Рабочая программа по ОБЖ - 5-9 классы-на 2013-2014 учебный год.
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
Данная рабочая программа представляет собой методический материал для учителей ОБЖ и составлена для 5-9 классов, то есть для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_-_5-9_klassy._.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и принято Согласовано: ________. Утверждаю: ________.
на заседании Зам. директора по УВР Директор Ю.Д.Козырь.
педагогического совета Н.М. Грачева.
(протокол № 1 от 30.08.2013г.).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Козыря Юрия Дмитриевича
высшей квалификационной категории
по «основам безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ)
5-9 классы.
(образовательная область «Физическая культура»)
пос. Механизаторов - 2013
пояснительная записка
Рабочая программа разработана согласно БУП (далее базисному учебному плану) 2004 года на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) (авторы: А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин), рекомендованной Министерством образования России, а также примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (стандарты второго поколения). Реализация данной рабочей программы объёмом 170 часов рассчитана на 5 лет, то есть с 5 по 9 классы, при изучении по 1 часу в неделю в каждом классе.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цель рабочей программы:
- создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по ОБЖ и максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счёт:
- внедрения и изучения материала по региональному компоненту;
- расширения тем;
- внесения дополнительных тем;
- углубления тем;
- изменения логики изложения материала;
- учёта статуса учреждения, его целей, задач и направлений деятельности, контингента обучающихся.
Цель изучения учебного курса:
- подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении курса «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения учебного курса с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Задачи изучения учебного курса:
- образовательные:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объёме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- развивающие:
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
- воспитательные:
- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности;
- формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «Физическая культура»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Рабочей программой предусмотрено изучение курса данной учебной дисциплины согласно следующим двум учебным модулям.
Модуль № 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» - 114 часов (обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях).
Модуль включает два раздела: раздел 1 – «Основы комплексной безопасности»; раздел 2 – «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 2. «Здоровый образ жизни и оказание первой доврачебной помощи» - 56 часов (решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирование у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую доврачебную помощь).
Модуль включает два раздела: раздел 3 – «Основы здорового образа жизни»; раздел № 2 – «Оказание первой доврачебной помощи».
Рабочая программа предусматривает использование в учебном процессе следующие образовательные технологии: урок-диспут, урок-дискуссия, урок-игра, творческая мастерская, урок-практика, традиционный урок, урок-КВН, использование на уроке ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), интегрированный урок, урок-экскурсия.
учебно-тематический план
Классы – 5, 6, 7, 8, 9.
Учитель – Козырь Юрий Дмитриевич.
Количество часов – 170; из них в неделю – по 1 часу в каждом классе.
Теоретическое изучение тем – 146 часов.
Практическая часть – 24 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин), рекомендованной Министерством образования России, а также примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (стандарты второго поколения).
Учебники:
- 5 класс – В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва – 2013;
- 6 класс – А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов «Основы безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва – 2013;
- 7 класс – С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва – 2013;
- 8 класс – С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва – 2013;
- 9 класс – С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва – 2013.
Дополнительная литература:
- Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». М.: Дрофа. Москва – 2006. – 160 с.
- Примерная программа. Требования к уровню подготовки учеников. Образцы заданий для проверки уровня подготовки. Дрофа. Москва – 2008.
- В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности» - 5 класс;
- В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности» - 6 класс;
- В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности» - 7 класс;
- В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности» - 8 класс;
- В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности» - 9 класс;
- Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев «Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности». – М.:Просвещение, 2010. – 40 с. – (стандарты второго поколения).
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» согласно ФГОС.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожаров. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и другими опасными предметами и веществами.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, вывихах, переломах, кровотечениях, при острой сердечной недостаточности.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение населения в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение населения в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Основы здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Различные виды нарушения осанки и меры её профилактики. Физическое и нравственное взросление человека.
Правильное питание – основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний. Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Гигиена и культура питания. Особенности подросткового возраста.
Режим учёбы и отдыха подростка.
Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.
Личная гигиена.
Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции.
Вредные привычки и их профилактика.
Безопасные каникулы.
Календарно-тематическое планирование.
5 класс.
