Конспекты уроков по ОБЖ для учащихся 7 и 5 классов.
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс) по теме

Конспект урока по ОБЖ "Наводнение" 7 класс,

Конспект урока по ОБЖ "Пожар в лесу" 7 класс.

Конспект урока по ОБЖ" Правила безопасного поведения дома.Путешествие по своей квартире" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан г. Набережные Челны, специальная (коррекционная)                               общеобразовательная  школа №68 VIII вида.

              Учитель: Екимова Е.В.

Конспект урока по ОБЖ  7 класс.

Тема: Наводнения. Правила безопасного поведения при угрозе и во  время наводнений.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с типами наводнений.
  2.  Способствовать овладению навыков поведения при угрозе и во время наводнений.
  3. Работать над развитием логического мышления, воображения, внимания, устной речи.

Оборудование:  тестовые задания, карточки-задания, демонстрационный материал.

  1. Для систематизации знаний: таблица по теме;

Памятка определения наводнения;

Памятка поведения при угрозе и во время наводнения;

  1. Для формирования знаний: текст стихотворения;

Таблица поведенческого алгоритма;

  1. Для закрепления: словарная работа:

Тестовые задания;

  1. Для подведения итога урока: кроссворд.

Ход урока:

  1. Организация учащихся. Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь к ним и поприветствуйте. Внимательно слушаем.

  1. Актуализация знаний. Ребята, прошу сесть тех, кто отгадает загадки: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

- течет течет не вытечет, бежит бежит не выбежит (река),

- посмотрю  в окошко идет длинный Антошка (дождь),

- в огне не горит, в воде не тонет (лед),

- молчит холодною зимою, но разговорчива весною (река),

- сани бегут, а оглобли стоят (река и берега),

- кругом вода, а с питьем беда (море),

- без чего и чай не попьешь и суп не сваришь.

III. Формирование новых знаний.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы вспомним: что такое наводнение, какие бывают наводнения и как нужно действовать, если ожидается наводнение или уже наступило.

  1. Рассказ учителя. Одним из самых мощных наводнений, случившемся в 1824 году было в городе Санкт-Петербурге на Неве. Вот как о том событии писал русский поэт А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» (чтение стихотворения – см.Хрестоматию 7 класс по ОБЖ.

За всю историю человечества накоплено немало рассказов и преданий о наводнениях. Причина этого проста: наводнения были всегда. Первобытные люди намеренно селились в долинах, расположенных на пути наводнений – потому что здесь земли были плодородными.

ВЫВОД:  дайте определение наводнения.

 Наводнением называют затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище.

 В зависимости  от причин возникновения различают 6 типов наводнений: половодье, паводок, заторные и зазорные нагоны, наводнения при прорывах плотины. Раскрывается периодически повторяющийся тип  половодья. Используются иллюстрации при объяснении.

 Некоторые наводнения очень полезны. Река Нил, например, каждый год с незапамятных времен вместе с разлившейся рекой приносит плодородный ил с  высокогорья. С другой стороны река Хуанхе , что в Китае периодически  становится причиной гибели людей и разрушений. Чаще всего наводнения случаются в Европейской части России: во Франции, Германии. На территории Татарстана наводнений не было давно, что связано с потеплением климата.

Можно ли предотвращать наводнения? Наверное, это невозможно, потому что сильные ливневые дожди идут независимо от воли человека. Возникающие последствия губительны для людей, сельскохозяйственных растений и животных.

IV. Закрепление.

  1. Чтобы уменьшить потери от наводнений применяют одинаковые меры для защиты от наводнения, позволяющие значительно снизить последствия. Назовите, какие меры? (карточки тестовых заданий).
  2. Строительство дамб, каналов, посадка лесозащитной полосы. Жители зоны регулярного затопления должны быть заранее информированы об этой опасности, о наводнении и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнений. (ученик читает текст штаба гражданской обороны).
  3. Обратимся к таблице №2 – действия населения при внезапном наводнении.
  4. Проигрывание ситуации: Что делать?  Пострадавший долгое время находился в воде, он охладился. Как помочь?
  5.  Пострадавший при утоплении, как оказать первую помощь?

ВЫВОД: 1.Дети открывают фразу «Твоя безопасность в  твоих руках».

2.А может ли быть наводнение в нашей местности?

  1. Как вы поступите, если во время наводнения вы находитесь в школе?

V.  Итог урока.  Назовите правила безопасного поведения во время наводнения.

 Разгадайте кроссворд.

1. Самодельное средство для передвижения по воде.

2. Стихийное природное бедствие.

3. Увеличение воды из-за быстрого таяния снега,

4. Одна из причин наводнения.

5. Водопроводное сооружение.                                                 



Предварительный просмотр:

 Республика Татарстан г. Набережные Челны, специальная (коррекционная)                               общеобразовательная  школа №68 VIII вида.

              Учитель: Екимова Е.В.

Конспект урока по ОБЖ  7 класс.

ТЕМА: «Охрана леса от пожара, правила безопасного поведения в лесу»

Цель: 1. Способствовать формированию знаний о мерах по предупреждению лесных пожаров

        2. Развитие познавательной активности, мыслительных процессов путем сравнительного анализа

        3. Способствовать формированию умений бережного отношения к природе.

Оборудование: Таблицы, памятки, слова для словарной работы, запись пения                                птиц, загадки, стихотворение.

Ход урока

Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие гости.

Ребята прошу сесть тех, кто отгадает загадку:

  1. Летом холодит, зимой согревает. /Лес/
  2. Летом в шубе а зимой в кафтане. /Лес/
  3. Дышит, растет, а ходить не может. /Дерево/
  4. Летом одевается, зимой раздевается. /Лист, лес/

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину».

Мы многим обязаны лесу. /Звучит пение перепела/ отвечают дети

Лес – Это наше богатство

  • Это зеленый наряд нашей планеты.
  • Там, где лес всегда чистый воздух.
  • Это наш друг, задерживая влагу ,он помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Это кладовая ,щедро отдающая свои дары: орехи ягоды, грибы.

Сегодня мы с вами поговорим об охране леса – охране деревьев, растений, животных от огня. Огонь  с давних пор помогает облегчить жизнь человеку, но может и навредить. Вырвавшись из-под контроля человека он превращается в страшное бедствие.

Какое бедствие , отгадайте загадку: «Не зальешь огонь слезами, мы водой потушим сами» /Пожар/

/Вводная беседа, сделать срез об информированности учащихся/

  1. В какое время года чаще всего возникают пожары в лесу?
  2. Перечислите  причины возникновения пожаров в природе?

Будьте осторожны в лесу и помните о главных правилах безопасного поведения.

Вывешивается  таблица, дети читают  вслух.

Вывод: Сегодня мы на уроке поговорим о большой опасности,

 о какой? Подскажите ребята.

Тема урока /дети читают  вслух/

/Изучение нового, решение  познавательной задачи, учение побуждает к активной мозговой деятельности/        

Любой пожар можно предупредить, если регулярно наблюдать за лесными пожарами и быстрым тушением загорания, такие наблюдения ведутся во всех крупных лесах России и Татарстана.

Как охраняются  леса  Прикамского  заповедника?

Не все же пожары возникают из-за  безответственного отношения людей,  из-за низкой экологической культуры каждого из нас / вывешивается словарь/.

Что такое экологическая культура?

(Пояснения)

О чем нужно помнить в пожароопасный сезон? /Смотрите памятку №1/

/читают вслух/

В районах, где возникала опасность лесных пожаров, жителей оповещают об угрозе пожара и его распространении на населенные пункты по радио, телевидению и другими  доступными средствами.

Как люди должны позаботится о предупреждении загораний строений?

