программа учебной дисциплины: основы безопасности жизнедеятельности
рабочая программа по обж по теме
программа предназначена для изучения учащимися спо основ безопасности жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа основы безопасности жизнедеятельности | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная программа учебная дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта (далее ФГОС) профессии среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 210801 «Почтовая связь».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса».
Разработчик: Костенко Вячеслав Леонидович, преподаватель- организатор
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Паспорт основной программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации основной программы учебной дисциплины | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
- ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Область применения программы:
Основная программа учебной дисциплины является частью примерной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 210801 «Почтовая связь».
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 105 часов, в т.ч:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;
- самостоятельной работы студента – 35 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка ( всего ) | 105 |
Обязательная аудиторная нагрузка ( всего ) | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объём часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» | 46 | |||
Тема «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» | 1 | Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. | 7 | 2 |
2 | Классификация ЧС. | |||
3 | Чрезвычайные ситуации Костромской области | |||
4 | Общая характеристика опасностей и ЧС, характерных для Костромской области. | |||
5 | Основные причины вынужденного автономного существования. | |||
6 | Первоочередные действия потерпевших бедствие | |||
7 | Автономное существование человека в условиях природной среды | |||
Тема «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера» | 1 | Правила поведения на улице, в общественных местах. | 2 | 2 |
2 | Правила безопасного поведения на транспорте | |||
Тема «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | 1 | Понятие преступления. | 4 | 2 |
2 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | |||
3 | Уголовная ответственность за ряд преступлений | |||
4 | Меры принудительного воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним | |||
Тема «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | 1 | Правила поведения при землетрясении, обвалах, сходе лавин, оползнях, селях. | 3 | 2 |
2 | Правила поведения при возникновении урагана, бури, смерча. Правила поведения при наводнении. | |||
3 | Правила поведения при пожаре, в зонах химического и радиоактивного заражения | |||
Тема «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | Предназначение и задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций | 3 | 2 |
2 | Структура РСЧС | |||
3 | Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций | |||
Тема «Законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства» | 1 | Федеральные законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности» | 2 | 2 |
2 | Федеральные законы «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» | |||
Тема «Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время» | 1 | Предназначение и задачи гражданской обороны. | 4 | 2 |
2 | Структура и органы управления гражданской обороны. | |||
3 | Организация защиты учащихся учебных заведений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. | |||
4 | Практическая тренировка в действиях при чрезвычайных ситуациях. | 3 | ||
Тема «Современные средства поражения и их поражающие факторы» | 1 | Ядерное оружие и его боевые свойства | 4 | 2 |
2 | Химическое оружие | |||
3 | Бактериологическое (биологическое) оружие | |||
4 | Современные обычные средства поражения | |||
Тема «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время» | 1 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 6 | 2 |
2 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций | |||
3 | Средства коллективной защиты | |||
4 | Средства индивидуальной защиты | 3 | ||
5 | Аптечка индивидуальная АИ | |||
6 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций | 2 | ||
Тема «Правила дорожного движения» | 1 | Основные положения ПДД. | 4 | 2 |
2 | Обязанности пешехода. Ответственность пешехода. | |||
3 | Сигналы регулировщика | |||
4 | Правила перехода перекрестков. Движение по дорогам. | |||
Тема «Основы противопожарной безопасности» | 1 | Противопожарная безопасность. Основные положения. | 4 | 3 |
2 | Требования противопожарной безопасности в учебном заведении. | |||
3 | Практическая тренировка в действиях при возникновении пожара. | |||
4 | Первичные средства пожаротушения. Пути и способы эвакуации учащихся при пожаре. | |||
Раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | 24 | |||
Тема «Основы медицинских знаний» | 1 | Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни | 4 | 2 |
2 | Индивидуальное здоровье человека | |||
3 | Основные инфекционные заболевания. | |||
4 | Профилактика инфекционных заболеваний | |||
Тема «основы здорового образа жизни» | 1 | Здоровый образ жизни. | 8 | 2 |
2 | Составляющие здорового образа жизни | |||
3 | Значение двигательной активности для здоровья человека | |||
4 | Закаливание организма | |||
5 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | |||
6 | Табакокурение и его последствия | |||
7 | Алкоголизм и его влияние на здоровье | |||
8 | Наркотики. Наркомания и токсикомания. Их последствия | |||
Тема «Правила оказания первой медицинской помощи» | 1 | Кровотечения. Виды кровотечений | 12 | 3 |
2 | Первая медицинская помощь при кровотечениях | |||
3 | Раны, классификация ран | |||
4 | Первая медицинская помощь при ранениях | |||
5 | Травмы опорно-двигательного аппарата | |||
6 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | |||
7 | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и травме позвоночника | |||
8 | Первая медицинская помощь при травме груди | |||
9 | Первая медицинская помощь при травме живота и области таза | |||
10 | Первая медицинская помощь при травматическом шоке | |||
11 | Экстренная реанимационная помощь | |||
12 | Первая помощь при травматическом шоке | |||
Самостоятельная работа студентов | Самостоятельная работа. Сбор и изучение дополнительной информации по темам. Подготовка сообщений (рефератов) по темам обучения, тренировка в выполнении нормативов по ЗОМП | 35 | 2 | |
Итоговое занятие | Дифференцированный зачёт | |||
ИТОГО: | 70/35 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- Наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
- Наличие стрелкового тира
- Посадочные места по количеству обучающихся.
- Рабочее место преподавателя.
- Наличие технических средств обучения ( телевизор, видео, DVD.
- Наличие плакатов, схем, таблиц, учебных фильмов по темам обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
- Конституция Российской Федерации – М. «Омега», 2006 г.
- Федеральные законы «О гражданской обороне», «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О пожарной безопасности».
- « Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», СПО – учебник - М. «Академия», 2010 г.
- Латчук В.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс» учебник - М. «Дрофа», 2006 г.
- Латчук В.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс» учебник - М. «Дрофа», 2009 г.
- Смирнов А.Т. «Безопасность жизнедеятельности» СПО учебное пособие – М. «Дрофа», 2009 г. (в электронном варианте )
- Смирнов А.Т. «Основы военной службы» учебное пособие - М. «Дрофа», 2009 г. ( в электронном варианте )
- Хван Т.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» СПО, учебное пособие - Ростов – на - Дону, «Феникс», 2006 г.
Дополнительные источники:
- Семейный кодекс Российской Федерации по состоянию на 10. 2010 – М. ООО «Проспект», 2010 г.
- Уголовный кодекс РФ по состоянию на 02. 2011 – М. «Омега», 2011 г.
- Правила дорожного движения РФ по состоянию на 2010 г. – М. «Астель», 2009 г.
- Айзман Р.А. «Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи» , учебное пособие - Новосибирск, университетское издательство НГПУ, 2004 г. (в электронном варианте)
- Смирнов А.Т. «ОБЖ поурочные планы 10 класс» пособие для преподавателей - Волгоград, «Учитель» , 2006 г.
- Смирнов А.Т. «ОБЖ поурочные планы 11 класс» пособие для преподавателей, Вологда, «Учитель» , 2007 г.
Интернет – ресурсы:
- http://sites.google.com/site/skolazizniru/home/komputernaa-i-informacionnaa-bezopasnost/osnovy-bezopasnosti-ziznedeatelnosti-v-skole/poleznye-ssylki-dla-prepodavatelej-obz-1 -Полезные ссылки для преподавателей ОБЖ;
- http://www.bezopasnost.edu66.ru/ - «Безопасность, образование, человек» информационный портал ОБЖ и БЖД;
- http://www.alleng.ru/d/saf/saf13.htm - «Безопасность жизнедеятельности». Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова, 2006 г.;
- http://lpmaps.com/ - БЖД, безопасность жизнедеятельности, обж, лекции по бжд
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, написания ими рефератов.
Результаты обучения (Освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | Фронтальная беседа Тест |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Фронтальная беседа |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения | Выполнение нормативов ЗОМП |
применять первичные средства пожаротушения | Тренировка в пользованиями первичными средствами пожаротушения |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности | Тестовая работа |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью | Практические занятия во время сборов по ОВС |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы | Фронтальная беседа |
оказывать первую помощь пострадавшим | Практические занятия по овладению способами оказания 1 медицинской помощи |
Знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России | Фронтальная беседа |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации | Фронтальная беседа |
основы военной службы и обороны государства | Контрольная работа |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения | Контрольная работа |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах | Фронтальная беседа, Тест, практическая тренировка . |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке | Фронтальная беседа Тест |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО | Фронтальная беседа, самостоятельная работа |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы | Фронтальная беседа, тестовая работа |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Фронтальная беседа, практическая тренировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...
Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников
2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
Представленная рабочая программа разработат для 1-ых курсов СПО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по учебной дисциплине Учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
Дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предполагает формирование у студентов ссузов системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к пр...
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 43.01.09 «ПОВ...