Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.
методическая разработка по теме
Особенности работы с электронными учебниками. Выступление на городской конференции.18-19 декабря 2013 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 55 КБ |
презентация | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.
Гриднева Елена Валерьевна учитель, физики и информатики , ГБОУ гимназии №1272,г.Москва,e-mail: gridnevael@mail.ru.
Главная цель обучения и воспитания:
«дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу»
К.Д.Ушинский.
С введением в школьное образование новых стандартов образования ( ФГОС), в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Изменение парадигмы образования предполагает изменение не только целей и задач обучения , но и методов обучения. В процессе этого , ученик усваивает и только знания в предметной области ,и деятельность необходимую для получения этих знаний. Дополнительно, включение ребенка в разные типы деятельности связано с развитием разных областей сознания , и как результат - условия для его личностного роста. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий работаю той или иной науке, как они дополняют друг друга, чем они отличаются, где сталкиваются и создают импульс для развития науки. Наконец, каких успехов в каждой области достигла данная наука, и где те основные точки для приложения сил и достижения новых результатов.
“Именно понятие деятельности, - подчёркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер”. Не случайно очень много педагогических исследований последних десятилетий касается именно новых видов”деятельности” учащихся на уроке или новых технологий.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Это значит, что учитель полностью изменяет форму урока и вместо объяснения и проверки и рефлексии новых знаний ,создает условия для открытия и закрепления знаний учениками самостоятельно.
При таком обучении главным становится личность ученика, его способности, наклонности, интересы, умение построить ход исследования, принять решение и провести исследование , уметь правильно выполнить рефлексию полученной информации.
Именно учитель должен сделать урок таким чтобы выделить те видовы деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и создать дидактические условия его организации, которая бы постоянно развивала и готовила детей к осуществлению этих видов деятельности.
Встает обычный русский вопрос: « Что делать?», а точнее « Как учить?», « Чему учить?» , « Как все успеть при сокращении количества часов общей физики?».
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире. И как верно подводит итог и перекликается с этими работами педагог Г.И. Щукина в том, что специальная организация учебной деятельности, включающая использование ее многообразных видов и форм дает значительный эффект не только в учении, но и в достижении главной цели — формировании личности человека.
Виды деятельности на уроке могут быть:
- занятия с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями),
- постановка опыта, наблюдения, работа с приборами,
- занятия с раздаточным материалом,
- решение и составление задач,
- заполнение таблиц, составление схем,
- придумывание кроссвордов, составление реклам,
- подготовка сообщений, проведение анализов текстов,
- составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.
Какой конкретно способ использовать на данном уроке или занятии, зависит от цей и задач данного урока. Я случайно обнаружила , что любой из перечисленных видов деятельности можно осуществит с помощью электронных учебников.
Средства для обучения:
Это учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютер компьютерные программы, видеоматериалы - тоже могут быть в электронном виде.
Поэтому все большее место в нашей жизни занимают электронные учебники ( ЭУ).
Можно дать такое определение электронному учебнику:
Мультимедийный (электронный) учебник- это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:
- форматированный гипертекст;
- графические изображения;
- анимация;
- Аудио- и видеозаписи
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.
Электронные учебники имеют ряд преимуществ:
Доступность-диски дешевле хороших учебников.
Наглядность- для учеников важно использовать другое информационное пространство.
Оъемность по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации.
Компактность- любой носитель электронной информации занимает очень мало места и имеет очень маленькую массу , по сравнению с книгой.
Неограниченный объем дополнительной информации- благодаря гиперссылкам можно выходить на любые источники информации по заданной теме.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Орг. момент.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Выбор методов и способов для решения поставленных задач.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по заданному стандарту.
7. Повторение.
8.Рефлексия деятельности .
9. Определение новых целей.
Главное условие для работы с электронным учебником – он должен быть загружен и хорошо открываться на данном устройстве.
Структура урока с использованием ЭУ:
1.Начало урока – приветствие и повторение целей намеченных на прошлом уроке. Определение области работы и примерной темы .
Цель этапа- создать настрой на работу и вызвать интерес к теме, т.е. включить учеников в работу.
Использование ЭУ: из предложенной информации выбрать то, что относиться к названной теме.
2.Актуализация- повторение учебного материала и учебных операций , дополнительная проработка сложных вопросов и ситуаций.
Цель этапа – доп. закрепление знаний, получение обратной связи после домашней работы, создание связей между темами.
Использование ЭУ: виртуальные тесты, схемы. задачи, чертежи. виртуальные эксперименты, проблемные тексты и т.д. , вся информация в любых электронных пособиях.
