урок ОБЖ 6 кл Добывание огня без спичек
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Грибов Николай Валентинович

Тема: Способы добывания огня без спичек.

Цели урока: - познакомить с разными способами добывания огня;

Напомнить правила противопожарной безопасности;

проверить на практике способы добывания огня

Тип урока: комбинированный (объяснение и практическая работа).

Оборудование: тетрадь, сухое бревно, деревянное сверло, огниво,

лупа, перманганат калия, глицерин, разные виды растопки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_6_kl_dobyvanie_ognya_bez_spichek.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Способы добывания огня без спичек.

Цели урока: - познакомить с разными способами добывания огня;

Напомнить правила противопожарной безопасности;

проверить на практике способы добывания огня

Тип урока: комбинированный (объяснение и практическая работа).

Оборудование: тетрадь, сухое бревно, деревянное сверло, огниво,

лупа, перманганат калия, глицерин, разные виды растопки.

План урока.

1.Организационный момент

Проверка присутствующих, наличие тетрадей.

2. Проверка домашнего задания.

Показать практически порядок растопки костра.

Из имеющихся дров сложить пламенный костер и рассказать  о его назначении.

Ответить на вопросы:

  • где нельзя разводить костры?
  • как развести костер зимой?
  • какие типы костров вы знаете?
  • как выбрать место для костра?
  • какие меры пожарной безопасности надо соблюдать?

3. Изучение нового материала.

Спички были изобретены относительно недавно, в конце 19 века.  Как же добывали огонь раньше? ( ответы детей) Действительно, первобытный человек мог добыть огонь от загоревшегося от молнии дерева, от лесного пожара, лавы вулкана.  Ну, а если огонь гас?

Давайте попробуем вернуться в далекое прошлое и помочь нашим предкам.

Показываем сценку о племени уламров.         (Смотри приложение)

Пока племя радуется, мы запишем этот способ: получение огня с помощью  кремня и кремня, огнива и трута. Кремень- твердый камень ( кварцит), , огниво- это предмет из которого могут высекаться искры ( Пирит), железный колчедан ; трут –легковоспламеняющийся и долго тлеющий материал (обожженный кусок хб ткани,

рогоз, вата, сухая трава)

А  за это время наш одноклассник оказался в другом племени-

Демонстрируем способ получения огня при помощи стальной проволоки, пропущенной под стволом дерева. Записываем в тетради и этот способ.

И в еще одно племя забросила машина времени Петю.         (Смотри приложение)

Обыгрываем следующий способ добывания огня. Этот способ называется « сверление» с помощью лучка. Берем сухое полено из мягкой древесины и палочку из твердой древесины. В поде делаем углубление для палочки, сбоку прорезь для доступа воздуха.

Существуют и другие способы: из плотно свернутой ваты, с помощью лупы и Солнца, а также химические.

Химические способы: взять треть чайной ложки перманганата калия , капнуть 2-3 капли глицерина. В углубление на доске насыпать перманганат калия, поставить сухую палочку и с силой тереть.  

Рефлексия. Придумайте синквейн на слово « огонь».        Например:

Подведение итогов. Мы теперь знаем, что в экстремальной ситуации всегда есть возможность добыть огонь, а значит выжить, только для этого надо к имеющимся знаниям приложить навыки.

Домашнее задание. Знать способы добывания огня правила пожарной безопасности

Приложение

«Прометей» из 6 а».

Участники: ведущий; вождь; ученик 6 класса Петя Огнев; группа школьников (6-10) человек, изображающие членов племени

Ведущий: Ученику 6 класса Пете Огневу снился сон, в котором он совершил путешествие на машине времени. Петя попал в далекое прошлое и помог древним людям добыть огонь.

Сцена 1.

На сцене – люди, одетые в шкуры зверей с копьями сидят в молчании, на лицах страх и отчаяние. Один из воинов обращается к сидящим.

Вождь: Храбрые уламры! Сегодня нас постигло страшное горе! Умер огонь! Его сила отгоняла от становища свирепого льва, пещерный медведь не смел подойти близко, саблезубый тигр и коварный леопард в страхе убегали от него, и даже сам владыка саваны - мамонт боялся огня! Огонь мог извлечь из мяса дразнящий запах, острые деревянные копья после обжига не уступали крепости камня, с его помощью легко раскалывались на обломки куски кремня. Он согревал и ободрял людей в холодные ветреные ночи. И вот огонь умер! С его смертью погибнет и все храброе племя уламров, и нет силы способной нам помочь!

С последними словами вождя перед сидящими появляется Петя Огнев. Все сидящие вскочили от удивления, воины направили на мальчика свое оружие.

Петя: Стойте! Стойте! Я вам ничего плохого не сделаю. Скажите, вы кто? Куда я попал?

Вождь: Неизвестный нам мальчик, ты попал в славное племя уламров.

Петя: Уважаемый вождь, смелые воины, я прибыл из очень дальних земель и принадлежу к племени умников из 6 а. Но почему вы такие печальные?

Вождь: Мы никого не боялись, смело сражались с врагами, сутками могли загонять дичь, а сейчас готовимся к смерти.

Петя: Но почему? Что вам угрожает?

Вождь: Юный друг, мы здоровы, нас никто не трогает, но мы потеряли то, что делало нас сильнее зверей, вызывало зависть других племен. Мы потеряли огонь.

Петя: Как же это произошло?

Вождь: Племя хранило огонь всегда в 3 ивовых плетенках. 4 женщины и 2 воина денно и нощно стерегли его. Но небесные силы обрушили на наше племя поток воды, сильный ветер и нашествие врагов. Мы разбили врагов, потеря многих храбрых воинов, но потеряли огонь!

Петя:  Друзья, не надо готовиться к смерти. Я помогу вам, вы будете жить, охотиться на зверей, учить молодых воинов.

Вождь: Нельзя шутить над горем целого племени! Если бы ты не был маленьким, я приказал бы тебя убить. Никто из нас не может воскресить умерший огонь, а посылать на его поиски у нас нет воинов.

Петя: В нашем племени умников каждый может добыть огонь, и я научу вас этому. Уважаемый вождь, попроси принести мне кусок кремня, старое птичье гнездо.

Вождь подал команду, и все было тут же доставлено. Петя достает из кармана перочинный нож, берет кремень, подкладывает растопку (гнездо) и начинает ножом высекать искры. Через несколько минут гнездо начинает дымиться, а еще через мгновение вспыхнул яркий огонек. Петя подбросил сухие веточки и скоро на становище пылал жаркий костер.

Вождь: Огонь! Мы спасены! Радуйтесь и благодарите юного друга!

Когда счастливые уламры обернулись туда, где стоял Петя, там никого не было, только на камне лежал перочинный нож.

Сцена 2

Ведущий: Вдохновленный удачей, Петя решил помочь и другим племенам, которые не имели или утеряли огонь. Он мысленно направил машину времени в племя круаров. Итак, лес, берег реки, на берегу сидят круары, вид у них очень расстроенный, перед ними стоит плетенка и из нее поднимается пар.

Вождь: Свершилось то, чего мы боялись. При переправе через реку вода забрала у нас огонь!

При этих словах по берегу прокатился стон отчаяния. Тут перед изумленными круарами появился незнакомый мальчик.

Петя: Храбрые воины племени круаров! Не отчаивайтесь, я помогу вам вернуть огонь! Если возможно найдите сухое полено, клочки шерсти животных, сухую траву.

Ведущий: По приказанию вождя воины принесли сухое полено., шерсть и траву. Петя достал из кармана кусок стальной проволоки просунул его под бревно и стал «пилить» дерево. Через несколько секунд работы проволока раскалилась и Петя поджег шерсть и траву.

Петя: Смелые круары, я оставляю вам эту жилу и вы всегда сможете добыть огонь. Прощайте!

И не успели изумленные круары  высказать слова благодарности, как незнакомец исчез.

Ведущий: А Петя направился в следующее племя – радагов.

Сцена 3

Пещера,  сумрачно, едва видны сидящие радаги.

Вождь: Много дней самые сильные воины племени отсутствовали, они преследовали врага, похитившего у нас огонь. Потеряли лучших, но вернуть огонь не смогли. Теперь в пещеру может проникнуть свирепый хищник, его жертвой станут малые дети, женщины, да и воинам не справиться с ним. Когда был огонь, он надежно защищал вход в пещеру от ночных пришельцев, а теперь его нет. Нас ожидает большая беда!

   Из глубины пещеры появляется мальчик. Это Петя Огнев.

Петя: Бесстрашные радаги, не будем терять время на выяснение отношений. Надо быстрее добыть огонь. Несите сюда сухое бревно, птичий пух, сухие ветки… и гибкий прут.

Ведущий: Оправившись о неожиданности, радаги принесли требуемое. Петя взял прут, согнул его, концы связал прочной бечевкой взятой из одного из многочисленных карманов. Полученный лучок Петя приспособил к прочному сухому колышку, поставил это приспособление на бревно, придавил колышек сверху плоским камнем и стал интенсивно перетягивать из стороны в сторону. Спустя некоторое время  то  бревна пошел дым, а на бревне образовалась небольшая кучка темного пепла. Петя оставил лучок, приставил к кучке птичий пух и стал осторожно дуть, пух вспыхнул, затем загорелись подложенные сухие веточки. Вскоре огонь набрал силу.

Вождь: воины, подожгите факелы и отправляйтесь к входу в пещеру, там уже слышно рычание саблезубого тигра. Отгоните зверя и останьтесь дежурить.

Ведущий: Племя было спасено, но Петя был уже в племени таригов.

Сцена 4.

Ведущий: От когда-то многочисленного племени таригов осталось несколько десятков человек, среди них большинство составляли дети, женщины. Потеря огня обходилась им еженощными потерями людей. Племя безропотно ожидало своей участи - гибели от хищных зверей.

К  таригам приблизился мальчик, но на него никто не обратил внимание.

Петя: Смелые тариги! Я прибыл к вам из дружественного племени умников и помогу вам

Ведущий: Петя собрал валявшуюся вокруг сухую траву, птичий пух, тонкие веточки, сложил это в кучку, достал из кармана небольшой прозрачный предмет, направил его на солнце и пойманный солнечный лучик навел на собранную растопку. Растопка задымилась и вспыхнула. Скоро радостные тариги пустились в пляс, а Петя Огнев незаметно исчез и лишь оставленный на видном месте прозрачный предмет подтверждал, что он здесь был.

На сцену выходит Петя и, обращаясь к присутствующим, говорит.

Петя: Ребята, конечно, это сон, но способы добывания огня были и есть, только сегодня мы делаем это иначе с помощью спичек и зажигалок, электричества и пороха, химических веществ. Я покажу и расскажу о некоторых. Надо взять кусок ваты, скатать из него плотный шарик, помесить его между двумя дощечками и раскатывать между ними, вата начнет дымиться и можно раздуть огонь. На лист бумаги насыпать марганцовку, капнуть на нее 2-3 капли глицерина и когда смесь задымится, капнуть еще3-4 капли глицерина. Смесь ярко вспыхнет. Дорогие друзья, помните, уметь добыть огонь, это значит уметь выжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

урок в 6 классе. Тема: "Способы добывания огня"

Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока...

конспект урока "Способы добывания огня"

Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе....

Добывание огня, 6 класс

План-конспект урока в 6 классе "Добывание огня" с приложениями (тестами, презентациями и др.)...

План-конспект урока: «Моделирование кокеток на полочках и спинке блузы».

Научить учащихся на основе блузы выполнять различные модели кокеток, познакомить  с процессом моделирования....

Презентация к уроку на тему: «Логические задачки со спичками»

Презентация к уроку по теме «Логические задачки со спичками». Цель: воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, формирование устойчивого интереса у обучающихся к изучени...

Модель урока для школьников 14-16 лет по теме: «Уроки нравственности в повести “Школа на Спичке”»

Модель урока для школьников 14-16 лет по теме: «Уроки нравственности в повести “Школа на Спичке”»...