Дата. | № урока | Тема урока. | Кол-во теоретических часов-30. | Количество практических часов-4. |
1 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Закономерности их проявления, способы защиты от них. | 1 | ||
2 | Особенности города как среды обитания человека. | 1 | ||
3 | Системы обеспечения безопасности города. | 1 | ||
4 | Дом, в котором мы живём. | 1 | ||
5 | Пожар. Правила пожарной безопасности. Пожары в Тульской области. | 1 | ||
6 | Пр. р. № 1. Отработка практических действий учащихся при возникновении пожара в школе. | 1 | ||
7 | Затопление квартиры. Причины и последствия затопления квартир в Тульском регионе. | 1 | ||
8 | Электричество. Причины и последствия поражения электрическим током по Тульской области. | 1 | ||
9 | Опасные вещества. Причины и последствия отравления опасными веществами в Тульской области. | 1 | ||
10 | Взрыв и обрушение дома. Захлопнулась дверь. Причины взрывов и обрушений домов на территории Тульского региона. | 1 | ||
11 | По тонкому льду. Толпа. Собака бывает кусачей. | 1 | ||
12 | Современный транспорт – зона повышенной опасности. Соблюдение ПДД. | 1 | ||
13 | Правила поведения заложника в транспорте. Причины ДТП за прошлый год на территории Тульской области. | 1 | ||
14 | Общественный и городской транспорт. Соблюдение ПДД. | 1 | ||
15 | Железнодорожный и авиационный транспорт. | 1 | ||
16 | Морской и речной транспорт. Правила безопасности на воде. | 1 | ||
17 | Психологические основы самозащиты. Ситуации криминогенного характера в доме (квартире). | 1 | ||
18 | Криминогенные ситуации в подъезде. | 1 | ||
19 | Криминогенные ситуации на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия. | 1 | ||
20 | Изменение среды обитания человека в городе. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почвы на территории Тульской области. | 1 | ||
21 | Фильтрующие гражданские противогазы. Правила пользования ими. | 1 | ||
22 | Пр. р. № 2. Детские противогазы. Пользование ими. | 1 | ||
23 | Обобщающий урок по разделу «Безопасность человека». | 1 | ||
24 | Различные виды ранений и их причины. | 1 | ||
25 | Пр. р. № 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при некоторых видах повреждений. | 1 | ||
26 | Общая характеристика кровотечений. | 1 | ||
27 | Пр. р. № 4. Оказание первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений. | 1 | ||
28 | Обобщающий урок по разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой доврачебной помощи». | 1 | ||
29 | Движение и здоровье. | 1 | ||
30 | Различные виды нарушений осанки. | 1 | ||
31 | Телевизор и компьютер – ваши друзья и враги. Развитие и изменение организма в вашем возрасте. | 1 | ||
32 | Физическое и нравственное взросление человека. | 1 | ||
33 | Обобщающий урок по разделу «основы здорового образа жизни». | 1 | ||
34 | Урок-беседа «Безопасный летний отдых». | 1 |
6 класс.
Дата. | № урока | Тема урока. | Кол-во теоретических часов-28. | Количество практических часов-6. |
1 | Экстремальные ситуации в природе и их причины. Экстремальные ситуации природного характера на территории Тульской области. | 1 | ||
2 | Факторы выживания в природных условиях. Стрессоры выживания. | 1 | ||
3 | Что надо знать о себе, чтобы выжить? Страх. | 1 | ||
4 | Внимание. Ощущения и восприятие. | 1 | ||
5 | Память и мышление. Воображение и элементы выживания. | 1 | ||
6 | Влияние характера на поступки в условиях выживания. | 1 | ||
7 | Подготовка к походу. | 1 | ||
8 | Правила безопасного поведения на природе. | 1 | ||
9 | Надёжные одежда и обувь, необходимые для безопасности. Способы автономного выживания человека в природных условиях. | 1 | ||
10 | Основные правила поведения в экстремальной ситуации. | 1 | ||
11 | Определение направления выхода. | 1 | ||
12 | Пр. р. № 1. Ориентирование. Ориентирование по местным признакам, характерным для Тульской области. | 1 | ||
13 | Выход к населённому пункту. | 1 | ||
14 | Сооружение временного жилища. | 1 | ||
15 | Способы добывания огня. | 1 | ||
16 | Обеспечение питанием и водой. | 1 | ||
17 | Поиск и приготовление пищи. | 1 | ||
18 | Сигналы бедствия. | 1 | ||
19 | Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация в горах. О питании в период адаптации. | 1 | ||
20 | Убежище. Действия населения при возникновении воздушной опасности. Пользование повреждённым противогазом в непригодной для дыхания среде. Убежища и укрытия Тульского региона. | 1 | ||
21 | Средства оказания первой доврачебной помощи. Укусы насекомых. Пр. р. № 2. Правила оказания первой доврачебной помощи в природных условиях. | 1 | ||
22 | Укус змеи. Пр. р. № 3. Правила оказания первой доврачебной помощи. | 1 | ||
23 | Ожог кожи. Солнечный ожог. Пр. р. № 4. Правила оказания первой доврачебной помощи. | 1 | ||
24 | Отморожение и охлаждение организма. Беда на воде. Пр. р. № 5. правила оказания первой доврачебной помощи. Несчастные случаи на воде на территории Тульской области за последний год. | 1 | ||
25 | Виды повреждений организма. | 1 | ||
26 | Закрытые травмы. | 1 | ||
27 | Пр. р. № 6. Способы переноски пострадавших. | 1 | ||
28 | Значение питания для детей и подростков. Калорийность продуктов питания. | 1 | ||
29 | Белки, жиры и углеводы. | 1 | ||
30 | Витамины, минеральные вещества, вода. | 1 | ||
31 | Гигиенические требования к питанию. Культура питания. | 1 | ||
32 | Что такое подростковый возраст? Изменения поведения в подростковом возрасте. | 1 | ||
33 | Отношения с родителями. | 1 | ||
34 | Урок-беседа «Безопасный летний отдых». | 1 |
7 класс.
Дата. | № урока | Тема урока. | Кол-во теоретических часов-30. | Количество практических часов-4. |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедеятельности. | 1 | ||
2 | Экстремальные ситуации в природе и их причины. Из истории землетрясений, их происхождение. | 1 | ||
3 | Оценка землетрясений. Их последствия. Меры по уменьшению потерь от землетрясений. | 1 | ||
4 | Правила безопасного поведения при землетрясениях (защита населения). Землетрясения и Тульская область. | 1 | ||
5 | Из истории извержения вулканов. Происхождение и виды вулканов. | 1 | ||
6 | Последствия извержения вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов (защита населения). | 1 | ||
7 | Оползни. Сели (селевые потоки). Оползни, сели (селевые потоки) и Тульская область. | 1 | ||
8 | Обвалы. Снежные лавины. | 1 | ||
9 | Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Меры по уменьшению потерь от них (защита населения). | 1 | ||
10 | Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин. | 1 | ||
11 | Из истории ураганов, бурь и смерчей. Происхождение и виды ураганов, бурь и смерчей. | 1 | ||
12 | Последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по уменьшению ущерба от них (защита населения). Ураганы, бури, смерчи и Тульская область. | 1 | ||
13 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей (защита населения). | 1 | ||
14 | Из истории наводнений. Происхождение и виды наводнений. | 1 | ||
15 | Последствия наводнений. Наводнения и Тульская область. | 1 | ||
16 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений (защита населения). | 1 | ||
17 | Из истории цунами. Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами. | 1 | ||
18 | Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами (защита населения). | 1 | ||
19 | Из истории лесных пожаров. Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров. Из истории лесных и торфяных пожаров на территории Тульской области. | 1 | ||
20 | Последствия лесных и торфяных пожаров. Предупреждение лесных и торфяных пожаров (защита населения). | 1 | ||
21 | Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение. | 1 | ||
22 | Человек и стихия. | 1 | ||
23 | Характер и темперамент. | 1 | ||
24 | Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия и после него. | 1 | ||
25 | Повязки. Общая характеристика. | 1 | ||
26 | Пр. р. № 1. Наложение повязок на руку. | 1 | ||
27 | Пр. р. № 2. Наложение повязок на ногу. | 1 | ||
28 | Пр. р. № 3. Правила оказания первой доврачебной помощи при переломах конечностей. | 1 | ||
29 | Пр. р. № 4. Способы переноски пострадавших. | 1 | ||
30 | Режим – необходимое условие здорового образа жизни. Умственная и физическая работоспособность. | 1 | ||
31 | Профилактика переутомления и содержание режима. | 1 | ||
32 | Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1 | ||
33 | Законодательство и нормативно-правовая база Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом. | 1 | ||
34 | Урок-беседа «Безопасный летний отдых». Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 |
8 класс.