3.Постановка цели урока- создание проблемной ситуации, которую нужно разрешить для получения новых знаний по теме.
Цель этапа- организовать работу для выявления более четкой цели и темы урока.
Использование ЭУ: виртуальный эксперимент демонстрационный или индивидуальный , новый тип задачи с условием в виде фильма , просмотр физических явлений из жизни и т.д.
4. Решение поставленных задач и открытие новых знаний.
Цель этапа- получение новых знаний и новых способов действий.
Использование ЭУ: виртуальная лабораторная работа , решение задачи с виртуальными подсказками, построение виртуальных графиков процессов и т.д.
5.Первичное закрепление.
Цель этапа - сформулировать и озвучить все ,что получено в результате совместной работы.
Использование ЭУ: после получения результата посмотреть и послушать научные формулировки полученных знаний.
6.Самостоятельное закрепление знаний.
Цель этапа- закрепить применение новых знаний в самостоятельной работе, с последующей проверкой.
Использование ЭУ: решение тестов или задач, в эл. виде с ответами и предлагаемым решением для самоконтроля.
7. Рефлексия.
Цель этапа- подвести итоги урока, сделать заключительные выводы, оценить работу каждому ученику самостоятельно, обсудить и записать домашнее задание, наметить цели следующего урока.
Заключение
Подводя итоги, мы теперь можем ответить на вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?
Электронный учебник необходим всем учащимся для любого вида учебной деятельности т.к.
• облегчает понимание запоминание изучаемого материала за счет других способов подачи материала и воздействия на все виды памяти.
• дает возможность работать на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки и интереса ученика.
• освобождает от громоздких вычислений и преобразований, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.
• предоставляет возможности для самопроверки .
• дает возможность быстро и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в эл.виде .
• выполняет роль виртуального преподавателя, давая возможность прослушать и посмотреть объяснение многократно. • позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
Он необходим преподавателю т.к.
- позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами.
- позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, даже без личного участия.
- позволяет выносить материл , наиболее важный по содержанию, для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок урочных занятий;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками, особенно домашних заданий и контрольных мероприятий.
Список литературы
1. www.academiaxxi.ru
2. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.
3. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
4. Мильчин А.Э. Издательский словарь–справочник. М.: Юристъ, 1998.
5. Российские электронные издания: Каталог.—Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий / Авторы–составители: Вигурский К.В., Глушкова О.Л., Негадова В.И. (под общ. ред. Антопольского А.Б.) — М.: НТЦ “Информрегистр”, 2000.
6. Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992
7. Канкошина С.С. технология опыта «Деятельностный подход на уроках физики»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кому нужен электронный учебник ? всем учащимся при любой форме обучения облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Виды электроных учебников Энциклопедии или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ», совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); Материалы для тестов и Виртуальнные лабораторные работы Электронные учебники на дисках
В своей работе на уроках физики применяю следующие программные продукты
Я применяю эл . учебник для: повышения интереса изучения физики детьми ; с оздания другой информационной среды повышения качества знаний; решения множества дидактических, организационных и методических задач. организации работы со способными детьми, по самообразованию заинтересованного ученика . д ополнительной работы со слабыми детьми индивидуализации и дифференциации обучения. для развития способностей и навыков самообучения .
Конструктивные элементы для создания эл . учебника Авторская среда - позволяет учителю самому формировать учебные материалы электронного учебника. Тесты позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся. Энциклопедия дает полную информацию по теме в соответствии со стандартом образования . Креативная среда -позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом Задачник- позволяет показать решение разноуровневых задач по физике. Невербальная среда- наделяет электронный учебник чертами живого учителя, т. е.создает иллюзию живого общения учителем.
Общие этапы создания электронных учебников . Определение целей и задач учебника. Разработка структуры электронного учебника. Разработка содержания по разделам и темам учебника. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника. Программирование. Апробация. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации. Подготовка методического пособия для пользователя.
Источники http://revolution.allbest.ru/programming/00060052_0.html http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=166 http://www.websib.ru/ites/2003/06-01.htm http:// www.rusedu.info/Article13.html http://teacherdo.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=53
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности и развития товорческих способностей учащихся на уроках физики"
Содержание статьи раскрывает способы постановки проблемы и её разрешения....
Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Доклад на ШМО ЕМЦ. Основные задачи статьи:поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать ло...
Анисимова В. В. "Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики"
В статье раскрывается понятие "проблемное обучение" и приводятся примеры применения проблемных ситуаций на уроках физики средней школы....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся......
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода
диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....
Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"
Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....