В случае угрозы жизни населению от пожаров организуется эвакуация в безопасное место  (вывешивается слово), проговариваются вслух

/Звучит тревожное пение удода/ Чем опасен пожар в лесу?

/Сгорают растения, появляются обгорелые места-гари. Спасаются только звери которые быстро бегают и быстролетные птицы, да и те не все могут спастись. Остальное население леса гибнет. Пожары трудно остановить, их можно гасить с вертолетов, на пути пожара вспахивают почву. Но как ее пахать в лесу. Вот и получается что пожар – самый большой враг леса/.

Чтобы вырастить новый лес понадобится 50 лет.

Физкультминутка.

/Работа учащихся у доски. Что относится к нашей теме?/

-высокая температура

-ядовитые газы

-обрушение деревьев

-угроза наводнения

- сильное задымление

- воспламенение зданий.

Стихотворение «Мертвый лес» - читает ученик

/работа в группах по 4 – 5 человек/ Упражнение развитие логического мышления.

Стихотворение «Мертвый лес»- читает ученик

ВОПРОСЫ: Меры безопасного поведения./ Раздается карточка  на группу, дается 2 минуты на подготовку ответа/

1.В лесу вы выберите место для костра:        1 Для растопки костра возьмете:

 - в хвойном молодняке                                    - спички, бумагу, бензин,         

 - в торфянике                                          - хворост, бересту

 - место старого костра

 - под деревьями

 2. Загорелась трава, что ты будешь делать        2. Загорелась трава, что ты      

 - сбивать пламя ветками,                                     будешь делать?:

  - затопчешь ногами,                                             - убежишь, затушишь водой,

  - окопаешь загоревшую траву.                            - будешь засыпать землей.

3. Если на вас загорелось одежда,                3.Если на вас загорелась одежда,                что вы будете делать:                                  что вы будете делать:

                                                            

- сбивать пламя ветками,        ,                 - убежите, затушите водой,

- погасите, катаясь по земле,                      - набросите одеяло.

- убежите.

                        

/Дети читают вопросы и дают ответ с объяснением/

Подведение итога, отметить лучшую группу, где точнее ответы.

Продолжаем дальше… Какую еще помощь лесу мы можем оказать мы с вами

                                        /Звучит пение соловья/

Привлекать и охранять птиц, не разорять птичьих гнезд, муравейники, не засорять природу

Ребята, когда вы идете в лес, вы должны знать, как себя вести в лесу

Какие это правила? /читаем памятку под №2/

Помни: Человек без деревьев существовать не может. Лес – не только источник счастья, лес незаменимая кислородная фабрика нашей планеты.

                                В завершении решение кроссворда  из 6 слов.

Подведение итога урока: Таким образом, мы сегодня изучили некоторые правила безопасного поведения. Их очень много, с  ними мы познакомимся на следующих уроках.

Вопросы к детям: О каких мероприятиях по охране лесов вы узнали?

Что такое экологическая культура?

Спасибо всем, на уроке  работали  хорошо, отметить лучших …

Урок закончен.



Предварительный просмотр:

Республика Татарстан г. Набережные Челны, специальная (коррекционная)                               общеобразовательная  школа №68 VIII вида.

             Учитель: Екимова Е.В.

Конспект урока по ОБЖ  5 класс

ТЕМА: «Правила безопасного поведения дома. Путешествие по своей квартире»

 Цель и задачи:

  1. Научить  видеть потенциальные опасности вокруг себя и как их избежать.
  2. Формирование навыков правильно определять и обсуждать содержание поставленных вопросов по теме.
  3. Способствовать развитию устной речи, мышления учащихся.

Форма урока: Обзорно-практический.

Оборудование: таблица, карточки, рисунки детей, магнитофон, шишки, бусинки, жетоны, средство бытовой химии, рисунок №1  

                               Ход урока

  1. Здравствуйте дети, доброе утро, доброе утро, дорогие гости.

Ребята, садитесь те, кто, радуется хорошей погоде,

                        Те, кто имеет младшую сестру,

                        Те, кто любит дарить цветы,

                        Те, кто любит сладкое,

                        Те, кто любит бегать,

                        Те, кто любит играть.

Садитесь правильно. Вспомните мудрые слова, которые мы узнали на прошлом уроке. Назовите их.

Сейчас соберите разноцветные фонарики, треугольник – назовите цвета сторон треугольника.

МОЛОДЦЫ!.

Прочитаем тему урока.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМА

        Сегодня мы поговорим о вещах, которые очень важны для жизни каждого человека. Одни из них помогают облегчить вашу жизнь, но и могут навредить, а иногда создать опасные ситуации. На доске карточка, каждая карточка имеет свою букву. Что бы их отгадать вы должны правильно ответить на поставленные вопросы. После каждого правильного ответа я переворачиваю карточку, появляется буква.

Перевернув все карточки вы узнаете, что дороже всего для человека.

Разгадывать будем по порядку. За правильные ответы вы получите жетончики, которые нужно сохранить до конца урока.

И так начинаем…

Давно, когда еще люди жили в пещерах, они заметили что звери сильные и опасные, а люди слабые. Когти у зверей большие , а у человека маленькие. Звери всегда представляли для человека большую опасность. Поэтому самый первый урок в самой первой школе был уроком безопасного поведения.

Конечно, человек был очень смелым и не был глупым. Но уже тогда люди додумались  до главных правил безопасного поведения

/на доске вывешивается таблица/

  1. определить (увидеть) опасность.
  2. по возможности ее избежать
  3. при необходимости действовать.

Вот об этом мы и поговорим.

Для этого мы отправляемся  в небольшое путешествие по своей квартире.

Все вещи, придуманные человеком для облегчения своей жизни, требует правильного пользования им.

1 задание.  Давайте попробуем вспомнить, какие вещи в вашей квартире могут быть опасными для жизни. (заранее на уроках рисования дети сделали рисунки предметов  и вещей от которых исходят опасности и рассказывают о них))

Молодцы. Мы с вами открываем первую букву зашифрованного слова.

2 задание. А вот газовая плита может стать опасной не только из-за огня.

Какую еще опасность несет газовая плита? (подводим к следующим ответам):

-кастрюли стоят на краю

-ручки кастрюль, сковородки повернуты в проход

  • кипяток на плите – можно получить сильный ожог

А почему нужно следить за огнем на плите, если он слаб, а на кухне сквозняк? (разные ответы учащихся и выводы).

3 задание: надо подвести учащихся к следующим выводам/

  • не медленно сообщить об этом взрослым
  • не зажигать огонь, не включать электроприборы – может произойти взрыв
  • немедленно проверить комнату
  • при запахе газа позвонить по телефону 04

Открывается следующая буква.

  1. задание. Иногда могут быть опасными даже самые обыденные вещи.

/выставляются  различные аэрозольные баллончики/

Почему на баллончиках написаны следующие предупреждения «Огнеопасно, «Токсично» и т. д. (каждый препарат имеет правила пользования, инструкцию)

/совместно с детьми делаются разъяснения и  выводы/

Чтобы не приключилась беда крепко-накрепко запомни:

Нельзя нюхать, трогать руками, пробовать на язык, не известные тебе жидкости, порошки, пасты и т.д

Никогда не слушай своих приятелей, предлагающие тебе попробовать неизвестные жидкости и порошки.

За минутное легкомысленное любопытство ты рискуешь. Расплатится своим здоровьем. Вот  открываем и следующую букву

МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ

5задание.   Слово ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК знакомы вам с детских лет. В ваших квартирах широко используются электрические приборы – это холодильники, телевизор, утюги, лампочки и т.д.

