АНАЛИЗ И РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по обж по теме

При обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод АКС. При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить учащихся к системе аналитиче­ского поведения в окружающей среде: предвидеть опасности, оце­нивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения тяжести их последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsionnye_zadachi_po_obzh_benderskaya_n.i.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новотроицкая ООШ»

АНАЛИЗ И РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(АКС)

Составитель: Бендерская Н.И.

 

  Методическое обоснование: при обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод АКС. При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения тяжести их последствия.

Основными этапами применения метода АКС является:

  • ознакомление учащихся с ситуацией;
  • определение того, что надо выяснить, решить;
  • дискуссия о возможных способах разрешения ситуации и выбор оптимального (правильного, лучшего) варианта ответа;
  • анализ и обобщения результатов.

Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты ее решения, включая и оптимальный. А затем можно организовать обсуждение (анализ) ситуации по вопросам заданиям, примерно таким:

  • Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
  • Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
  • Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?
  • Что бы посоветовали вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Как отреагировать? Какое принять решение?
  • Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
  • Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение.
  • Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации? Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?

Первоначально предлагаются ситуации с вариантами нескольких вполне вероятных решений. После выполнения таких заданий, по мере изучения материала и накопления знаний, даются ситуации без вариантов решения, ожидая их от самих учащихся. Так реализуется эвристический метод познания, когда решение-результат рождается в процессе творческого поиска либо одним учащимся, либо группой, если учащиеся разделены на подгруппы. Анализ ситуаций (АКС) позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на горьком опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях, в которые повседневно ставит их жизнь.

Ситуативная задача 1.

И дома, и в школе в наших домашних делах нам помогают предметы бытовой химии: краска, клей, порошок, чистящие и моющие средства и т. д.

Знаете ли вы правила техники безопасности при применении препаратов бытовой химии?

Задание: определите, кто из взрослых и ребят поступает неправильно, объясните, почему.

  1. Мама попросила дочку убрать со стола и с плиты пищевые продукты, сына - вывести на прогулку собаку, сама стала обрабатывать ядовитыми веществами помещение, надев на себя марлевую повязку.
  2. Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться, они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

Ситуативная задача 2.

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности.

  1. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
  2. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
  3. - Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? - попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуативная задача 3.

И дома, и в школе в наших трудовых делах нам помогают предметы бытовой химии: краска, клей, порошок, чистящие и моющие средства и т. д.

Знаете ли вы правила техники безопасности при применении препаратов бытовой химии?

Задание: определите, кто из взрослых и ребят поступает неправильно. Объясните, безопасны ли поступки для жизни, почему.

  1. Люда торопилась успеть постирать белье до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.
  2. Папа закурил. Была включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона чистящую жидкость на кафельную плитку.
  3. Сынишка сказал: «Мама, жидкость, находящаяся в баллоне, горюча, нельзя пользоваться аэрозольным баллоном вблизи огня».

Ситуативная задача 4.

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам охраны и безопасности труда.

  1. Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается ее любимая передача «Сам себе режиссер». Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  2. Женя запаив&л кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.
  3. -Алла,        подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, - попросила мама дочку.

Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

Ситуативная задача 5.

Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд чужой, считаться с трудом других людей.                                         Задание: скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа — правильный поступок.

  1. У соседей сын очень трудолюбивый.

С вечера и до рассвета что-то колотит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам.

Родители не нарадуются такому усердию сына.

  1. Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме - залог здоровья.
  2. Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки...

- Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.

  1. Мальчик спокойно кушал конфетку, которую ему дала бабушка за добросовестное выполнение своей трудовой обязанности по уборке в квартире. Обертку, не задумываясь, бросил в подъезде. Потом купил себе мороженое, сел в троллейбус и с удовольствием продолжал есть мороженое в транспорте, недоумевая, почему пассажиры от него отворачиваются и быстро стараются отойти дальше.

Ситуативная задача 6.

Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд чужой, считаться с трудом других людей.

Задание: скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа - правильный поступок.

  1. Девочка - будущая хозяюшка - помогает маме всегда. Она вытряхивает пыльную тряпку по направлению ветра, где у соседей вывешено белье.
  2. Папа делал стрижку сыну. Сын поблагодарил отца, подмел и аккуратно собрал волосы, вышел на улицу и в безлюдном месте вытряхнул салфетку, которой накрывался при стрижке.
  3. На нижнем этаже хозяйка моет окна. Жильцы с верхнего этажа вытряхивают пыльные одеяла, подушки. Все заняты полезным делом.

Ключи к ответам на ситуационные задачи: 1. 1;2. 1; 3. 3; 2; 5. 2; 6. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология анализа конкретных ситуаций

знакомство с технологией анализа конкретных ситуаций...

Урок безопасности жизнедеятельности по теме "Чрезвычайные ситуации"

30 апреля 2013 года в нашей школе проходили уроки, посвящённые безопасности жизнедеятельности. В 5 классе мы с ребятами  беседовали по теме "Чрезвычайны...

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Урок в 5 классе по основам безопасности жизнедеятельности "Безопасность в нестандартных ситуациях"

Урок  «Безопасность в нестандартных ситуациях» завершает цикл уроков темы: «Личная безопасность в повседневной жизни». Он является уроком изучением новых знаний и способов действий. ...

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».Це...

Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития

Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития...