План конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов "Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе"
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме
Материал содержит план-конспект обобщающего занятия в 11 классе по теме «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи урока:
1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_obzh.docx | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов.
Учитель ОБЖ - Федчикова Наталья Петровна
Тема урока «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи урока:
1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.
Вопросы урока:
- Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.
- Обязательная подготовка граждан к военной службе.
- Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
- Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
- Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Учебно - методическое сопровождение урока:
- Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе».
- Слайд презентация по теме урока.
- Схемы и таблицы для изучения нового материала.
- Карточки для проверки пройденного материала закрепления нового.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
II. Проверка пройденного материала.
Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель: Перед тем как мы начнем изучение новой темы урока проверим как вы усвоили обязанности граждан по воинскому учету.
Предлагает учащимся выполнить варианты самостоятельной проверочной работы по теме: «Воинский учет. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет ».
Проверочная работа
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся? | 1. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету. |
2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета. | 2. Какие виды воинского учета вам известны? |
3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство? | 3.Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывника? |
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!
(РАДИСТ)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -
Дорога, порой минута!
(ДЕСАНТНИК)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(ТАНКИСТ)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)
Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(АРТИЛЛЕРИСТ)
«Там, где мы, там — победа!» -
Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(МОРСКОЙ ПЕХОТИНЕЦ)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(ПОГРАНИЧНИК)
Вступительная часть .
Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для того чтобы освоить военные специальности о которых шла речь в загадках нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
IV. Изучение нового материала.
Сообщение нового материала в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами).
1. Ознакомление с положением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Учитель: Исходя из стать 11 этого закона обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование.
Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1)
2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.
Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.
Запись в тетради определений.
Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)
Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).
Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2)
Учитель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.
3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.
Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.
Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.
Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.
(Приложение № 3). Работа с таблицей.
По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.
4. Объяснение понятия «добровольная подготовка граждан к военной службе»
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- занятия военно-прикладными видами спорта;
- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)
Первое - граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)
Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а так же право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.
V. Закрепление материала.
Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.
Беседа по итогам рассказа учителя.
Вопросы:
1. Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, но к службе в рядах Вооруженных Сил не успел приступить).
2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчинятся. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии.)
3. Как следует готовить себя к военной службе? ( Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботится о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать я Родины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознано, зная, что и от кого ты будишь защищать)
4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ))
Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.
Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
- Занятие военно-прикладными видами спорта;
- Военно-патриотическое воспитание;
- Подготовка к военно-учетным специальностям.
Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?
1.Обучение по программе офицеров запаса;
2. Получение начальных знаний в области обороны;
3. Занятия военно-прикладными видами спорта.
Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется в период:
1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;
2. с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;
3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.
Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:
1. бригадир;
2. токарь;
3. радиооператор;
4. учитель;
5. пожарный;
6. воспитатель.
Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.
1. автомобильный (мотоциклетный);
2. гребно-парусный;
3. футбол;
4. плавание прикладное;
5. хоккей с мячом;
6. военно-спортивное ориентирование;
7. парашютный спорт;
8. стрельба пулевая;
9. стрельба из лука.
VI. Подведение итогов
Рефлексия урока.
Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Выводы.
1.Сегодня мы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской армии. И все эти качества связаны с понятием патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Армия по- прежнему является «школой мужества» для большинства молодежи, пройти которую должен каждый мужчина.
2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.
Вопросы на понимание изученного материала.
1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?
3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?
4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
Домашнее задание.
Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования»
Приложение №1
Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает | ||||||||||
Получение начальных знаний в области обороны | Подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях. | Военно-патриотическое воспитание | Подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата | Медицинское освидетельствование и медицинское обследование | Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий |
Приложение № 2
Подготовка граждан к военной службе | |
Первый период | Второй период |
Подготовка граждан направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. | Подготовка граждан носит целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионально психологического отбора. |
Допризывник должен изучить: | Призывник должен изучить: |
Совершенствование физических качеств | основы военной службы по призыву (по контракту) |
Выработка психологических качеств | Основные требования к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования |
Умение работать в коллективе и малых группах | |
Требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям | |
Определение индивидуальных наклонностей и возможностей | |
Первоначальный профессиональный отбор(определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям) | Спланировать систему индивидуальной подготовки к выполнению обязанностей военной службы. |
Получение начальных знаний в области обороны |
Приложение № 3
Психологическая классификация воинских должностей.
Классы воинских должностей | Основные профессиональные качества | Примеры воинских должностей | Показатели учебной, общественной, спортивной и других видов деятельности | Родственные гражданские специальности и должности. |
1. Командные | Быстрота и гибкость мышления, умение ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения Самостоятельность, требовательность, самообладание и выдержка. Разборчивая речь. | Командир танка, боевой машины, орудия, отделения, боевого поста. Начальник: станции, поста, пункта, радиостанции, старшина команды. | Интерес к изучению основ военной службы и к общественным дисциплинам. Активность в общественно-организаторской деятельности. Лидерство в неформальных группах, шефская работа, воспитание младших детей. | Бригадир, звеньевой, мастер, учитель, воспитатель, тренер. |
2. Операторские | Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость внимания, оперативная память, аккуратность, эмоциональная устойчивость. Координация движения рук. | Наводчики орудия танка, САО, оператор ЗРК, ПТРК, РЛС, ЭВТ, радиометрист, снайпер. | Высокая успеваемость по математике, информатике, рисованию. Интерес к выполнению оформительских работ и расчетов. Успехи в спортивной стрельбе. Увлечение коллекционированием, систематизацией различных материалов. | Оператор счетных машин, токарь, диспетчер, корректор, кассир, фотограф. |
3. Водительские | Устойчивость и распределение внимания. Двигательная память. Быстрая сенсомоторная реакция, работоспособность. Координация одновременных движений рук и ног. | Водитель, механик-водитель (танка, САУ, БМП, БМД), крановщик, рулевой. | Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, ручному ремеслу. Окончание автошколы. Увлечение автомотоспортом, лыжными гонками и конькобежным спортом. Занятия в автомотосекциях и кружках. | Шофер, тракторист, комбайнер, машинист автокрана, рулевой моторист. |
4. Связи и наблюдения | Острый слух(зрение) Точность слухового (зрительного) восприятия. Оперативная память. Чувство ритма. Настойчивость, правильная дикция. Подвижность пальцев и кистей рук | Радиотелеграфист, телеграфист, радист, телефонист, наблюдатель. | Успеваемость по физике, радиотехнике, учеба в музыкальной школе. Участие в художественной самодеятельности, музыкальный слух, хорошая дикция, игра на клавишных инструментах. Занятия в радиокружках, увлечение радиоспортом. | Радиооператор, телефонист, оператор, связист, телеграфист. |
5. Технологические | Наглядно-действенное и наглядно образное мышление, склонность к ручному ремеслу, интерес к технике. Самостоятельность. Общеобразовательная и техническая грамотность. | Дизелист, моторист, электромеханик, радиомастер, авиамеханик электрик. | Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, занятия в технических кружках и секциях. | Автослесарь, слесарь-электрик, наладчик станков, кузнец, специалист по ремонту радиоаппаратуры. |
6. Спецназначения | Физическая выносливость, ловкость, координация движения. Сообразительность. Смелость, решительность, самообладание и выдержка, коллективизм. | Специалисты воздушно-десантных и десантно-штурмовых войск, разведывательных подразделений, морской пехоты. | Занятия физической культурой. Парашютным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, прыжками в воду, боксом, борьбой, регби. А так же охота, туризм, спелеология. Стремление к физическому и волевому совершенствованию. | Водолаз, пожарный, горнорабочий, спасатель, каскадер, монтажник высотник. |
7. Прочие | Исполнительность. Физическая подготовленность. Удовлетворительное нервно- психическое здоровье. | Заряжающий, подносчик боеприпасов, заправщик, стрелок | «Моторные» специальности особых требований к человеку не предъявляют. |
Приложение 4
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает | ||||
Занятия военно – прикладными видами спорта | Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан(суворовские училища, нахимовские военно- морские училище и т.д) | Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профобразования, имеющих государственную аккредитацию. |
Приложение № 5
Технические и военно-прикладные виды спорта
Авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей(самолетов, планеров, вертолетов и др.) и управление ими |
Автомодельный спорт |
Автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.) |
Вертолетный спорт |
Водно-моторный спорт – технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. |
Воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха. |
Гребно –парусное многоборье |
Дельталетный спорт |
Мотоциклетный спорт – технический вид спорта, соревнования в езде на дорожках и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог, мотобол- игра в мяч на мотоцикле. |
Парашютный спорт. |
Подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения(акваланг, маска, ласты) |
Пожарно-прикладной (пожарно-спасательный) спорт. |
Радиоспорт |
Служебное собаководство |
Стрельба пулевая |
Судомодельный спорт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по ОБЖ для 11 класса: "Воинский учёт. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе"
Рабочая тетрадь создана для изучения темы "Основы воинской службы", а также для закрепления полученных знаний....
Добровольная подготовка граждан к воинской службе
Презентация к уроку ОБЖ...
План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе.
План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе....
Группа МЖКХ 2 ОБЖ (24.10.2020) Урок по теме "Добровольная подготовка граждан к военной службе."
Тема "Добровольная подготовка граждан к военной службе."Задание1. Изучить материал по теме: "Добровольная подготовка граждан к военной службе." См. файл2. Вопросы для закрепле...
Группа МЖКХ 2 ОБЖ (02.11.2020) Урок по теме "Добровольная подготовка граждан к военной службе."
Тема "Добровольная подготовка граждан к военной службе"Задание1. Изучить материал по данной теме. См.файл2. Составить опорный конспект по теме урока....
12 класс, Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
12 кл., презентация "Обязательная и добровольная подготовка к военной службе"...
Открытый урок «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »
На данном уроке мы знакомим обучающихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских...