«ПОЖАРЫ»
классный час по обж по теме
ЦЕЛИ: способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl.chas_.docx | 47.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №5 с.Троицкое
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
ТЕМА: «ПОЖАРЫ»
Разработал: Абрамочкин Валерий Васильевич Учитель ОБЖ |
с.Троицкое
2014г.
ЦЕЛИ: способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.
Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех давних пор люди и огонь являются неразлучными - постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, падения космического тела или его взрыва, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись. По мнению древнеримских мыслителей, огонь, в сочетании с воздухом, водой и землей, являлся основным элементом мироздания.
Представления о муках ада люди связывали с пытками грешников на огне. Постепенно человек привык к огню, «укротил» его и начал активно использовать в повседневной жизни для обогрева жилища, приготовления пищи/ защиты от диких животных/ получения новых материалов. Огонь стал одним из основных двигателей исторического прогресса, источником благосостояния людей.
Постепенно люди научились добывать огонь с помощью примитивных приспособлений, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем зажигалок упростило процесс получения огня. Ф. Энгельс писал: «умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».
Наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации- пожара.
Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, материальных ценностей, растительного и животного мира.
Каждый пожар - это единственное, уникальное событие с присущими только ему характеристиками. По количеству и совокупному ущербу пожары прочно занимают лидирующее положение среди всех техногенных ЧС. Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.
Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров/ отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.
Пожары приносят неисчислимые беды, травмирование и гибель людей, они уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.
По количеству и качеству горючих материалов, площади охвата, времени горения, нанесенному ущербу и последствиям все пожары оцениваются по пятибалльной шкале. Самым сильным пожарам присваивается высшая 5-я категория.
Факторы пожара: огонь, дым, пепел, сажа.
Основные причины возникновения пожаров.
• Небрежное, халатное обращение с огнем.
• Нарушение требований техники безопасности при работе
электрическими приборами, печным отоплением.
• Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ.
• Случайный или умышленный поджог.
• Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка
возможных последствий пожара.
• Удар молнии.
• Игра детей с огнем, в основном со спичками.
• Самовозгорание.
Признаки начинающегося пожара.
• Наличие запаха дыма.
• Незначительный огонь, пламя.
• Наличие характерного запаха горящей резины или
Пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания - признаки горения электропроводки.
• Людская суета на лестничных клетках, в подъезде.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
№ | Место возникновения пожара | Правила поведения |
1 | Пожар в квартире, доме, здании школы. | Не паниковать. Вызвать пожарных и спасателей по телефону01. Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя. Сорвать горящие шторы, затоптать огонь ногами, залить водой или бросить в емкость с водой. Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тряпкой или залить водой через вентиляционные отверстия. Закрыть все окна и двери. Найти и вывести (вынести) маленьких детей, которые прячутся в шкафах, под столами, в туалетных комнатах. Помочь старикам, пострадавшим. Взять с собой документы. деньги, ценные вещи. Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы. Постоянно подавать звуковые сигналы. Лечь на пол, ждать помощи или передвигаться ползком к выходу. Дышать через мокрую ткань. Всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания. Выйти на балкон, закрыть за собой дверь, позвать на помощь. Не открывать окна и двери. Использовать для защиты от огня и теплового излучения влажную плотную ткань. Не закрывать входную дверь на ключ. Не пользоваться лифтом. |
2 | Пожар в лифте. | Нажмите кнопку кабины «Вызов» и сообщите о пожаре диспетчеру. Дождитесь остановки лифта и быстро покиньте кабину. Выйдя из кабины лифта, заблокируйте дверь. Вызовите пожарных по телефону01. Попытайтесь ликвидировать пожар своими силами. В случае остановки кабины лифта между этажами сообщите об этом диспетчеру, постоянно зовите на помощь, попытайтесь самостоятельно открыть дверь кабины и выйти наружу. Если покинуть кабину лифта не представляется возможным, не паникуйте, закройте рот и нос тканью, сядьте на пол и ждите помощи. |
3 | Пожар в общественном наземном транспорте | Сообщите о пожаре водителю. После остановки транспортного средства без паники и давки покиньте салон и отойдите на безопасное расстояние. В случае заклинивания дверей покиньте салон через специальные люки, оконные проемы, прогоны. Окажите помощь детям, старикам, пострадавшим, транспортируйте их в безопасную зону. Постарайтесь погасить огонь, вызвать пожарных и спасателей. Не допускайте распространения огня на близлежащие объекты. |
4 | Пожар в самолете. | При пожаре в самолете наиболее эффективным способом спасения людей является эвакуация. Для этой цели во всех самолетах имеются основные и запасные выходы. В случае возникновения пожара все они должны использоваться для эвакуации, покинуть самолет можно через разломы в фюзеляже, специально проделанные люки, форточки в кабине экипажа. В процессе эвакуации необходимо соблюдать спокойствие, действовать уверенно и быстро, не паниковать, не устраивать давку. В первую очередь нужно эвакуировать детей и женщин, оказать помощь пострадавшим. После покидания горящего самолета нужно быстро отойти в безопасную зону на расстояние не менее 100 метров. |
5 | Пожар в поезде. | Сообщите о пожаре проводникам или начальнику поезда. Тушите пожар с помощью огнетушителей, песка, воды, которые есть в вагоне. Перейдите в соседний вагон без паники. Используйте стоп-кран для остановки поезда. После остановки состава быстро покиньте горящий вагон через двери, люки, окна. Помогите пострадавшим, детям, старикам. Не выпрыгивайте из окон, люков, дверей во время движения поезда. Не мешайте пожарным и спасателям ликвидировать пожар и его последствия. |
ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА:
Горящую одежду быстро снять.
Не бегать в горящей одежде.
Не кататься по земле.
Защитить руками голову, лицо, глаза.
Не использовать для тушения огнетушители.
Окунуться в воду или облиться водой.
Лечь на снег.
Накрыться плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения.
Не отдирать прилипшую к телу одежду.
Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и оперативно доставить в больницу.
В современной России задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессионально подготовленные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Они находятся в постоянной готовности, быстро выезжают на тушение пожаров и оперативно ликвидируют их. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала, а через 20 минут развернуться и приступить к его тушению.
Огнеборцы - так называют пожарных - всегда были и остаются на передовой линии борьбы с огнем. Ежегодно пожарные спасают из огня примерно 30 тысяч россиян.
Процесс тушения пожара - это трудоемкая и опасная работа. Она включает прекращение доступа в зону горения воздуха (кислорода) и горючих материалов, интенсивное применение огнегасящих средств для охлаждения зоны горения. В процессе тушения пожаров используется специальная пожарная техника и технологии.
Большинство жилых домов, школ снабжены стеновыми пожарными шкафами с пожарными кранами. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав длиной 10,15 или 20 метров, ствол, две кнопки, задвижка с вентилем. В случае возникновения пожара необходимо быстро присоединить шланг к крану, надеть на шланг ствол, открыть вентиль и нажать обе кнопки. Одна кнопка включает вентилятор дымоудаления, другая - водяные насосы, создающие мощный напор воды. Водой сначала сбивают пламя с наружных поверхностей, а затем подают ее вовнутрь очага горения. Водой охлаждают соседние строения и людей, участвующих в тушении пожара.
Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являются ручные огнетушители.
Для достижения наибольшей эффективности действия огнетушителей необходимо приводить их в рабочее состояние недалеко от места горения, чтобы не терять огнегасящие вещества действовать быстро, так как работают они непродолжительное время. При тушении твердых веществ и предметов пенными огнетушителями направляют струю в места наиболее интенсивного горения, постепенно сбивая огонь сверху вниз. Разлитую жидкость начинают тушить с краев, постепенно покрывая пеной горящую поверхность.
Технические характеристики огнетушителей
Марка | Емкость, л | Время действия, с | Огнетушащее вещество | Применение |
ОП-2 | 2 | 10 | Порошок | Для тушения загораний бензина, дизельного топлива, лаков, красок и других горючих жидкостей, а также электроустановок под напряжением до 1000 В. |
ОП-5 | 5 | 15 | Порошок | |
ОП-8Б | 1 | 8 | Порошок | |
ОУ-2 | 2 | 15 | Углекислота | Для тушения загорания различных веществ и материалов при температуре окружающего воздуха от -25 до 50°С, а также электрооборудования под напряжением. |
ОУ-5 | 5 | 15 | Углекислота | |
ОУ-8 | 8 | 20 | Углекислота | |
ОВП-5 | 5 | 20 | Пена | Для тушения жидких и твердых веществ и материалов, за исключением щелочных и щелочноземельных материалов и их сплавов, а также для тушения загораний электрооборудования под напряжением. Используются при температуре от 5 до 50°С.
|
ОВП-10 | 10 | 45 | Пена |
Поражающие факторы пожара.
• Открытый огонь (пламя).
• Разлетающиеся искры.
• Тепловое излучение, повышенная температура окружающей среды и предметов.
• Дым.
• Пониженное содержание кислорода в воздухе зоны пожара.
• Токсичные продукты горения (синильная кислота/ окись углерода, фосген).
• Падающие предметы, конструкции, осколки стекол.
• Потенциальная возможность взрыва.
• Психологические нагрузки, стресс, паника людей.
Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Основные способы эвакуации людей из опасной зоны: самостоятельный выход; вывод; вынос; спуск с высоты. Эвакуация должна осуществляться организованно, оперативно, по кратчайшим и безопасным маршрутам с использованием лестничных маршей, эвакуационных, штурмовых, приставных, выдвижных лестниц, коленчатых подъемников, индивидуальных спасательных устройств, веревок
для страховки, спасательных рукавов, амортизирующих пневматических устройств. Массовую эвакуацию людей из зоны пожара, быстрое и организованное продвижение к выходам и безопасным местам проводят пожарные совместно со спасателями. Их указания и распоряжения должны выполняться неукоснительно. В процессе эвакуации преодолевать участки открытого огня необходимо быстро, накинув на себя мокрую ткань или предварительно облившись водой.
Термический ожог; это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями, газами, вдыхания пламени, горячего воздуха, пара, дыма. Характерными признаками термического ожога являются: покраснение кожного покрова в местах ожога,
отек, удушье, образование ожоговых волдырей, обугливание пораженного участка, ожоговый шок.
Различают четыре степени термического ожога.
Ожог первой степени: поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль. Лечение быстрое.
Ожог второй степени: пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.
Ожог третьей и четвертой степени: поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Пораженный участок принимает восковидный оттенок, иногда обугливается. Требуется срочная госпитализация.
Первая помощь при термическом ожоге ( незначительном)
Прекратить действие поражающего фактора.
Снять одежду и обувь с пораженного участка.
Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.
Быстро наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок.
Дать обильное питье.
Приложить к месту ожога синтомициновую эмульсию.
В случае обширных ожогов пострадавшего нужно завернуть в чистую простыню.
В случае ожога горла человеку нужно дать выпить оливковое или растительное масло, воду, белок сырого яйца.
Дать болеутоляющие средства: димедрол, Пенталгин, анальгин.
При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух, освободить от тесной одежды, успокоить, при необходимости провести реанимацию.
Вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.
При термическом ожоге запрещается.
Оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора.
Отрывать прилипшие к ране одежду, грязь, посторонние предметы
Прикасаться к поврежденному участку тела.
Вскрывать ожоговые волдыри.
Обрывать обгоревшие ткани.
Наносить на пораженный участок мазь, крем, жир, лосьон.
Оставлять на длительное время (более часа) открытым пораженный участок.
Использовать алкоголь в качестве успокаивающего и болеутоляющего средства
ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ
Пожар, который происходит в условиях окружающей природной среды, называется природным
Природные пожары относятся к числу очень опасных и часто повторяющихся ЧС. Они приводят к уничтожению лесных массивов, гибели животных и растений, нарушению теплового баланса в зоне пожара, загрязнению атмосферы продуктами горения, к эрозии почвы. Нередко природные пожары являются причиной травмирования, заболеваний, гибели людей.
Примерно 60 - 70% природных пожаров возникает в радиусе 5 километров от населенных пунктов. В этой зоне чаще всего люди проводят время «на природе».
Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горящая спичка, тлеющий пыж после выстрела, масляные тряпки или ветошь, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ. Одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костер.
В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы.
С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:
• Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.
• Разводить костер в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины. торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур.
• Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность.
• Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.
• Поджигать камыш.
• Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.
• Оставлять костер горящим после покидания стоянки.
При обнаружении природного пожара постарайтесь ликвидировать очаг возгорания собственными силами, если это не удалось сделать, быстро покиньте опасную зону, обязательно сообщите о месте пожара в лесную охрану, администрацию, милицию, спасателям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Чем опасны пожары?
2. Какие виды пожаров?
3. Основные причины возникновения пожаров?
4. Правила поведения при возникновении пожара в здании.
5. Правила поведения при возникновении пожара на транспорте.
6. Какую помощь нужно оказать человеку, получившему ожег?
7. Какие существуют первичные средства пожаротушения?
8.Что является причиной возникновения природных пожаров?
9.Как можно предотвратить возникновение пожара в природных условиях?
АБРАМОЧКИН ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»
В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал применим на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...
Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»
Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...
План – конспект занятия по профилактике пожаров (новогодние праздники) Игра по станциям «Я пожара не боюсь - правила все знаю!»
Игра по станциям рассчитана на детей среднего возраста от 10 до 15 лет, пять команд по 5-7 человек.Цель: Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пож...
Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».
«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...
Помоги себе сам. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности
Конспект открытого занятия...
разработка урока по ОБЖ на тему:«Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах» 8 класс
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах...