Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса
рабочая программа по обж (9 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.» Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва. «Просвещение» 2009 г».)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ОБЖ на II ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_kl._2014_-_2015.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.» Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва. «Просвещение» 2009 г».)
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ОБЖ на II ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по ОБЖ.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура программы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по двум основным линиям: безопасность человека в природных условиях и основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
9 В класс школы имеет статус «прокадетский класс» и за счет школьного компонента вводится предмет основы безопасности жизнедеятельности. В 9 классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинно-следственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.
Учебно-тематический план для 9 класса
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
Модуль - 1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 23 |
Р - 1 | Основы комплексной безопасности | 23 |
Т - 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
Т - 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. | 3 |
Т - 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
Т – 4 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Т - 5 | Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, проводимые в Российской Федерации | 5 |
Т – 6 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 5 |
Модуль - 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
Р - 2 | Основы здорового образа жизни | 9 |
Т – 7 | Основы здорового образа жизни | 3 |
Т – 8 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
Т – 9 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
Р - 3 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 2 |
Т – 10 | Оказание первой медицинской помощи | 2 |
Всего часов | 34 |
Основное содержание программы для 9 класса
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (23 ч.)
1. Национальная безопасность России в современном мире (4 часа.)
Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.
Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сфере. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.
Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3 часа).
Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу из распространения и тяжести последствий.
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 часа).
Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности в России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркотики – товар, который изготавливают для продажи. Наркомания – социальное заболевание. Наркобизнес – преступное социальное явление, разновидность проявления международного терроризма.
4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа).
РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороной. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.
МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, проводимые в Российской Федерации (5 ч.)
Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.
Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация и ее сущность. Виды эвакуации и их классификация. Рекомендации населению по заблаговременной подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (5 часов).
Терроризм и террористическая деятельность. Основные виды терроризма. Основные черты современного терроризма.
Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму. Применение Вооруженных сил российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения. Обеспечение безопасности при перестрелке. Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ « О наркотических средствах и психотропных веществах» (1997 г.) в организации противодействия наркомании в нашей стране.
Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Раздел 2. Основы здорового образа жизни (9 часов)
- Основы здорового образа жизни (3 ч.)
Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.
- Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа).
Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую жизнь.
Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.
Общие понятия и ВИЧ-инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции.
9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения супругов.
Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (2 часа)
- Оказание первой медицинской помощи (2 ч.)
Отработка практических навыков по оказанию самопомощи или взаимной помощи.
Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой медицинской помощи при передозировке психоактивных веществ.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила дорожного движения и безопасного поведения на улицах города, в общественном транспорте;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, отравлениях;
- действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуациях в школе и дома;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»;
- составить правильный режим дня школьника.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Контроль уровня обученности.
Текущий и рубежный контроль за уровнем освоения программы осуществляется в форме тестовых и практических работ, решения ситуационных задач и индивидуального опроса.
Оценка знаний
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логически его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТАБЛИЦЫ
№ п/п | Название таблицы | Кол-во |
| «Правила поведения в ЧС природного характера» 5 шт. | 1 |
| «Правила поведения в ЧС техногенного характера» 6 шт. | 1 |
| «Основы безопасности жизнедеятельности» 13 шт. | 1 |
| «Факторы разрушающие здоровье человека» 8 шт. | 1 |
| «Правила оказания первой медицинской помощи» 15 шт. | 1 |
| «Поведение в криминогенных ситуациях» 9 шт. | 1 |
| «Пожарная безопасность» | 1 |
ВИДЕО И АУДИОМАТЕРИАЛЫ
№ п/п | Название | Кол-во |
1. | В/К. «Первая помощь» | 1 |
2. | В/К. Безопасность в доме | 1 |
3. | В/К. Безопасность детей в транспортном мире. | 1 |
4. | В/К. Безопасность на воде | 1 |
5. | В/К. Валеология | 1 |
6. | В/К. Основы медицинских знаний. | 1 |
7. | В/К. Первая медицинская помощь | 1 |
8. | В/К. Пожарная безопасность (дети и огонь) | 1 |
9. | В/К. Улица полна неожиданностей | 1 |
10. | Д/Ф. Индивидуальные средства защиты. Часть - 1 | 1 |
11. | Д/Ф. Индивидуальные средства защиты. Часть - 2 | 1 |
12. | Д/Ф. Ориентирование | 1 |
13. | Комплект наглядно - методических материалов по ОБЖ: — грибы — ядовитые и жалящие животные — ядовитые растения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности /Сборник...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе...
Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 9 класс
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы 9 классов. Программа составлена на основании Региональной учебной программы общеобр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Ф...