Широкое использование электричество облегчает домашний труд и делает быт более удобным, но при неумолимом обращении представляет опасность и может привести к тяжелым и даже смертельным травмам, если человек дотронулся к оголенному или плохо изолированному проводу, либо к предмету, находящемуся под напряжением.

Каждый прибор требует к себе осторожного обращения. Знаете ли вы как правильно пользоваться электрическими приборами?

ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ: /называют дети/

  • перед включением электроприбора проверьте исправность электрошнура, на нем не должно быть оголенных мест.
  • Не вставляйте вилку мокрыми руками (случай в прошлом году)
  • Нельзя тянуть за шнур, надо браться за корпус вилки
  • не оставляйте включенные электроприборы, включенные в сеть
  • нельзя включать в одну розетку большое количество бытовых приборов /особенно фен, телевизор, утюг/ /дети сами называют по рисунку/
  • уходя из дома выключайте свет и электроприборы.

МОЛОДЦЫ1 открываем еще одну букву.

6задание. /Вывешивается в увеличенном размере рис. №1/

Все вещи любят находиться на своих местах и возмущаются, как люди забывают об этом.

 А теперь давайте посмотрим, почему в эту комнату страшно   входить? /см. рис. №1/

Если ответите на следующий вопрос, то откроем очередную букву:

«Почему хорошая хозяйка в бутылку из-под лимонада не нальет уксус или керосин?

Не плохо ответили, открываем еще одну букву.

7 задание.  А теперь посмотрите на доску и слушайте следующее задание:

Вам предстоит определить правильный ответ: / КАК УСТРАНИТЬ ОПАСНОСТЬ/

/Дети выходят к доске и прикрепляют слова - помощники/

Открываем следующую букву.

8 задание. Люди всегда не любили нерях. Не только потому, что неряшливость не красива, но еще и опасна. Хорошая хозяйка немедленно вытрет пол и поднимет даже одну картофельную очистку.

/Почему идет обсуждение и делается вывод/

«Чистота залог здоровья»

Вот открываем и последнюю букву и узнаем что очень важно и дорого для человека?

Прочесть слово сразу мы не можем, потому что буквы разбежались Кто догадался какое это слово?

ЭТО-ЗДОРОВЬЕ

9. задание.  Таким образом мы сегодня изучили некоторые правила безопасного поведения. Их очень много с которыми мы еще познакомимся на следующих уроках.

Вопросы ук детям:

«Что мы сегодня повторили?»

«Что нового Вам запомнилось?»

«Назовите главные правила безопасности»

10.  Итог урока: Подсчитаем количество жетончиков:

     оценка  5        - у кого….                                                КРОССВОРД                 оценка 4        -у кого….

 

СПАСИБО ВСЕМ.

 

                   

         

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по баскетболу для учащихся 6 классов.

В данном материале представлены разнообразные виды ходьбы, бега, подробный комплекс ОРУ с мячом в движении , перестроения необходимые для для быстрой организации класса....

Конспект урока по волейболу для учащихся 7 классов

В данном материале подробно описана методика обучения техническому приему и передаче мяча двумя руками снизу ,ОРУ, построения и перестроения,необходимые для быстрой организации детей на уроке....

План - конспект урока по гимнастике для учащихся 5 класса

На уроке применяется групповой метод. Группы работают на гимнастических снарядах. В каждой группе назначается командир, который организут группу и следит за техникой выполнения упражнений учащимися. Н...

Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.

Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения....

План конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов "Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе"

Материал содержит план-конспект обобщающего занятия в 11 классе по теме «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе»Цели  урока: 1. Познакомить учащихся с содержанием обязате...

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».

Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...

Конспект урока физической культуры для учащихся 6а класса. Тема урока: Волейбол. «Передача волейбольного мяча двумя руками над собой, через сетку». 14.12.2016

Тема урока: Волейбол. «Передача волейбольного мяча двумя руками над собой, через сетку».Цель урока: сформировать у обучающихся знания и навыки игры в волейбол....