урок в 6 классе. Тема: "Способы добывания огня"
презентация к уроку по обж (6 класс) по теме
Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobyvanie_ognya.rar | 283.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ в 6-м классе по теме "Способы добывания огня"
Матыцын Анатолий Алексеевич преподаватель - организатор ОБЖ
Учебные вопросы:
- Выбор места и правила разведения костра.
- Виды и типы костров.
- Способы добывания и сохранения огня.
Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.
Основное содержание урока:
1. Функции костра. Слайд 2. Приложение.
Порой бывает очень важно вовремя развести костер. Не одну человеческую жизнь в автономном существовании спас костер.
Функции костра многогранны:
- приготовление пищи;
- сушка одежды;
- освещение;
- обогрев;
- отпугивание насекомых и зверей;
- подача сигнала.
2. Место для костра. Слайд 3.
Итак, вы собираетесь разжечь костер:
- определить место;
- выбрать поляну, защищенную от ветра (если не удается, соорудить заслон);
- очистить место для костра от сухой травы, листвы;
- обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);
- на сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.
3. Как правильно развести костер.
Чтобы развести костер, нужны спички и дрова. Но крупные поленья вы спичкой не зажжете. Поэтому прежде, чем достать спички, соберите мелкие сухие веточки и сухую траву для растопки. Для этой цели подойдет и березовая кора (только не сдирайте ее с живых деревьев). Лучшая растопка – тоненькие, сухие веточки, которые вы увидите на нижней части ствола молодой елочки или на концах высохших нижних ветвей взрослой. Недаром туристы эти веточки называют порохом. Они разгораются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовив растопку, приготовьте ветки потолще. Ведь как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще. А потом уже укладывать толстые поленья.
Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.
Костер разгорелся, и вам стало хорошо. Но теперь вы должны следить за костром, ведь его надо постоянно “кормить” дровами. Дрова надо заготовить заранее в большом количестве, чтобы не пришлось ночью ходить по лесу, собирать сушняк.
Для заготовки дров не обязательно иметь пилу и топор. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.
4. Разведение костра. Слайд 4.
5. Что нельзя делать, разводя костер. Слайд 5.
6. Виды и типы костров. Слайды 6–11.
Выбирать тип костра надо по обстоятельствам. Общее правило: дров необходимо запасти заранее и побольше, чтобы, например, вместо отдыха не провести всю ночь в поисках топлива. Нельзя, однако, забывать, что при любом количестве дров за костром нужно постоянно следить: костер все время живет, меняется.
Еще важно знать, что греет не только прямой огонь, но и отраженный.
У костра можно даже замерзнуть. Вот поэтому необходимо костер объединить с временным жилищем или навесом – отражателем тепла. Он может быть и летним, и зимним.
Зимой навес особенно важен, даже на коротком привале. И сделать его нетрудно. Можно на воткнутые в сугроб палки или ветки нагрести снег. Он подтает и образует козырек. А можно воткнуть в снег крепкие палки и повесить на них кусок полиэтилена или ткани.
Костры бывают трех основных видов:
- пламенные;
- жаровые;
- дымовые.
Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения бивуака, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми, если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошкары и для подачи сигналов.
Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое.
Самый простой костер – “шалаш”. Дрова ставят над растопкой по кругу так, чтобы они соприкасались верхними концами. При такой конструкции пламя получается узким и мощным. На таком костре можно быстро вскипятить воду.
Если над костром надо повесить два-три ведра или котелка, то разводят костер, пламя у которого широкое и низкое. Это “колодец”, или “решетка”. Чтобы дрова хорошо горели, им необходим кислород. Поэтому не кладите дрова вплотную друг к другу. Если и неплотно уложенные дрова горят плохо, раздувайте костер, дуя на него или размахивая кепкой, куском коры, густой веткой. При этом поток воздуха надо направлять не на пламя, а под основание костра.
Жаровые костры, как правило, горят долго и дают много тепла. Для них используют крупные бревна, а для разжигания – сухие ветки. Среди них назовем “звездный”, “таежный” и “нодью”. Чтобы бревна быстрее разгорелись, их надо затесать топором, т. е. сделать на бревне насечки.
Отдельно нужно сказать о костре “нодья” (еще одно название – “три бревна”). Главное его достоинство – сильный и долгий жар. Сухостойное бревно диаметром больше 40 сантиметров, разрубленное на три части по 2–3 метра длиной, будет гореть в таком костре несколько часов. Это позволит не заботиться о дровах и долгое время практически не заниматься костром (надо только очищать время от времени бревна от золы и пепла, постукивая обухом топора или поворачивая их). Легко понять эти преимущества, если ты хочешь выспаться.
Укладывая нодью, между бревнами надо оставлять зазоры; если бревна ложатся слишком плотно, между ними следует вставить ветки-клинья. Сверху должно быть самое толстое бревно (например, нижняя часть ствола), потому что верхнее бревно горит быстрее. Разжигать нодью надо с середины. Чтобы разгореться, такому костру обычно требуется не меньше получаса.
Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.
7. Способы добывания огня. Слайд 12–13. Приложение.
Для разжигания костра нужны спички. А если их нет?
Вы, наверное, знаете, что в каменном веке огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. Роль кремня может играть твердый камень, огнива (или кресала) – топор, нож или какой-то другой предмет из твердой стали. В качестве трута подойдет любой сухой легковоспламеняющийся материал: мох, вата, гнилушки, распушенные куски веревки, мелко раздробленная кора, птичьи гнезда, древесная пыль, которую образуют насекомые под корой засохших деревьев.
Ударяя огнивом по кремню, высекайте искры. Трут расположите так, чтобы искры падали на него. Как только трут начнет тлеть, аккуратно раздувайте его до появления огня.
Вы знаете, что, используя увеличительное стекло, лупу, в солнечную погоду несложно; воспламенить трут. Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на маленькой поверхности трута, вследствие чего там значительно повышается температура, становясь достаточной для возгорания. Для этого можно использовать линзы от оптических приборов: фотоаппаратов, биноклей, других приборов.
Можно воспользоваться еще одним способом, пришедшим к нам из древнейших времен. Заостренную палочку вставьте в углубление куска древесины или коры и терпеливо вращайте до появления дымка. Затем раздувайте тлеющий трут, который предварительно надо уложить в углубление и возле него. Некоторые племена, находящиеся на низкой стадии развития, до сих пор пользуются таким способом добывания огня.
Этот способ можно усовершенствовать.
Вращение можно осуществлять при помощи лука. В качестве тетивы используйте веревку, ремень, шнурок от ботинка...
8. Сохранение огня. Слайд 14.
Если нет спичек, возникает еще одна проблема – как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный. Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть и положить на них сухую растопку. И костер вспыхнет с новой силой. Только постарайтесь вечером использовать дрова, дающие хорошие угли, ведь некоторые породы деревьев прогорают, оставляя только золу.
Но как быть, если вы выходите к населенному пункту и после ночлега должны двигаться? Тогда можно сделать переносное хранилище огня" – факел. Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.
9. Хитрости для кострового. Слайд 15.
- При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;
- отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;
- не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.
10. Викторина. Слайд 16. Приложение
- Необходимый предмет для разведения огня? (Спички.)
- Мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора для костра, что это? (Растопка.)
- Что используют при разведении костра на глубоком снегу, болоте, сырой земле? (Настил.)
- Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет.)
- Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет.)
- Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет.)
- На каком костре можно быстро вскипятить воду? (Шалаш.)
- Переносное хранилище огня? (Факел.)
11. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -презентация по теме:"Способ сложения "
презентация решений систем уравнений способом сложения....
Урок-презентация по теме"Способ подстановки".
Презентация решения систем уравнений способом подстановки....
Серия уроков презентаций на тему "Способы варажения главных членов предложения"
Серия уроков презентаций на тему "Способы варажения главных членов предложения" состоит итз 4 уроков, которые включают не только полный теоретический материал на данную тему, но и некоторые закрепляющ...
Разработка урока алгебры 7 класс тема:Способ группировки при разложении многочлена на множители.
Разработка урока содержит пояснительную записку, технологическую карту и презентацию. Урок структурирован по следующим параметрам: этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, форми...
Презентация к уроку алгебры по теме "Способы задания функции" (9 класс)
презентация к уроку алгебры по теме "Способы задания функции" 9 класс. Способы задания: аналитический, графический, словесный, табличный....
урок русского языка в 11 классе. Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в тексте".
На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различны...
Урок русского языка для 5 класса. Тема: Способы образования имён существительных.
Урок русского языка...