РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
календарно-тематическое планирование по обж (5 класс) по теме
ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
21 июля 2005 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 года Департаментом государственной политики и образования Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». 20 февраля 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение в предлагаемой программе.
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классы).
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
• Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
• Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
• Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
• Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.
Структурно программа состоит из трех разделов и восьми тем.
Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя пять тем («Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»).
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»).
Раздел III «Дорожно-транспортная безопасность» включает в себя изучение правил дорожного движения, права, обязанности и ответственность участников дорожного движения (время проведения занятий по усмотрению администрации общеобразовательного учреждения).
Для реализации программы на её изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю во всех классах (с 5-го по 9-й).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27
г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР: Директор школы:
________________/ Т.Н. Выборова/ _______________/В.В. Чемезов/
«_______»_____________ 2013 г. «_________»____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учитель - ОБЖ:
МАЙОРОВ Э.Э.
Рассмотрено на заседании Руководитель МО
МО учителей учителей общеобразовательных
Общеобразовательных предметов. предметов:
Протокол № _____________ (Т.А. Черемных)
От « » _____________2013
г. Братск 2013 г.
I. Пояснительная записка
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) разработана н; основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по основал безопасности жизнедеятельности и в соответствии с региональным учебным планом дл; образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010 - 2011, 2011 - 2012 учебные годы, распоряжением министра образования Иркутской области от 21.09.2010 г. № 795-мр «С получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». За основу данной программы взяты «Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы: учебное издание/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2009. и «Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности"/ Сост. БТ Мишин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждой человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее врем; является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждой человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении лично; безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современногс уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательной влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способность организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира
Формирование современного уровня культуры безопасности является обще школьнй! задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирована современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственнук систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасности жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных н; сохранение жизни человека и окружающей среды);
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различив источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 2—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержат определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить учебный материал. Так, например, тематика «Защита населения последствий землетрясений» из раздела I «Основы комплексной безопасности» может изучаться в разделе II «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» (си поурочный план, 7 класс).
Модуль I (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуация Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-1). Основы комплексной безопасности (изучается со 2 по 9 класс).
Раздел II (Р-П). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайнь ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).
Модуль II (М-П). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у обучающихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а таже умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-П1). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-1У). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинск(
помощи.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч. учебно времени в неделю во всех классах (со 2 по 9 класс).
Для формирования оценки можно использовать пособие: Основы безопасное' жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / науч. руководитель Г. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2006—2008.
Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают рабочие программы курса с учетом специфики обучения.
В рабочих программах возможны изменения и дополнения в отдельных темах и разделах с учетом местных условий, специфики обучения, учебно-материальной базы и квалификации преподавателей. При этом перечень и основное содержание модулей, разделов и тем желательно не изменять.
При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
II. Тематическое планирование и основное содержание
Часть I. Основы безопасности жизнедеятельности Учебная программа для 2—4 классов
Тематический план 2-4 классы
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов |
М- 1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 86 |
Р -1 | Основы комплексной безопасности | 86 |
Тема 1 | Окружающая среда — что это? | 3 |
Тема 2 | Современное жилище | 4 |
Тема 3 | Огонь — друг и враг человека | 3 |
Тема 4 | Природа | 3 |
Тема 5 | Водоемы | 3 |
Тема 6 | Домашние животные | 3 |
Тема 7 | Правила поведения учащихся на улице, дороге | 29 |
Тема 8 | Чрезвычайные ситуации — что это? | 4 |
Тема 9 | Предупреждение бытового травматизма | 8 |
Тема 10 | Безопасность на воде | 2 |
Тема 11 | Безопасность пешеходов | 2 |
Тема 12 | Когда ты становишься водителем | 4 |
Тема 13 | Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД) | 2 |
Тема 14 | Железнодорожный переезд | 2 |
Тема 15 | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД) | 2 |
Тема 16 | Практические занятия | 12 |
М - 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 17 | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих | 6 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 |
Тема 18 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь | 4 |
Всего часов | 96 | |
Примерное распределение учебного времени по темам 2 класс | ||
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности | |
Р-1 | ||
Тема 1 | Окружающая среда — что это? | 3 |
Тема 2 | Современное жилище | 4 |
Тема 3 | Огонь — друг и враг человека | 3 |
Тема 4 | Природа | 3 |
Тема 5 | Водоёмы | 3 |
Тема 6 | Домашние животные | 3 |
Тема 7 | Правила поведения учащихся на улице и дороге | 3 |
Тема 8 | Практические занятия | 9 |
Всего часов | 32 |
Содержание учебой программы для 2 классов
Окружающая среда — что это?
Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация? Сигналы: 01 — вызов пожарной охраны; 02 — вызов милиции; 03 — вызов «скорой помощи»; 04 — вызов аварийной газовой службы. Единый предупредительный сигнал «Внимание всем!»
Современное жилище
Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Какие еще опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации (бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на улице, в лифте, подъезде и ДР-)-
Огонь — друг и враг человека
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, на транспорте, на природе). Чем он опасен. Какие противопожарные меры- мы должны знать и как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.
Природа
Экстремальная ситуация для человека в природной среде — что это? (Жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.) Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Водная переправа. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования).
Водоемы
Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.
Домашние животные
Меры безопасности при обращении и уходе за ними (в городе и сельской местности).
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм
Почему на улице опасно. Разбор дорожно-транспортных происшествий в микрорайоне, поселке (по материалам ГИБДД). Конкретные маршруты на стадион, в парк, кинотеатр, музей и т. п. Места игр и катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках.
Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования
дорожного движения
Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Дорожны знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено) «Пешеходная дорожка», «Место остановки», «Место стоянки», «Подземный переход) «Наземный переход», «Телефон» и др. Разметка улиц и дорог. Светофоры. Регулировщи движения.
Будь внимательным и осторожным!
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Нужно быть внимательным и осторожным! Пешеходы. Движение группами. Особенности движения п мокрой и скользкой дороге. Где можно и где нельзя играть. Переход дороги. Пассажирь Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. Безопасные места дл детей.
Практические занятия
Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!) Закрепление знаний и умений:
Что делать, если в школе возникнет пожар?
Мы пешеходы: разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой.
Знакомство с транспортом населенного пункта;
мы учимся соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя транспорте: настольные игры, модели, макеты;
экскурсии по городу, посещение детских городков ГИБДД.
Экскурсии на природу — лесная аптека. Простейшие способы ориентирования.
Примерное распределение учебного времени по темам
3 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количеств! часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности | |
Р -1 | ||
Тема 1 | Чрезвычайные ситуации — что это? | 4 |
Тема 2 | Предупреждение бытового травматизма | 4 |
Тема 3 | Правила поведения учащихся на улице, дороге | 20 |
Тема 4 | Практические занятия | 4 |
Всего часов | 32 |
Содержание учебой программы для 3 классов
Чрезвычайные ситуации — что это? Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.
Предупреждение бытового травматизма
Виды травм (переломы, ушибы, раны, ожоги и т. д.). Травмы при падении с высоты, и предупреждение. Травмы во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и др. Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу.
Правша поведения на водоеме. Меры безопасности при пользовании водными переправами (в поселке, в турпоходах и других случаях).
Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде («Место купания», «Купание запрещено» и др.) Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.
Правила поведения учащихся на улице, дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм Повторение изученного материала по программе 2 класса. Соблюдение правил дорожного движения зале безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно- транспортных происшествий, их причины в городе (поселке), микрорайоне.
Движение пешеходов по улицам и дорогам Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Элементы улиц и дорог Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщик Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом Обязанности пассажиров. Правила перехода улиц (дороги) при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса).
Практические занятия
Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания.
Экскурсия на природу: как правильно ориентироваться в лесу.
Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.
Примерное распределение учебного времени по темам
4 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 222 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 222 |
Тема 1 | Предупреждение бытового травматизма | 4 |
Тема 2 | Безопасность на воде | 2 |
Тема 3 | Безопасность пешеходов | 2 |
Тема 4 | Когда ты становишься водителем | 4 |
Тема 5 | Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД) | 2 |
Тема 6 | Железнодорожный переезд | 2 |
Тема 7 | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД) | 2 |
Тема 8 | Практические занятия | 4 |
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 9 | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. | 6 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 |
Тема 10 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь | 4 |
Всего часов. | 32 |
Содержание учебной программы для 4 классов
Предупреждение бытового травматизма
Основные причины бытового травматизма среди детей: шалости (на балконах, чердака и крышах, у открытых окон, катание по лестничным перилам, игры с огнем, «химически эксперименты» с карбидом, серой и пр., рогатки, самопалы, прикасание к неизолированньм электрическим проводам, баловство в лифте, на стройплощадке и в местах ремонта дорог коммуникаций, у открытых люков и др.).
Безопасность на воде
Меры безопасности при пользовании гребными лодками. Водоемы нашей местность правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде
Безопасность пешеходов
Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт — угроза безопасность человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машин (автобус, трамвай и т. д.) сразу остановиться? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт — как его обходить.
Когда ты становишься водителем
Езда на велосипеде, мопеде. Основные правила езды и меры безопасности.
Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.
Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД)
Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения транспорте, недисциплинированность на улице и транспорте и др.
Железнодорожный переезд
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезд через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при
пользовании электропоездами.
Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД)
Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД. Чрезвычайная ситуация на дорогах — Что делать?
Практические занятия
Выход на природу: на поляне или в лесу учащиеся находят лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Рассказывают о порядке их сбора и применения.
Ориентирование на местности: как определить расстояние; как определить стороны горизонта по местным предметам, по солнцу и по приборам.
Правила поведения на водоеме
Меры безопасности при пользовании водными переправами (в поселке, в турпоходах и других случаях).
Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде («Место купания», «Купание запрещено» и др.) Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.
Правила поведения учащихся на улице, дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм Повторение изученного материала по программе 2 класса. Соблюдение правил дорожного движения зале безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно- транспортных происшествий, их причины в городе (поселке), микрорайоне.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Элементы улиц и дорог
Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщик Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом Обязанности пассажиров. Правила перехода улиц (дороги) при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса).
Практические занятия
Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания.
Экскурсия на природу: как правильно ориентироваться в лесу.
Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.
Примерное распределение учебного времени по темам
4 класс
модуля, раздела, темы. | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 222 |
Р -1 | Основы комплексной безопасности | 222 |
Тема 1 | Предупреждение бытового травматизма | 4 |
Тема 2 | Безопасность на воде | 2 |
Тема 3 | Безопасность пешеходов | 2 |
Тема 4 | Когда ты становишься водителем | 4 |
Тема 5 | Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД) | 2 |
Тема 6 | Железнодорожный переезд | 2 |
Тема 7 | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД) | 2 |
Тема 8 | Практические занятия | 4 |
№ модуля, раздела темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количест во часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 |
Р -1 | Основы комплексной безопасности | 22 |
Тема 1 | Предупреждение бытового травматизма | 4 |
Тема 2 | Безопасность на воде | 2 |
Тема 3 | Безопасность пешеходов | 2 |
Тема 4 | Когда ты становишься водителем | 4 |
Тема 5 | Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД) | 2 |
Тема 6 | Железнодорожный переезд | 2 |
Тема 7 | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД) | 2 |
Тема 8 | Практические занятия | 4 |
Знаем ли мы правила дорожного движения ПДД. Игры на макетах . Соревнования велосипедистов. Как пользоваться огнетушителем.
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая
медицинская помощь
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте (увязать с темой 1 раздела). Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умений по оказанию первое медицинской помощи при травмах. Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз. Понятие о само помощи и взаимопомощи.
Часть II. Основы безопасности жизнедеятельности Учебная программа для 5—9 классо]
1. Тематический план 5—9 классы
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количестве часов |
М -1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 118 |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 91 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 27 |
Тема 2 | Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях | 25 |
Тема 3 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | 37 |
Р-П | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 27 |
Тема 5 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 23 |
Тема 6 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
Итоговое задание | ||
М-И | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 57 |
Р -III | Основы здорового образа жизни | 35 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 21 |
Тема 8 | Факторы, разрушающие здоровье | 11 |
Тема 9 | Правовые аспекты взаимоотношения полов | 3 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 22 |
Тема 10 | Основы медицинских знаний | 1 |
Тема 11 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 20 |
Тема 12 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 175 |
2. Содержание учебной программы для 5—9 классов
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1 Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарном безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов I пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороп велосипедиста и водителя мопеда.
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
- Безопасность на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правш безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых ; воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
- Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимы: концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровы населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
- Опасные ситуации социального характера . Криминогенные ситуации в городе причины их возникновения.
Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
- Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места дл бивака и организация бивачных работ.
- Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горны: походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
- Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
- Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природно, среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
2.5 Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
- Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового скоплени людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
- Правша поведения при возможной опасности взрыва Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
- Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения
Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при
нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури,
смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами]
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендаци инаселению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификаци чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиациоино опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
- Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- Организационные основы по защите населения ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.
- Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
- Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
- Государственная политика противодействия наркотизму
Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровь человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как обща составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России безопасность государства. Особенности физического и психического развития человеке развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развита человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человеке значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстникамр Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
- Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человеке обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и ег значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливани организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
- Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычка Курение, влияние табачного дыма - на организм курящего и окружающих. Употреблени алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и е отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
- Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
СПИД — угроза здоровью личности и общества.
Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак семья,
основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функци: семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Раздел IV.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровь человека.
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных вида повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя)
аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицируюпц средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизн
профилактика неинфекционных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утопледии. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).