Дата. | № урока | Тема урока. | Кол-во теоретических часов-28. | Количество практических часов-6. |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Их классификация. Последствия и влияние чрезвычайных ситуаций техногенного характера на безопасность жизнедеятельности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | ||
2 | Опасности аварий и катастроф. Защита населения от них. Из истории аварий и катастроф на территории Тульской области. | 1 | ||
3 | Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях (защита населения). | 1 | ||
4 | Из истории катастроф. Аварии на пожара- и взрывоопасных объектах. | 1 | ||
5 | Общие сведения о пожаре и взрыве. Защита населения. | 1 | ||
6 | Причины возникновения пожаров и взрывов. Их последствия. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Защита населения. | 1 | ||
7 | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Защита населения. | 1 | ||
8 | Пожары и паника. Защита населения. Причины и последствия крупных пожаров на территории Тульской области. | 1 | ||
9 | Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Пожары и взрывы». | 1 | ||
10 | Из истории химических аварий. Виды аварий на ХОО Тульской области. Опасные химические и АХОВ, их поражающее действие на организм человека. Защита населения. | 1 | ||
11 | Причины аварий и их последствия на ХОО. Причины аварий и их последствия на ХОО Тульской области. | 1 | ||
12 | Защита населения Тульской области от АХОВ при их выбросе. | 1 | ||
13 | Прсвила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. | 1 | ||
14 | Из истории радиационных аварий. Радиация вокруг нас. Радиационный фон на территории Тульской области. | 1 | ||
15 | Виды аварий на радиационно-опасных объектах. | 1 | ||
16 | Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Последствия аварии на ЧАЭС на территории Тульской области. Особенности радиационного загрязнения (заражения) местности. | 1 | ||
17 | Характер поражения людей, животных и продуктов питания при радиационной аварии. | 1 | ||
18 | Правила безопасного поведения при радиационных авариях. | 1 | ||
19 | Защита населения при радиационных авариях. | 1 | ||
20 | Из истории ГДА. Виды аварий на гидродинамических опасных объектах. Причины ГДА и их последствия. | 1 | ||
21 | Меры по уменьшению последствий аварий на ГДА (защита населения). | 1 | ||
22 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. | 1 | ||
23 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды). | 1 | ||
24 | Изменение состояния гидросферы (водной среды). | 1 | ||
25 | Изменение состояния суши (почвы). | 1 | ||
26 | Показатели предельно допустимых воздействий на природу. | 1 | ||
27 | Воздействие химических веществ на человека. Пр. р. № 1. Первая доврачебная помощь при поражении АХОВ удушающего действия. | 1 | ||
28 | Пр. р. № 2. Первая доврачебная помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия. Первая доврачебная помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия. | 1 | ||
29 | Пр. р. № 3. Первая доврачебная помощь при отравлении АХОВ нейротропного действия. Первая доврачебная помощь при поражении удушающими и нейротропными АХОВ. | 1 | ||
30 | Пр. р. № 4. Первая доврачебная помощь при отравлении солями тяжёлых металлов и мышьяка. | 1 | ||
31 | Пр. р. № 5. Первая доврачебная помощь при отравлении химическими метаболическими веществами. | 1 | ||
32 | Пр. р. № 6. Первая доврачебная помощь при отравлении бытовыми химикатами и минеральными удобрениями. | 1 | ||
33 | Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. | 1 | ||
34 | Урок-беседа «Безопасный летний отдых». | 1 |
9 класс.
Дата. | № урока | Тема урока. | Кол-во теоретических часов-30. | Количество практических часов-4. |
1 | Цели и задачи РСЧС. Её структура. | 1 | ||
2 | Гражданская оборона и её задачи. Режимы функционирования РСЧС. Действия обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного действия. | 1 | ||
3 | Силы и средства ликвидации ЧС. Способы повышения защиты свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и коллективной защиты населения. Организация эвакуации населения. Силы и средства ликвидации ЧС на территории Тульской области. | 1 | ||
4 | Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. | 1 | ||
5 | Медицинский и духовный персонал. Защита военнопленных | 1 | ||
6 | Гражданское население. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. | 1 | ||
7 | Понятие преступления. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. | 1 | ||
8 | Защита от мошенников. | 1 | ||
9 | О безопасности девушек. | 1 | ||
10 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. | 1 | ||
11 | Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения. | 1 | ||
12 | Безопасное поведение дома. | 1 | ||
13 | Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. | 1 | ||
14 | Безопасное поведение на улице. | 1 | ||
15 | Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика. | 1 | ||
16 | Травмы головы, позвоночника и спины. Пр. р. № 1. Оказание первой доврачебной помощи при этих травмах. | 1 | ||
17 | Признаки жизни и смерти. Пр. р. № 2. Прекардиальный удар в область грудины. | 1 | ||
18 | Пр. р. № 3. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких ИВЛ). | 1 | ||
19 | Остановка сердца и прекращение дыхания. Пр. р. № 4. Первая доврачебная помощь (реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца) при остановке сердца и прекращении дыхания. | 1 | ||
20 | Здоровье человека. Понятие здоровья и здорового образа жизни. | 1 | ||
21 | Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления. | 1 | ||
22 | Факторы риска во внешней среде и внутренней среде человека. Их влияние на здоровье. Хронические неинфекционные заболевания, свойственные жителям Тульской области. Основные факторы риска, их причины, связь с образом жизни. | 1 | ||
23 | Гигиена кожи. Гигиена питания. Инфекционные заболевания и их профилактика. Инфекционные заболевания, свойственные жителям Тульского региона. | 1 | ||
24 | Гигиена воды. Гигиена одежды. | 1 | ||
25 | Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства. | 1 | ||
26 | Физиологическое и психологическое развитие подростков. Нарушение осанки. Сколиоз. Близорукость. Нервные расстройства. Патологии сердечно-сосудистой системы. | 1 | ||
27 | Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. | 1 | ||
28 | Управление чувствами и эмоциями. | 1 | ||
29 | Суицид и подросток. Причины суицида среди подростков Тульской области. | 1 | ||
30 | Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. | 1 | ||
31 | Вредные привычки и их профилактика. Употребление табака и его влияние на здоровье. | 1 | ||
32 | Алкоголь. Его влияние на организм. | 1 | ||
33 | Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. | 1 | ||
34 | Урок-беседа «Безопасный летний отдых». | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
В результате изучения курса основной школы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательство и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Кроме того учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения.
5 класс
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс. | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы. | Реквизиты программы. | УМК обучающихся. | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент. | Региональный компонент. | Школьный компонент. | ||||
5 | 1 | Рекомендована Министерством образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин. | - В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс. | - В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс; - Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов. Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва-2008. |
6 класс
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс. | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы. | Реквизиты программы. | УМК обучающихся. | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент. | Региональный компонент. | Школьный компонент. | ||||
6 | 1 | Рекомендована Министерством образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин. | - А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов, «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 6 класс. | - А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов, «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов. Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва-2008. |
7 класс
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс. | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы. | Реквизиты программы. | УМК обучающихся. | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент. | Региональный компонент. | Школьный компонент. | ||||
7 | 1 | Рекомендована Министерством образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс. - Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов. Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва-2008. |
8 класс
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс. | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы. | Реквизиты программы. | УМК обучающихся. | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент. | Региональный компонент. | Школьный компонент. | ||||
8 | 1 | Рекомендована Министерством образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс. - Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов. Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва-2008. |
9 класс
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс. | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы. | Реквизиты программы. | УМК обучающихся. | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент. | Региональный компонент. | Школьный компонент. | ||||
9 | 1 | Рекомендована Министерством образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И.Мишин. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс. | - С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс. Дрофа. Москва 2013; - В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс. - Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов. Б.И.Мишин, М.И.Хабнер «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности». Дрофа. Москва-2008. |
Перечень учебно-методического (материально-технического) обеспечения.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет совмещённый с предметом ИЗО. Кабинет предназначен для проведения занятий с учащимися по изучаемому курсу, самостоятельной подготовки, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает класс, в котором проводятся занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Лаборантская комната отсутствует.
В кабинете размещены средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средствами оснащения кабинета ОБЖ являются:
- учебно-методическая, нормативная и правовая литература;
- аудиоаппаратура, проекционная аппаратура;
- средства программного обучения и контроля знаний;
- макеты, муляжи, модели;
- тренажёры;
- стенды, плакаты;
- средства индивидуальной защиты (средства защиты органов дыхания и кожи, средства медицинской защиты для оказания первой доврачебной помощи);
- аудиовизуальные пособия (учебные видеофильмы).
Список дополнительной литературы.
Нормативная и правовая литература:
- Конституция Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «О гражданской обороне»;
- ФЗ РФ «Об образовании»;
- ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения»;
- ФЗ РФ «О пожарной безопасности»;
- ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»;
- ФЗ РФ «О противодействии терроризму».
Периодические издания.
- подшивки журналов - Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Здоровье школьника»;
- подшивки газет – «За изобилие», «Тульские известия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ - 10-11 классы-на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа является хорошим методическим материалом для работы учителей ОБЖ в 10 и 11 классах. Желаю успехов!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по геометрии к учебнику А.В.Погорелова составлена на основе следующих документов:Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. / Сост. Т.А.Бурмистрова. М.: Просв...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на 2013-2014 учебный год
В рабочей программе отражена как теоретическая, так и практическая часть изучаемого материала, количество письменных работ по русскому языку в 6 классе....
Рабочая программа по физике для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004...
Рабочая программа по физике для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004...