Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tekhnologii_dlya_uchashchikhsya_5_klassa.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса
Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки –игрушки на чайник».
Цели:
Обучающая:
- Ознакомить учащихся с понятием «проект»,
- методами поиска новых решений,
- формирование умений находить способы решения проблемы,
- определиться с обоснованием и выбором темы проекта.
Воспитывающая:
- воспитание настойчивости,
- наблюдательности.
Развивающая
- развитие мышления учащихся,
- познавательных способностей,
- информационной и коммуникативной компетентности.
Оборудование: образцы пояснительных записок, образцы творческих проектов, выполненные учащимися школы, таблица по этапам выполнения проекта
Программа «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Тема подраздела программы «Проектирование и изготовление изделий из ткани».
Учебник: В.Н..Правдюк. и др. Технология. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Методы: объяснительно-наглядный, частично-поисковый, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод мозговой атаки
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений. Развитие регулятивных УУД (самооценки)
На уроках вы приобретали технологические знания и технологические умения.
-Что вы научились делать? (научились готовить, шить фартук и т.д.)
Было изготовлено изделие из ткани – фартук, при производстве которого был пройден путь от замысла модели до её реального осуществления. Мы учились действовать по инструкционной карте и следовать указаниям учителя. Попробуем дать самооценку своим умениям. Если вы считаете, что вы полностью овладели умением, то ставим за показатель 2 балла, если овладели частично, то – 1 балл. Если затрудняетесь в оценке, то 0 баллов.
Учитель зачитывает показатели критерия «технологические умения», учащиеся оценивают:
1. умения осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани
2. умения выполнять ручные стежки и строчки, вышивку,
3. выполнять влажно – тепловые работы
4. выполнять машинные работы,
5. конструировать и моделировать швейное изделие,
6. проектировать и изготавливать швейное изделие,
7. проводить первичную и тепловую обработку продуктов, приготавливать блюда по рецептам
8. разрабатывать и оформлять интерьер.
Максимальное количество баллов – 16. При сумме 10-16 баллов, вы многому научились.
2. Целеполагание. Введение понятия « учебный проект». Формирование личностных УУД (действие смыслообразования).
- Как вы считаете, смогли бы вы изготовить какое-либо небольшое изделие из ткани своими руками?
- Подумаем, какие и для чего могут быть эти изделия? (прихватки, игольницы, подушки, салфетки, грелки-игрушки на чайник, для подарка, для украшения дома и т.п.)
-Хотелось бы вам попробовать самим сделать такое изделие?
- Для этого мы будем заниматься с вами учебным проектированием.
-Где вам встречается слово «проект»? Что же такое проект?
Слово «проект» - (от лат, projection - брошенный вперед) - это замысел, план, совокупность документов для создания какого-либо объекта; прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.
У нас проекты учебные, т.е. мы еще будем при этом учиться чему-то новому.
Проект – самостоятельная, творчески завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
- Скажите – фартуки, которые вы шили, чем отличались друг от друга? Каждый сам придумывал себе модель, выбирал ткань? Таким образом, фартук – это тоже проект. Итак, работает наш «Дом моделей».Учащиеся демонстрируют свои модели фартуков, называя модель и делая небольшое описание отделки и формы фартуков.
Определим, какие этапы выполнения проекта вы осуществляли при изготовлении фартука. Составляется последовательность изготовления фартука из карточек, расположенных на доске :
1. Изучение исторических сведений о фартуках.
2.Конструирование.
3.Определение назначения фартука, его отделки, формы деталей.
4.Моделирование.
5. Выбор ткани. Определение себестоимости.
6. Раскрой деталей.
7.Обработка деталей.
8.Соединение деталей.
9. Окончательная обработка фартука.
10. Контроль и самооценка.
3. Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки». Формирование познавательных УУД (общеучебных).
Работа над проектом начинается с определения потребности в каком-либо изделии или услуге. Запишем на доске все возможные области применения наших сил, возможные предметы быта, какие могут быть изготовлены. Работа идет по группам. На обсуждение дается 5 минут. Каждая группа записывает самые невозможные и возможные предложения на доске. Проводится «мозговая атака». Рассматриваются все предложения от всех учащихся. Они являются «генераторами идей».
После записи всех предложений надо отобрать возможные, для этого все мы – «эксперты». Производится обсуждение возможности выполнения такого проекта. После обсуждения для проектирования отобраны несколько тем: изготовление прихваток, мягких игрушек, грелок – игрушек на чайник. Каковы варианты решения каждой темы. Этим занимаются конструкторы и дизайнеры. Заслушаем сообщения об этих профессиях.
4. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Формирование познавательных УУД (логических).
Для разработки моделей наших проектов мы используем методы решения конструкторско-технологической задачи: метод морфологического анализа. Разберем сущность метода морфологического анализа. Выбирается группа основных признаков и для каждого из них подбираются возможные варианты решения. Варианты решения удобно представить в виде таблицы. Составим пример таблицы для изготовления грелки - игрушки (учащиеся заполняют таблицу):
Признаки | Возможные варианты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1.Материал грелки - игрушки | Шелк | Шерсть | Ситец | Драп |
2.Отделка | Вышивка | Аппликация | Тесьма | Объёмная форма |
3.Форма грелки - подушки | Круг | Квадрат | полуовал | Треугольник |
4.Технология | Из лоскутов ткани | Комбинирование ткани | Из одного материала | Из частей (из двух разных ) |
5.Отделка края | Кружево | Тесьма и кисти | Обвязка | Помпоны |
Таким образом можно определить, какую грелку – игрушку мы выберем для изготовления проекта. Составьте свой вариант с описанием. Этот анализ называется дизайн – анализ объекта.
5. Закрепление. Практическая работа: Группам учащихся составить таблицу для прихватки.
В центре находится название объекта, по сторонам элементы исследования, которые должен продумать ученик:
материал, технология изготовления, отделка, цвет, форма, размер.
Вопросы по окончании работы:
С каким методом проектирования познакомились на этом уроке?
- Какую роль играет метод морфологического анализа в создании проекта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"
урок для 6 класса...
Конспект урока по технологии в 5 классе.Тема: Приготовление блюд из макаронных изделий.
Модель урокаКласс 5Раздел "Кулинария"Номер урока в теме – 7Название темы: Приготовление блюд из макаронных изделий. Цель урока: - науч...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок по технологии в 5 классе, тема урока: "Изготовление открытки к празднику 9 мая".
План урока по изготовлению открытки из бумаги, техникой "квиллинг".изучить приемы изготовления открыток; повторить свойства бумаги, правила работы с клеем;развивать умение самостоятельно планиро...
Конспект урока немецкого языка в 7 классе. Тема урока: Формирование НЛЕ по теме «Виды спорта». Бим И. Л.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.Цели урока:1) Образовательные:- Научить высказывать своё мнение с опорой на диаграмму;- учить чтению с извлечением нужной информации;- отр...
Конспект урока по технологии в 7 классе. Тема: «ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА»
Защита проекта "Пряничная доска". Урок технологии с использованием ИКТ...
План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин. Коррекционно &nda...