Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii._podzemnye_vody.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие: технологическая карта

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;                                                                                                                                                                   Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

Название предмета: естествознание.

Класс: 5 «Б»

Дата: 14.03.2013г.

Тема: Подземные воды.

Учитель: Емельянова Алёна Сергеевна

Образовательные цели:

Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме: подземные воды. Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала.

Развивающие цели:

Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; проводить географические  опыты по алгоритму.

Воспитательные цели:

Воспитывать навыки работать в группе;                                                                                                  Способствовать формированию  качеств личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.

Место урока в системе уроков данного раздела: 

Урок изучения нового материала

Тип урока: 

Урок - практикум 

Основные термины и понятия: 

Подземные воды, водоупорный слой, водоносный слой, источник (родник), минеральные воды.

Межпредметные связи: 

Естествознание, геология, география.

Познавательные УДД: 

Проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий,  извлекать необходимую информацию из дополнительных текстов; анализировать и синтезировать информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; структурируют знания. 

Коммуникативные УДД: 

Осуществляют инициативное сотрудничество в группе для поиска, сбора и структурирования информации; тактично управляют поведением партнера в группе, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УДД:

Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном процессе, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность.

Личностные УДД:

Осуществляют нравственно-эстетическую оценку в учебном сотрудничестве а текже личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

 

1. Подбирает текстовый материал (параграф учебника и материал из дополнительной литературы).

2. Готовит нужное количество экземпляров текста и заданий для контроля.

3. Готовит иллюстративный материал по теме урока

Делятся на группы:

Группа №1 – «гидрологи»;

Группа №2 – «исследователи»;

Группа №3 – «практики».

1. Текст для изучения нового материала;                                       2. Оборудование для проведения практических работ и опытов; образцы горных пород: суглинок, песок, глина; четыре воронки, секундомер, колбы.                                             3. Материал для создания модели источника: аквариум, пластилин, вода, песок.

4. Задания для контроля.

5. Презентация к уроку.

II

Организационный

Стадия вызова, через постановку учебной задачи.

1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.

2. Учитель создаёт ситуацию для учащихся с целью определения темы и цели занятия;

1. Готовятся к работе: организуют рабочее место.

2. Анализируют ситуацию и самостоятельно формулируют тему и цель занятия:



Внимание:

  1. Прокомментируйте, что вы видите на рисунках, какие природные явления изображены?
  2. Определите причину данных явлений, она общая для этих явлений.

III

Основной этап (изучение нового материала)

1. Работа в группах.

1. Напоминает правила работы в группе;

2. Озвучивает учебную задачу.                                 3. Раздаёт конверты для каждой группы, которые содержат: задание; алгоритм выполнения; необходимый инструментарий; шаблон для отчёта о проделанной работе.

4. Наблюдает за работой учащихся в группе, при возникновении трудностей консультирует учащихся.

Выполняют поставленную учебную задачу в группах;

Группа №1

Теоретическая задача: объяснить, что такое подземные воды.

Практическая задача: от чего зависит скорость просачивания воды?

Оборудование: учебный текст, образцы горных пород: гравий и песок; 2 воронки; 2 колбы; секундомер;

Группа №2.

Теоретическая задача: Как образуются подземные воды?

Практическая задача: провести опыт и определить, какой слой горных пород называется водопроницаемым и водоупорный?

Оборудование: учебный текст,  образцы горных пород: песок, глина, суглинок; 3 воронки; 3 колбы; секундомер;

Группа №3.

Теоретическая задача: дайте определение, что такое источник?  Назовите условия возникновения источников в природе. Определите значение источников для человека?

Практическая задача: создайте  модель источника.

Оборудование: учебный текст, аквариум, песок, пластилин, лейка с водой.

 

 

2. Демонстрация полученных результатов.

  1.  Каждая группа учащихся презентует свои результаты;
  2. 2.  Каждая команда по итогам  выступления двух других выставляет им оценки по пятибалльной шкале.

Лист взаимооценки.                                                                                                                   Оцени работу других команд по пятибалльной шкале.

Критерии

оценивания

1 команда

Гидрологи

2 команда

Исследователи

3 команда

Практики

1. владеют     теоретическим  материалом




2. провели                      опыт и               сформулировали          вывод




3. презентация      результата     (выступление)




 

 

3. Инсценировка «рекламы» минеральной воды

1. Предлагает каждой группе прорекламировать минеральную воду, используя необходимое оборудование и план.

1. В течение 10 минут каждая группа готовится прорекламировать свой вид минеральной воды.

Группа №1 – «Гелиос»;

Группа №2 – «Иссык-Куль»

Группа №3 – «Хан-Куль»

В рекламе нужно  отразить ответы на вопросы.

1. Где добываются  данные воды?
2. Состав минеральной воды, какие химические элементы в ней присутствуют?
3. Где расположен источник этой минеральной воды?

VI

Рефлексия

Рефлексия приём незаконченных предложений.

Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока

1. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

2. Заполняют опросники для индивидуальной рефлексии.

3. Желающие озвучат своё мнение.


Продолжите  предложения.

1. Было интересно _________________________.  2. Было трудно ____________________________. 3. Теперь я могу ___________________________.
4. Урок дал мне для жизни
 _____________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Подземные воды"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Подземные воды" сэлементами исследования....

Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"

Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...

Конспект урока по географии Смоленщины 8 класс "Внутренние воды Смоленщины"

Урок по географии Смоленщины "Внутренние воды Смоленщины" проводится в 8 классе в форме заочного путешествия по наиболее значимым водным объектам Смоленской области с использованием ИКТ. На уроке прим...

Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"

На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...

конспект урока по географии в 6 классе по теме "Вода на Земле"

Урок разработан по учебнику 6 классф «География. Начальный курс» Авторы: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2011....

Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя:  раскрыть особенности вн...