3. Тематическое и поурочное планирование для учебной программы 5—9 классов
Тематический план 5 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 22 |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | 2 |
Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | 3 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 |
Итоговое задание | ||
М-П | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 5 |
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 |
Тема 7 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 |
РР-1У | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 35 | |
Поурочный план 5 класс | ||
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
РР-1 | Основы комплексной безопасности | 22 |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 |
1.1 | Город как среда обитания | 1 |
1.2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 |
1.3 | Особенности природных условий в городе | 1 |
1.4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 |
1.5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | |
2.1 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 |
2.2 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 |
2.3 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 |
2.4 | Водитель | 1 |
2.5 | Пожарная безопасность | 1 |
2.6 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | |
3.1 | Погодные условия и безопасность человека | 1 |
3.2 | Безопасность на водоемах | 1 |
Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | |
4.1 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 |
4.2 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 |
4.3 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 |
5.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 |
5.2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
5.3 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практического характера) | 4 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 5 |
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 |
6.1 | О здоровом образе жизни. | 1 |
6.2 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 |
6.3 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 |
Тема 7 | Факторы, разрушающие здоровье | |
7.1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 |
7.2 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 |
Р-1 V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 |
8.1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 |
8.2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) | 3 |
8.3 | Первая медицинская при отравлениях помощь (практические занятия) | 3 |
Всего часов | 35 | |
Тематический план 6 класс | ||
модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
Итоговое задание
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
РР-1V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
РР-Ш | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 35 | |
Поурочный план 6 класс | ||
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
РР-1 | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
1.1 | Природа и человек | 1 |
1.2 | Ориентирование на местности | 1 |
1.3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 |
1.4 | Подготовка к выходу на природу | 1 |
1.5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ | 1 |
1.6 | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | |
2.1 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 |
2,2 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 |
2.3 | Подготовка и проведение лыжных походов | 1 |
2.4 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 |
2.5 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
3.1 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 |
3.2 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 |
3.3 | Акклиматизация в горной местности | 1 |
3.4 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | 1 |
3.5 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 1 |
3.6 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 1 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
4.1 | Автономное существование человека в природе | 1 |
4.2 | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 |
4.3 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 |
4 .4 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
5.1 | Опасные погодные явления | 1 |
5.2 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 1 |
5.3 | Укусы насекомых и защита от них | 1 |
5.4 | Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 |
РР-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
6.1 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 |
6.2 | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 1 |
6.3 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге | 1 |
6.4 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 |
РР- III | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
7.1 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления | 1 |
7.2 | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 |
7.3 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 1 |
7.4 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 |
7.5 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 1 |
7.6 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ | 1 |
Всего часов | 35 |
Тематический план 7 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 2 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | 3 |
Р-11 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 |
.Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 3 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 |
Итоговое задание | ||
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
Р-111 | Основы здорового образа жизни | 7 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7 |
Р-1V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 35 |
Поурочный план 7 класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
1.1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 |
1.2 | Общая характеристика природных явлений | 1 |
1.3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | |
2.1 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия | 1 |
2.3 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 |
2.4 | Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле | 1 |
2.7 | Обвалы и снежные лавины | 1 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | |
3.1 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 |
3.3 | Смерчи | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | |
4.1 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 |
4.3 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 |
4.4 | Сели и их характеристика | 1 |
4.6 | Цунами и их характеристика | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | |
5.1 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 |
5.3 | Эпидемии | 1 |
5.4 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 |
РР-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 |
2.2 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 |
2/5 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 |
2.6 | Оползни, их последствия, защита населения | 1 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 |
3.2 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | |
4.2 | Защита населения от последствий наводнений | 1 |
4.3 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 |
4.4 | Защита населения от цунами | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 |
5.2 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | |
6.1 | Психологическая уравновешенность | 1 |
6.2 | Стресс и его влияние на человека | 1 |
6.3 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 |
6.4 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 |
6.5 | Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками | 1 |
6.6 | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола | 1 |
6.7 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 1 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
7.1 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 |
7.2 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 |
7.3 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 |
7.4 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 |
Всего часов | 35 |
Тематический план 8 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 23 |
РР-I | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Пожарная безопасность | 3 |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 3 |
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 5 |
РР-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 |
Тема 6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
Итоговое задание | ||
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 |
РР-III | Основы здорового образа жизни | 8 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 |
РР-1V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 35 | |
Поурочный план 8 класс | ||
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
РР-1 | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Пожарная безопасность | 3 |
1.1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 |
1.2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 |
1.3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 |
2.1 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 |
2.2 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
2.4 | Велосипедист — водитель транспортного средства | 1 |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 3 |
3.1 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 |
3.2 | Безопасный отдых на водоемах | 1 |
3.3 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 |
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 |
4.1 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 |
4.2 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 5 |
5.1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
5.2 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
5.4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
5.6 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 |
5.8 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
РР-П | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 |
5.3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 |
5.5 | Обеспечение химической защиты населения | 1 |
5.7 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 |
5.9 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
Тема 6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
6.1 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 |
6.2 | Эвакуация населения | 1 |
6.3 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
РР-Ш | Основы здорового образа жизни | 8 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 |
7.1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 |
7.2 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 |
7.3 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 1 |
7.4 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
7.5 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 |
7.6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
7.7 | Профилактика вредных привычек | 1 |
7.8 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 |
Р- ТУ | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
8.1 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 |
8.2 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 |
8.3 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 |
8.4 | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 |
Всего часов | 35 | |
Тематический план 9 класс | ||
модуля, раздела, гемы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 12 |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 4 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
Р-I I | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 12 |
Тема 5 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Тема 6 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 |
Тема 7 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
Итоговое задание | ||
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 9 |
Тема 8 | Основы здорового образа жизни | 3 |
Тема 9 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
Р-1V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 2 |
Тема 11 | Оказание первой медицинской помощи | 2 |
Всего часов | 35 | |
Итоговое задание |
Поурочный план 9 класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 12 |
Тема I | Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
1.1 | Россия в мировом сообществе | 1 |
1.2 | Национальные интересы России в современном мире | 1 |
1.3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 |
1.4 | Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 1 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 |
2.1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация | 1 |
2.2 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 |
2.3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 1 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
3.1 | Военная угроза национальной безопасности России | 1 |
3.2 | Международный терроризм —угроза национальной безопасности России | 1 |
3.3 | Наркотизм и национальная безопасность России | 1 |
Тема 4 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
4.1 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 |
4.2 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 |
Р-Н | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. | 12 |
Тема 5 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
5.1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 |
5.2 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 |
5.3 | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 |
Тема 6 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 |
6.1 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 1 |
6.2 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 |
6.3 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | 1 |
6.4 | Эвакуация населения | 1 |
6.5 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 |
Тема 7 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
7.1 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 1 |
7.2 | Система борьбы с терроризмом | 1 |
7.3 | Государственная политика противодействия наркотизму | 1 |
7.4 | Профилактика наркомании | 1 |
РР-Ш | Основы здорового образа жизни | 9 |
Тема 8 | Основы здорового образа жизни | 3 |
8.1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 |
8.2 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 |
8.3 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 |
Тема 9 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
9.1 | Ранние половые связи и их последствия | 1 |
9.2 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 |
9.3 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | 1 |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
110.1 | Брак и семья | 1 |
10.2 | Семья и здоровый образ жизни человека | 1 |
10.3 | Основы семейного права в Российской Федерации | 1 |
Р-1У | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 2 |
Тема 11 | Оказание первой медицинской помощи | 7 |
11.1 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя) | 1 |
11.2 | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ | 1 |
Всего часов | 35 |
III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 2—9 классах учащийся должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа
жизни.
IV. Литература
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция) Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационно безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения; «О противодействии терроризму»
Методическая литература
- Айзман Р.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Р.И.Айзма] Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 247с. (Университетская серия);
- Айзман Р.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособм Р.И.Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 214с. (Университетская серия);
- Гражданская защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л.Воробьев и др); под оби ред. С.К.Шойгу; МЧС России. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.;
- Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельное! учащихся 5-11 кл.: методическое пособие /РА.Дурнев, А.Т.Смирнов. - М.: Дрофа, 2008.; .
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведег:ч занятий в образовательном учреждении: методическое пособие
/ В.М.Евлахов. - М.: Дрофа, 2009.;
- Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебнс пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.;
- Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 - 1 ! классы: учебное издание / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2009.;
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасное! жизнедеятельности»: Книга для учителя / сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ре, А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2007.;
- Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в кл. / науч. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещен» 2006—2008.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендацш конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт.-сост. Л.А.Тетушкина. - Волгоград: Учител! 2009;
- Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности Сост. Б.И.Мишин.- 4-е изд. - М.: Дрофа, 2007;
- Сборник нормативных документов «Основы безопасности жизнедеятельности» Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009;
- Семенихин Ю.Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения
/ Ю.Г.Семенихин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
- Техника безопасности в школе /Сост. Е.П.Семенова, В.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. Минск: Красико-Принт, 2009.
- Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасност жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении: Книга для учителя. -• М Просвещение, 2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности /Сборник...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторск...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБ...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе...