Выступление на педагогическом совете.
материал по обж по теме

Доклад по Основам Безопасности Жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_obzh.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок растёт и с каждым днём становится всё более самостоятельным, осваивая окружающий мир. Умственно отсталый ребёнок испытывает большие трудности в ориентировке в окружающем мире. Задача взрослого - не ограничивать ребёнка в действиях, а обеспечить ему безопасное пространство, помочь ребёнку практически подготовиться к жизни. Для этого необходимы специальные коррекционные занятия, которые бы охватили сумму знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний и навыков, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Современный мир богат техническими средствами, многие из которых травмоопасны. Научить ребёнка пользоваться этими средствами призваны уроки по социально - бытовой ориентировке (наряду с уроками труда). На этих уроках учащиеся узнают о тех опасностях, которые подстерегают их в тех или иных ситуациях. И знакомятся с правилами обращения с бытовой техникой.
Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Так, незнание детьми с умеренной умственной отсталостью правил противопожарной безопасности при обращении с легковоспламеняющимися предметами может привести к трагическим последствиям. Поэтому одной из задач на уроках СБО является обучение учащихся определению и узнаванию пожароопасных предметов, воспитание привычки соблюдать эти правила.
Практически это может выглядеть примерно так: например, совместное с учителем рассматривание бытового прибора (утюг, плита, …) в выключенном состоянии и игровых алгоритмов; беседа, в процессе которой учащимся объясняется, что прибор включать может только взрослый, что самостоятельное включение этого прибора может привести к пожару.
Следует познакомить учащихся со знаками пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных ( огнетушитель, "ВХОД", "ВЫХОД" и др.).
Работа по обучению учащихся правилам пожарной безопасности предусматривает следующие направления:
- воспитание у учащихся навыков обращения с пожароопасными предметами , со средствами пожаротушения:
- создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Предметно - игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в игровой и учебной деятельности реальное поведение в пожароопасных ситуациях.
Ознакомление учащихся с умеренной умственной отсталостью с правилами дорожного движения - составная часть работы по обучению их основам безопасности жизнедеятельности. Наиболее эффективно обучение учащихся "дорожной грамоте" происходит на основе интеграции разных видов деятельности. Например, сочетание изложения материала на уроке с проведением сюжетно-ролевой игры в свободное время, проведение классного часа по теме "В гостях у Светофора", "Мы - пешеходы" и др.
Соблюдение правил дорожного движения задача сложная. Взрослый человек понимает и может оценить свои действия, исходя из определённого социального опыта. Нарушая правила дорожного движения, например, переходя улицу на красный свет светофора, он знает, что поступает неправильно. Совсем иное - дети. И тем более дети с умеренной умственной отсталостью. Не обученные, не знакомые с правилами дорожного движения, не умеющие оценить дорожную ситуацию, дети чаще всего даже не догадываются о том, что совершают недозволенные поступки.
Содержание обучения школьников правилам дорожного движения должно быть направлено на формирование у них представлений о правилах поведения на улице, выработку умений соблюдать эти правила, ориентироваться в пространстве улицы на основе развития их сенсомоторных способностей.
Общеразвивающая и коррекционная работа по ознакомлению учащихся с правилами дорожного движения строится с учётом возрастных и индивидуально-типологических особенностей. Обучение правилам дорожного движения проходит с использованием литературного материала, рассматриванием иллюстраций, на которых изображены разные ситуации на дороге. Используются игры и игровые упражнения на определение транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни; игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице и на дороге. Очень эффективно использование макета "Дорога", с помощью которого у учащихся формируется представление об элементах дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведения.
На уроках "Уход за жилищем". Отрабатывается алгоритм действий в различных бытовых ситуациях. Так, выполняются практические действия, уточняющие порядок действий учащимися при открывании и закрывании водопроводных кранов в определённой последовательности (сначала открываем кран с холодной водой, затем постепенно (медленно) с горячей водой). Обучаем детей по цвету кнопок на кране определять, в какой из них холодная вода, а в какой горячая (может быть настенный модуль).
Формируем на уроках СБО у учащихся умение открывать и закрывать двери комнаты. Проводятся практические действия правильному пользованию простейшими замками.
Проигрываем ситуации "В дверь позвонил незнакомый человек". Беседуем с детьми о поведении при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, при разговоре по телефону. Рассматриваем на уроке картинки с изображением разных ситуаций. Перед каникулами проводится серия бесед по теме "Один дома".
На уроках СБО, на других уроках, в свободной деятельности, на уроках труда говорим с учащимися о соблюдении правил безопасного обращения с опасными предметами и материалами (пылесос, микроволновая печь, клей, краски, ножницы, кнопки и др.).
Для обучения учащихся безопасному поведению в быту, на дороге, с пожароопасными предметами используются: чтение доступных детям литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности; проведение по их содержанию сюжетных, дидактических, театрализованных игр; алгоритм действий в различных ситуациях, пиктограмм.
Таким образом, предметно-развивающая среда для обучения учащихся правилам безопасности во всех сферах жизнедеятельности должна быть многофункциональна. Обязательно должна соотноситься с возрастом учащихся, задачами обучения. С одной стороны, она позволяет учащимся овладеть игровыми, трудовыми и коммуникативными навыками, а с другой - в ней интегрируются предметно-практическая, игровая и учебная деятельность. В ней отрабатываются навыки безопасной жизнедеятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...