 | ||||
4.2 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | ||||
II | Чрезвычайные ситуации | 5 | ||||
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 5 | ||||
5.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | ||||
5.2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | ||||
5.3 | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | 3 | ||||
III | Основы здорового образа жизни | 6 | ||||
6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 6 | ||||
6.1 | О здоровом образе жизни | 1 | ||||
6.2 | Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья | 1 | ||||
6.3 | Рациональное питание. Гигиена питания | 2 | ||||
6.4 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | ||||
6.5 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 1 | ||||
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | ||||
7 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | ||||
7.1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 | ||||
7.2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 3 | ||||
7.3 | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 2 | ||||
Всего часов | 34 |
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)
Раздел I. Безопасность и защита человека
в опасных ситуациях
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель.
Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
3. Опасные ситуации природного характера
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации
5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».
Обсуждаемые вопросы:
- Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.
- Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?
- Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!»,когда предлагают сигарету или спиртное.
Раздел IV. Основы медицинских знаний
и оказание первой медицинской помощи
7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ( 34 Ч )
№ урока | Тема урока | Кол-во часов часов | Тип урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС | дата | |||||||
план | факт | |||||||||||
Р а з д е л 1 Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (16 ч.) | ||||||||||||
Глава 1 Человек, среда его обитания ,безопасность человека (3 ч.) | ||||||||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности Город как среда обитания, особенности природных условий в городе
| 1 | Изучение нового материала | Безопасность Основные виды городских опасностей, их причины: загрязнение окружающей среды промышленными отходами, выхлопными газами; опасные для здоровья промышленные объекты; интенсивное движение автотранспорта; зависимость существования от городских инфраструктур; высокая концентрация правонарушителей | ||||||||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
| 1 | Изучение нового материала | Бытовая техника в жизни человека | ||||||||
3 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность, основы безопасности жизнедеятельности человека. | 1 | Изучение нового материала | Столицы, города-порты , города-курорты, промышленные города, города «ученые», социальное созревание человека | ||||||||
Глава 2 Опасные ситуации техногенного характера ( 8 ч.) | ||||||||||||
4 | Дорожное движение. ПДД | 1 | Комбинирован ный | Регулирование дорожного движения, дорожная разметка, дорожные знаки, светофор , регулировщик | ||||||||
5 | Пешеход. Безопасность пешехода . | 1 | Комбинирован ный ситуационные задачи | Общие обязанности пешехода | ||||||||
6 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | Комбинирован ный | Правила поведения в трамвае, автобусах, троллейбусах | ||||||||
7 | Водитель, его безопасность | 1 | Комбинирован ный | Водитель, транспортное средство ,механические транспортные средства, не механические транспортные средства | ||||||||
8 | Безопасность участников дорожного движения | 1 | Комбинирован ный ,ситуационные задачи | |||||||||
9-10 | Пожарная безопасность
| 2 | Комбинирован ный ,ситуационные задачи | Пожарная безопасность, пожарная охрана, Государственная противопожарная служба Горение, возгорание, воспламенение, самовоспламенение, пожар, причины пожара, первые действия при возникновении пожара | ||||||||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Комбинирован ный | Правила безопасного обращения с электричеством, бытовым газом работы за компьютером | ||||||||
Глава 3 Опасные ситуации природного характера (3ч.) | ||||||||||||
12 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | Комбинирован ный, ситуационные задачи | Температура ,атмосферное давление, гололед, гололедица, снежный занос ,метель | ||||||||
13-14 | Безопасность на водоемах | 2 | Комбинирован Ный, ситуационные задачи | Правила безопасности на воде на замерзших водоемах | ||||||||
Глава 4 Опасные ситуации социального характера (2ч.) | ||||||||||||
15 | Криминогенные ситуации и личная безопасность, обеспечение личной безопасности дома
| 1 | Комбинирован ный | Криминогенные ситуации, вор, грабитель, мошенник ,хулиган ,насильник | ||||||||
16 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Комбинирован ный Урок применения ЗУНучащимися | Пост ГИБДД, бесхозные вещи | ||||||||
Р а з д е л 2 Чрезвычайные ситуации (5 ч.) | ||||||||||||
Глава 5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (5 ч.) | ||||||||||||
17 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Комбинирован ный | Стихийные бедствия,землетрясения,наводнения,ураган,буря,смерч,оползень,обвал,сель | ||||||||
18 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Комбинирован ный | Радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасные объекты, химически опасные объекты | ||||||||
19-21 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуации природного или техногенного характера Практические занятия по отработке действий | 3 | Урок –практика | Единая государственная система предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций (РСЧС),МЧС России, сигнал «Внимание всем » | ||||||||
Р а з д е л 3 Основы здорового образа жизни(6 ч.) | ||||||||||||
Глава 6 Возрастные особенности развития человека и здорового образа жизни (6ч.) | ||||||||||||
22 | О здоровом образе жизни | 1 | Комбинирован ный | Основы здорового образа жизни, режим дня, сон | ||||||||
23 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 | Комбинирован ный | Двигательная активность, Основные физические качества –скоростные, силовые, выносливость , гибкость. Закаливание. Солнечные ванны, воздушные ванны | ||||||||
24-25 | Рациональное питание, Гигиена питания | 2 | Комбинирован ный | Рациональное питание Углеводы, жиры, белки ,витамины, минеральные вещества, | ||||||||
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | Комбинирован ный | Курение табака (никотинизм),кислородное голодание, пассивное курение Алкоголь, наркомания, токсикомания | ||||||||
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (Практическое занятие) | 1 | Урок –практика Проверка знаний | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | ||||||||
Р а з д е л 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 ч.) | ||||||||||||
Глава 7 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (7 ч.) | ||||||||||||
28-29 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 | Комбинирован ный, | Умение оказать самопомощь ,последовательность оказания первой медицинской помощи, аптечка | ||||||||
30-32 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах ,ссадинах ,носовом кровотечении ПДД Правила оказания первой медицинской помощи в пути (Практические занятия) | 3 | Комбинирован ный, | Ушиб, ссадина ,носовое кровотечение | ||||||||
33-34 | Первая медицинская помощь при отравлениях.( Практические занятия) | 2 | Комбинирован ный, | Отравление, никотин, угарный газ, |
Ресурсное обеспечение
1.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова.- 6-е изд.-М.:Просвещение. 2009.
2.Методические рекомендаций по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с.
3.Сборник норматиных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев –М.:Дрофа,2008
5. http://pedsovet. http://it-n.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей "Открытый урок";
6. http://www.rusedu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...