Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
методическая разработка по теме
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация кабинета иностранного языка | 2.43 МБ |
Индивидуальный план преподавателя | 75.15 КБ |
Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов
Григорьева Нина Петровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Каменский филиал АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема повышения успеваемости и отсева студентов является чрезвычайно важной в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в нашем техникуме, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения.
Успеваемость студентов является важным фактором обучаемости в учебном процессе.
Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые учебные заведения (вузы, техникумы, лицеи) могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором — стимулирование интеграции студентов в академическую среду.
Во многих учебных заведениях отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению.
На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что то или иное учебное заведение не может обеспечить оптимальные условия обучения.
При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).
Отчисления в большей степени связаны с академической неуспеваемостью, хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из стен учебного заведения.
Являясь куратором в Каменском филиале АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» впервые созданной группы по профессии «Официант, бармен» в 2011-2014 уч. году, я проанализировала отсев студентов на протяжении 2,5 лет обучения.
Оказалось, что из всей численности в 30 человек выпустилось 13 человек, из которых 3 студента - со справками об окончании пройденного курса.
В чем причина столь низкого процента численности выпускников?
Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов было отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими профессии «Официант, бармен»
Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.
Кроме того, был немаловажен и тот фактор отсева студентов, когда в группу ОБ- 21 влились студенты из группы МСР (мастер строительных работ), отнюдь не «родственная», и долгое время не принимаемая профессия студентами с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). То есть, слабая профессиональная направленность, и низкий уровень учебной мотивации оказались в ряде причин отсева студентов.
Сюда можно отнести "семейные обстоятельства" - третья по значимости причина отсева. Под семейными обстоятельствами имеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом в другой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более полно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишь охарактеризовав основные трудности семейных студентов.
Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20-21 год. В моей группе, а это в основном молодые девушки, которые начинали вступать в брак, либо жить гражданским браком, семейные отношения складывались с 16- 17 лет, что приводило к нежеланию продолжать учебу дальше, либо пытаться «тянуть лямку» учебного процесса, погрязнув долгах за неуспеваемость и плохую посещаемость.
Многие семейные студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много разного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности, отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требует мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск.
В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебной дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 3,6%. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты, непрохождение учебной и производственной практик и т.д.
В студенческой среде складываются вполне определенные установки в отношении посещения занятий, направленные на перспективное средство повышения успеваемости и предотвращения отсева студентов.
Данные по мониторингу отсева студентов группы 100114.01 по профессии «Официант, бармен» на период с 2011 по 2014 уч. год
Курс/количество человек | Зачислено | Отчислено | Причины «отсева» студентов |
I курс – 18 человек | 18 | 7 | 1)2 чел.- перевод в другое учебное заведение; 2)3 человека – академическая задолженность; 3)2 человека – семейные обстоятельства |
II курс – 22 человека | 11(8 человек из группы МСР; 4 человека – из других учебных заведений) | 7 | 1)2 чел. – семейные обстоятельства; 2)5 человек – академическая задолженность |
III курс – 15человек | 15 | 1 | 1) 1 человек – академическая задолженность |
ВСЕГО: 30 | 15 | 15 |
Из таблицы видно, что численность студентов на момент выпуска составила 50% (причины указаны).
Я попыталась провести в группе соцопрос, включающий следующие установки:
А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом | 1. | |
А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом | ||
А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом | ||
А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом | ||
А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом |
Ответы самые разные, в зависимости от индивидуального характера личности студента, уровня воспитанности и способностей.
Пятая причина отсева: отчисление студентов за правонарушения. Среди нарушителей общественного порядка и совершивших другие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3 преобладают студенты I и II курса.
Как показывает статистика, из материалов СМИ, активно употребляющих алкогольные напитки несколько больше среди студентов технических специальностей — 39,3%, 31,8 — среди гуманитариев, 29,0% — среди естественников.
Частота употребления алкогольных напитков тесно связана также с нравственными установками и принципами. Проведенные классные часы и индивидуальные беседы со стороны куратора, социального педагога, психолога, представителей охраны и правопорядка по темам – «Молодежь и наркотики», «Пьянство и алкоголизм», «Ваше здоровье», «Семейные ценности», «О вреде курения и злоупотребления алкоголя» и другие давали эффект на непродолжительное время. Студенты не изменяли своим принципам и были отчислены из учебного заведения.
Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов.
Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами.
На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на I курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т.д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход.
Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга.
На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:
1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства.
2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе.
3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки).
4. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.
5. Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией. Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.
6. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах.
7. Введение слабого студента в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе.
8. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу).
9. Оказание помощи в профессиональном самоопределении студентов, осуществление психологической коррекции личности студента при компромиссном выборе профессии.
Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.
Таким образом, индивидуальный подход, является высокодейственным средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов.
Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может появиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеют психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. - 338 с.
- Андреева Д.А. Профессиональная адаптация студента / Д.А. Андреева // Молодежь и образование. М., 2006. - С.65
- Интернет сайт www.p-lib.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе мето...
Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2020г
Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2020г...
Приказ №624-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2021г
Приказ №624-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2021г...
Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам
Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам...
Приказ № 753-0 о работе предметно-методической комиссии 2022г
Приказ № 753-0 о работе предметно-методической комиссии 2022г...
Приказ № 544 - О О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предмета
Приказ № 544 - О...
Приказ № 753-0 о работе предметно - методических комиссий - 2022 г.
Приказ № 753-0...