Урок в 5 классе по основам безопасности жизнедеятельности "Безопасность в нестандартных ситуациях"
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Дугин Максим Александрович

Урок  «Безопасность в нестандартных ситуациях» завершает цикл уроков темы: «Личная безопасность в повседневной жизни». Он является уроком изучением новых знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obzh_otkrytyy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района  Санкт-Петербурга

Урок  по предмету

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема:

«Безопасность в нестандартных ситуациях»

Открытый урок в 5 классе

Автор: учитель ОБЖ
Дугин Максим Александрович

Санкт-Петербург

 2014 г.


Тема: «Безопасность в нестандартных ситуациях»

Ведущая идея урока: Мотивация учащихся к познанию окружающего мира.

Главная дидактическая цель урока:

Цели по содержанию:

  1. Образовательная. Дать понятия: нестандартная ситуация, паника, толпа.
  2. Развивающая. Развивать навыки безопасного поведения.
  3. Воспитательная. Воспитывать чувство ответственности за личную и общественную безопасность, бережное ценностное отношение к своей жизни и здоровью, толерантное отношение к окружающим.

Эпиграф к уроку.

Никто не знает, как поступит Толпа, тем более она сама.  Карлейль Т.

В толпе человеком быть труднее. Владимир Борисов.

Средства обучения.

Учебник ОБЖ, 5 класс, под редакцией В.Н.Латчука, презентация, проектор, отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», фотографии, иллюстрации, раздаточный материал: карточки с правилами и ситуационными задачами.

Методы.

Репродуктивный

Проблемный

Иллюстративный

Эвристический

Формы организации деятельности.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Ход урока

Этапы урока

Время

Действия учителя:

Действия учащихся:

  1. Оргмомент

Открыта презента-ция на слайде №1.

Перед входом уч-ся включить слайд 2

Слайд №2

4 мин

- учитель предлагает обучающимся при входе взять по одному жетону определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый).

Сформировалось 5 групп

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Обращаю ваше внимание на слайд. На предыдущих уроках мы с вами изучали систему безопасности города, безопасность  при пожаре, затоплении квартиры, отравлении человека, поражении электричеством. Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о безопасности. Поэтому тема урока начинается с этого слова, значение которого для нас уже понятно. Но вот о какой безопасности пойдет речь, вы должны определить сами, опираясь на знания материала прошлых уроков.

За каждый правильный ответ вы получите житон. Если команда набрала 3 житона, то каждый участник получает «5».

ИТАК, начинаем!

- учащиеся выбирают жетон при входе и садятся по 5-ти разным группам на те места, где располагается стол с данным цветом (в руках у них: учебник, ручка, тетрадь)

  1. Актуализация знаний учащихся по теме: «Личная безопасность»

На доске закрытые буквы (при правильном ответе открывается одна буква,

 одинаковые буквы открываются сразу)

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

В

н

е

с

т

а

н

д

а

р

т

н

ы

х

7 мин.

- учитель задает вопросы по порядку и спрашивает ту команду, которая подняла руку первой.

Вопросы к викторине

  1. Телефон пожарной охраны
  2. Их используют для разжигания газовой плиты и печки
  3. Телефон скорой помощи
  4. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан
  5. Средство пожаротушения
  6. Телефон полиции
  7. Средство индивидуальной защиты органов дыхания
  8. Из-за его поломки может произойти затопление жилища
  9. Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме
  10. Электроприбор, при работе с которым нередки ожоги
  11. Опасности парка отдыха
  12. Электроприбор, используемый для обогрева жилища
  13. Телефон газовой службы

- для того, чтобы открыть букву обучающиеся поднимают руку и отвечают на вопросы.

(01)

(спички)

(03)

(пожар)

(огнетушитель)

(02)

(противогаз)

(кран)

(аптечка)

(утюг)

(аттракционы)

 (электрообогреватель)

(04)

  1. Изучение нового материала

Слайд №4

На слайдах – стадион с людьми, дискотека, собака, свора собак

Слайд с этим высказыванием

13 мин.

- Молодцы! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Безопасность в нестандартных ситуациях» 

Откройте ваши тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока.

Учитель вопросами подводит учащихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали цель сегодняшнего урока.

- Вспомните, пожалуйста, какие опасные ситуации возможны в доме (или в квартире?)

 

- А какие опасные ситуации нас могут ожидать вне дома?

- Если возникает пожар вне вашего дома, то каковы ваши действия?

- Если вы стали свидетелем того, что человеку на улице стала плохо. Как вы поступите?

Правильно ответили. Молодцы. Это вы знаете.

Учитель задаёт следующие вопросы, слушает на них ответы…...анализирует их

- А если вы оказались в большой толпе народа, например, после футбольного матча, то, как вы себя поведёте, если станет неспокойно?

- А если на вас напало животное, например, собака. Каковы ваши действия?

Звучат варианты ответов, которые могут как правильными ответы, так и неправильными. Могут быть полными и нет. Поэтому учитель говорит:

- Ребята, не все ваши ответы были правильными. Поэтому, как вы думаете, о чём  мы сегодня будем с вами говорить?

- Правильно, а это и  есть наша с вами цель урока: Познакомиться с правилами безопасного поведения людей в толпе и при встрече с собакой.

 

- А эпиграфом к нашему уроку станут высказывание критика Владимира Борисова: «В толпе человеком быть труднее»

- Для того, чтобы нам в толпе остаться человеком, я предлагаю познакомимся с правилами безопасного поведения в толпе.

- А что такое «толпа», как вы думаете?

Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием.

Толпа – это большое скопление людей, которое характеризуется следующими признаками:

  • отсутствием организованности
  • отсутствие самоконтроля

  • Чем может быть опасна толпа?
  • Правильно.

Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием.

Паника – это такое психологическое состояние человека, которое выражается в появлении у него страха и неудержимого стремления избежать опасной ситуации.

Даже один человек может может стать источником паники.

Большое скопление народа серьезная опасность. Очень часто  толпа становиться опаснее любой аварии или стихийного бедствия.

  • Можем ли мы назвать опасную ситуацию - нестандартной?
  • Что же такое нестандартные ситуации, давайте попробуем дать определение.

Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием.

Нестандартной называется - ситуация, которая возникает в результате отклонений от обычного режима деятельности людей.

(запись в тетради)

Сегодня мы разберём две нестандартных ситуации: поведение людей в толпе и при встрече с собакой.

Ещё раз давайте вспомним цель нашего урока?

Записывают тему урока.

Ребята, на основе полученных знаний из п.1-9 формулируют ответы.

(варианты ответов: может возникнуть пожар, затопление квартиры, поражение электричеством, отравление продуктами питания и т.д.)

(варианты ответов: большое скопление народа, пожар, животные домашние и дикие и т.д.)

- Звоним по телефону (01)

- Звоним по телефону (02)

Дают различные варианты ответов.

Вариант ответа: о правилах безопасного поведения в толпе и при встрече с собакой.

Звучат различные варианты ответов

Звучат различные варианты ответов

Паникой

Да

Познакомиться с правилами безопасного поведения людей в толпе и при встрече с собакой.

  1. Работа в группах

5 мин

Известный английский писатель Томас Карлейль сказал: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более она сама». 

Так вот для того, чтобы мы с вами знали как себя надо вести в толпе, я предлагаю поработать в группах.

Вы должны за 5 минут выработать правила поведения, которые, как вам кажется, необходимо соблюдать при большом скоплении народа и при встрече с собакой. По окончании работы каждая группа представит по одному человеку с готовыми правилами  для совместного обсуждения.

Вызывает по одному человеку от каждой группы. После их  высказывания учитель говорит:

-  А  теперь я предлагаю вам проверить правильность ваших предположений.

После обсуждения учитель подводит его итог, демонстрируя на слайде модель поведения человека в толпе (СЛАЙД)

- Давайте обсудим правила поведения человека при встрече с собакой.

После обсуждения учитель подводит его итог, демонстрируя на слайде модель поведения человека в толпе (СЛАЙД)

-  А  теперь я предлагаю вам проверить правильность ваших предположений.

ПОСЛЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ:

- У вас на столах лежат листочки с правилами поведения в толпе (листочки синего и зеленого цвета), вам необходимо дома вклеить эти правила в свои тетради.

Обучающиеся обсуждают правила

Обучающиеся озвучивают  правила поведения в толпе и правила поведения при нападении собаки, внимательно слушая друг друга.

  1. Закрепление пройденного

7 мин.

- Найдите на столах листочки с ситуационными задачами.

Ситуационная задача на тему: «Опасность толпы» (ответ 6, 2, 5).

Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании его на выходе возникла давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на пол сумка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

  1.  Кричать, звать родителей.
  2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
  3. Попытаться растолкать людей и найти родителей.
  4. Наклониться и поднять сумку.
  5. Искать своих родителей после окончания сутолоки.
  6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
  7. Постараться выбраться из толпы, используя столб, тумбу, памятник.
  8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
  9. Обратиться в полицию, сообщить о том, что потерялись.

Аннимационно появляются правильные ответы на слайде.

Ситуационная задача на тему: «Собака бывает кусачей» (ответ 5, 9, 7, 8, 10).

Вы гуляете зимой рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшее действия и определите их очерёдность.

  1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.
  2. Убежать от неё.
  3. Закричать, отгоняя её клюшкой; бросить в неё сумкой.
  4. Упасть на землю.
  5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота.
  6. Подразнить собаку.
  7. Громко позвать хозяина.
  8. При подготовке собаки к прыжку крепче упереться ногами, прижать подбородок к груди, закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой.
  9. Сохранять спокойствие.
  10. При укусах промыть раны. Обратиться в травмопункт по месту жительства.

Аннимационно появляются правильные ответы на слайде.

Учащиеся читают задачи в группе и находят  правильные ответы.

(ответ 6, 2, 5)

1 вариант решения задачи:

Сразу группа дает правильный ответ.

Тогда учитель говорит: Какие вы молодцы очень хорошо усвоили правила поведения людей в толпе.

2 вариант решения задачи:

Нет ни одного правильного ответа.

Тогда учитель говорит: Давайте, ребята, еще раз проговорим правила поведения людей в толпе.

3 вариант решения задачи:

Правильный ответ звучит не сразу или он неполный, или не в той последовательности.

Тогда учитель обращает внимание на то, что ответ должен быть полным и очередность ответов должна быть полной.

(ответ 5, 9, 7, 8, 10)

  1. Контроль знаний

4 мин.

А сейчас я предлагаю проверить ваши знания по правилам поведения  в толпе и при встрече с собакой с помощью небольшого теста. Не забудьте написать свою фамилию в верхней части листа.

Выполняют работу.

  1. Итог урока

8 мин

Учитель предлагает провести учащимся рефлексию урока.

- Как называется тема нашего урока?

Давайте попробуем продолжить фразы.

Я понял, что…

Я не знал, что…

Теперь я буду…

Я всем расскажу, что…

  1. Домашнее задание

1 мин

Обращая внимание учащихся на слайд, учитель задает домашнее задание

Обучающиеся записывают домашнего задания в дневник.

IX. Оценка урока

- У вас на столах лежат шарики разного цвета если вам урок «понравился», то положите их в корзинку красного, «не очень» в желтую, а «не понравился» зеленую.

Урок закончен! Спасибо! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок 10 класс тема "Основы генетики"

Обобщить и систематизировать знания по генетике:проверка по вопросам, самостоятельная работа,работа с тестами, решение задач....

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Учебно-методическое пособие. г.Славянск-на-Кубани. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа «Белая ладья»  2015г. – 2...

УРОК-КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС ПО 1 РАЗДЕЛУ КУРСУ 8 КЛАССА ОБЖ « ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА».

Контроль знаний, итоговое занятие в последнее время, мы обычно проводим как тестовые задания или традиционная контрольная работа. Наши ученики все меньше говорят на уроках, решая тесты, но и общаются ...

Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"

Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"...

Обобщающий урок в 5 классе по основам безопасности дорожного движения «Дорога без опасности»

Цель:  закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения; Задачи.1.Образовательные:закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;формирование зна...

Тест "Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"

Тест "Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...