Рабочая программа по физике для 7 класса на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_klass_fizika.doc | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО На заседании методического объединения учителей Протокол № _____ от «____» _________2013 г. Председатель МО ___________ | СОГЛАСОВАНО: «____»__________2013 г. Зам.директора по УВР __________С.Н.Березко | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ от «___»_________2013 г. Директор школы № 152 __________ Р.Ю.Клименко |
Рабочая программа
по физике для 7 класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Составитель: А.И.Соболева
учитель физики
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник Перышкина А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2003
Данная рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса тематическое планирование, поурочное планирование, контрольные работы, лабораторные и практические работы, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика курса
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
В ходе изучения тем курса используется подход от теории к практике. Изучение основных понятий и решения различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций.
Основой содержания курса физики в 7 классах является развитие вычислительных и формально – оперативных физических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения физики к изучению действительности и решению практических задач.
При обучении курсу физики используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся: физический диктант, тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, контрольная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. А также используются нетрадиционные формы контроля: работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся, защита проектов.
При обучении учащихся курсу физики наряду с традиционными методами обучения используются и продуктивные методы, технологии развивающего обучения: проблемное обучение, технология использования опорных конспектов, схемных и знаковых моделей, игровые технологии, дифференцированное и индивидуальное обучение. Увеличивается доля самостоятельной работы.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
- освоение знаний о механических, тепловых явлениях, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные виды деятельности учащихся:
При изучении материала по физике в 7 классе используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
- виды деятельности со словесной (знаковой) основой
- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- виды деятельности с практической (опытной) основой
Характеристика 7а и 7б классов
В двух классах обучается 50 учащихся. Около 40% из них обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности. 20% учащихся из классов имеют очень слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные учащиеся, примерно 40% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя или консультанта.
Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, зачетные и контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы. Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный.
В результате изучения предмета физики в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- Смысл физических законов: сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;
- Вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавление тел, механические колебания и волны, диффузию;
- Использовать физические проборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: массы, давления;
- Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени; пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Место курса в учебном плане
На изучение физики в 7 классах отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Введение. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа. Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации
Диффузия газов, жидкостей.
Модель хаотического движения молекул.
Объём и форма твёрдого тела, жидкости.
Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Фронтальная лабораторная работа.
Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел. Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Демонстрации.
Равномерное движение.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.
Способы измерения плотности вещества.
Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Измерение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Демонстрации
Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Передача давления жидкостями и газами.
Устройство и действие гидравлического пресса.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Демонстрации
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Тема I. Введение. | 3 | |
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 |
2 | Физические величины и их измерения. Точность и погрешность измерений. | 1 |
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 |
Тема II. Первоначальные сведения о строение вещества. | 6 | |
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
5 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». | 1 |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 |
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».Самостоятельная работа. | 1 |
Тема III. Взаимодействие тел. | 21 | |
10 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 |
11 | Скорость. Расчет пути и времени движения | 1 |
12 | Контрольная работа №1«Механическое движение» | 1 |
13 | Явление инерции. Взаимодействие тел. | 1 |
14 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 |
15 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 |
16 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | 1 |
17 | Плотность вещества. | 1 |
18 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач | 1 |
19 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела». | 1 |
20 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
21 | Контрольная работа № 2 «Масса. Плотность». | 1 |
22 | Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы. | 1 |
23 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
24 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 1 |
25 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 |
26 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 |
27 | Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | 1 |
28 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | 1 |
29 | Трение в природе и технике. Повторение и обобщение. | 1 |
30 | Контрольная работа № 3 «Силы». | 1 |
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 22 | |
31 | Анализ контрольной работы № 2. Давление. Единицы давления. | 1 |
32 | Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач. | 1 |
33 | Давление газа. | 1 |
34 | Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. | 1 |
35 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 |
36 | Решение задач | 1 |
37 | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
38 | Контрольная работа №4 «Давление. Закон Паскаля». | 1 |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 |
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 |
42 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | 1 |
43 | Гидравлический пресс. Самостоятельная работа. | 1 |
44 | Действие жидкости газа на погруженное в них тело. | 1 |
45 | Архимедова сила. | 1 |
46 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 |
47 | Плавание тел. Решение задач | 1 |
48 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 |
49 | Плавание судов. | 1 |
50 | Воздухоплавание. | 1 |
51 | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов.» | 1 |
52 | Контрольная работа № 5 «Атмосферное давление. Архимедова сила» | 1 |
Тема V. Работа, мощность, энергия. | 12 | |
53 | Механическая работа. Единицы работы | 1 |
54 | Мощность. Единицы мощности | 1 |
55 | Решение задач «Мощность и работа» | 1 |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия сил на рычаге. Момент силы. | 1 |
57 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 |
58 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Решение задач | 1 |
59 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | 1 |
60 | Коэффициент полезного действия механизма. Лаб. работа № 10 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости» | 1 |
61 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.. Закон сохранения полной механической энергии | 1 |
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 |
63 | Повторение и обобщение темы «Работа, мощность, энергия» | 1 |
64 | Контрольная работа №5 «Работа и мощность. Энергия» | 1 |
VI. Повторение | 4 | |
65 | Повторение «Строение веществ, их свойства», «Взаимодействие тел» | 1 |
66 | Повторение темы «Давление. Закон Паскаля», «Атмосферное давление. Архимедова сила» | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 |
68 | Анализ контрольной работы | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть
9 недель, 18 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности уч-ся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | Объяснение нового материала | Вводный инструктаж по ТБ в физ.кабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Понятия: материя, физическое тело, вещество. | Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Просмотр презентации. Работа с раздаточным материалом. | §1-3,6 | |
2 | Физические величины и их измерения. Точность и погрешность измерений. | Комбинированный | Понятия: физические величины цена деления прибора, погрешность измерения | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. Постановка фронтальных опытов. Измерение величин. | §4,5 | |
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | Формирование практических умений | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ. | Выполнение фронтальных лабораторных работ. | Л. №31,32. | |
4 | Строение вещества. Молекулы. | Объяснение нового материала | Вещество, тело. Понятия: молекула, атом. Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. | §7,8. | |
5 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». | Формирование практических умений | определить при помощи линейки средний диаметр мелких тел, тонкой проволоки | Выполнение фронтальных лабораторных работ. | ||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Комбинированный | Понятие: диффузия Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. | §9, Л. №66 | |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Комбинированный | Факты: притяжение и отталкивание молекул | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. | §10, Л.№74,80,83 | |
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Комбинированный | Три состояния вещества. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. | Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Просмотр презентации. | §11,12. | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Самостоятельная работа. | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения МТ | Систематизация учебного материала. Работа с раздаточным материалом | Повторение §7-12. | |
10 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Комбинированный | Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение. | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеофильма. | §13,14 упр.3 №1,3 | |
11 | Скорость Расчет пути и времени движения | Комбинированный | Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости | Слушание объяснений учителя. Анализ графиков. Решение текстовых количественных и качественных задач. | § 15,16 Упр. 4 (1,4) §16 упр.5 (5) | |
12 | Контрольная работа №1«Механическое движение» | Уроки контроля умений и навыков. | Формулы скорости и средней скорости. Расчет пройденного пути и время движения тела. | Работа с раздаточным материалом | ||
13 | Явление инерции. Взаимодействие тел. | Комбинированный | Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя | §17-18 | |
14 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Комбинированный | Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов. | Слушание объяснений учителя. | §19,20 | |
15 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Формирование практических умений | Понятия: инертность, масса | Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин | ||
16 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | Формирование практических умений | Понятие объема | Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин | ||
17 | Плотность вещества. | Комбинированный | Понятие плотность Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности Формула плотности | Слушание объяснений учителя. Анализ таблиц. Самостоятельная работа с учебником. | §21, повторение §4,5 | |
18 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач | Комбинированный | Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. | Слушание объяснений учителя. Вывод и доказательство формул. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §22. |
II четверть
7 недель, 14 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности уч-ся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение уч. года) |
19 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела». | Формирование практических умений | Понятие плотность | Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин | ||
20 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков | применение изученных формул к различным учебным задачам. | Систематизация учебного материала. Решение экспериментальных задач | ||
21 | Контрольная работа № 2 «Масса. Плотность». | Уроки контроля знаний, умений и навыков. | Формулы, скорости, массы, объема, плотности тела | Работа с раздаточным материалом | ||
22 | Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы. | Комбинированный | Понятия: сила, деформация Факты: причина изменения скорости, причина | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. | §23 | |
23 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Комбинированный | Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §24 | |
24 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Комбинированный | Понятия: вес тела, сила упругости Закон Гука Факты: направление веса тела, силы упругости, зависимость веса тела от массы тела | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеофильма. | §25,26 | |
25 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Комбинированный | Единицы силы. Формула для расчета силы тяжести. Формула для расчета веса тела. | Слушание объяснений учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §27, упр.9 | |
26 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Формирование практических умений | Устройство, назначение, виды динамометров | Слушание объяснения учителя. Просмотр видеоролика. Выполнение фронтальных лабораторных работ. | §28, упр.10 | |
27 | Сложение сил, направлен. по одной прямой. Равнодействующая сила. | Комбинированный | Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев. Сложение сонаправленных и противоположно направленных векторов | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §29, упр.11 (3) презентация | |
28 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Комбинированный | Понятия: сила трения Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеороликов. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | §30, 31 презентация | |
29 | Трение в природе и технике. Повторение и обобщение. | Комбинированный | Использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьшения). Устройство и принцип действия подшипников. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых количественных и качественных задач | §32, повторение § 23-32 | |
30 | Контрольная работа № 3 «Силы» | Уроки контроля знаний, умений и навыков | Формулы веса тела, силы тяжести, силы упругости. | Работа с раздаточным материалом | ||
31 | Анализ контрольной работы № 3. Давление. Единицы давления. | Объяснение нового материала | Формула давления Факты: физический смысл 1 Па, способы увеличения и уменьшения давления | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. | §33, упр. 12 (1,3) презентация | |
32 | Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач. | Комбинированный | Решение расчетных и качественных задач | Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §34 упр.13 |
III четверть
10 недель, 20 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности уч-ся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
33 | Давление газа. | Комбинированный | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе) | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. | §35 | |
34 | Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. | Комбинированный | Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Постановка опытов для демонстрации классу | §36, упр.14 | |
35 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Комбинированный | Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Вывод и анализ формулы для расчета давления | Вывод и доказательство формул. Просмотр видеоролика. Анализ формул. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §37, 38 упр.15 (1,2) | |
36 | Решение задач | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков | Формулы давления твердого тела, жидкости Единицы давления, силы, площади | Решение текстовых количественных и качественных задач. | презентация | |
37 | Сообщающиеся сосуды. | Комбинированный | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудов на одном уровне | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | §39 упр.16(3,4) | |
38 | Контрольная работа №4 «Давление. Закон Паскаля». | Уроки контроля знаний, умений и навыков. | Работа с раздаточным материалом | |||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Объяснение нового материала | Понятии: атмосфера, атмосферное давление | Слушание объяснений учителя. Демонстрация презентации. | §40,41 упр.17,18 | |
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Комбинированный | Соотношение между мм рт ст и Па. | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений. | §42 упр.19(1,2) | |
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Комбинированный | Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида. . Зависимость атм.давления от высоты. Понятие нормальное атмосферное давление | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. | §43,44 Упр.21(4) | |
42 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | Комбинированный | Устройство, назначение и принцип действия манометров. Устройство и принцип действия всасывающего насоса. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя | §45, 46, упр.22(2,3) | |
43 | Гидравлический пресс. Самостоятельная работа. | Комбинированный | Устройство и принцип действия гидравлического пресса. | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Самостоятельная работа с учебником. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. | §47, упр.23 | |
44 | Действие жидкости газа на погруженное в них тело. | Комбинированный | Понятие выталкивающая сила Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя | §48, упр.19. | |
45 | Архимедова сила. | Комбинированный | Формула архимедовой силы | Слушание объяснений учителя. Вывод и доказательство формул. Просмотр видеоролика. | §49 упр.24(3,4) | |
46 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Формирование практических умений | Погрешность измерений, ц.д., архимедова сила. | Выполнение фронтальной лабораторной работы. | ||
47 | Плавание тел. Решение задач | Комбинированный | Факты: условия плавания тел. | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §50, | |
48 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Формирование практических умений | Формулы веса тела, архимедовой силы | Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин | презентация | |
49 | Плавание судов. | Комбинированный | Применение условий плавания тел. Водный транспорт. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей | §51 презентация | |
50 | Воздухоплавание. | Комбинированный | Подъемная сила. Воздушный шар. | Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Слушание и анализ выступлений своих товарищей | §52 | |
51 | Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила». Решение задач. | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков | Умение применить изученные формулы при решении учебных задач | Систематизация учебного материала. Решение текстовых количественных и качественных задач. | §40-52, | |
52 | Контрольная работа №5 «Атмосферное давление. Архимедова сила» | Уроки контроля знаний, умений и навыков. | Умение применить изученные формулы при решении учебных задач | Работа с раздаточным материалом. |
IV четверть
8 недель, 16 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности уч-ся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
53 | Механическая работа. Единицы работы | Объяснение нового материала | Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа Формула работы Факты: условие совершения работы | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. | §53, упр.28 | |
54 | Мощность. Единицы мощности | Комбинированный | Понятие мощность Формулы мощности Единицы мощности | Слушание объяснений учителя. Просмотр презентации. Вывод и доказательство формул. | §54, упр.29 | |
55 | Решение задач «Мощность и работа» | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков | Определение физических величин: работа, мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность | Решение текстовых количественных и качественных задач. Работа с раздаточным материалом | §53-54 | |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия сил на рычаге. Момент силы. | Комбинированный | Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы Условие равновесия рычага (правило Архимеда) | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. | §55,56,57 | |
57 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | Формирование практических умений | Практическое применение рычага. | Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин | §58,56,57 упр.30 | |
58 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Решение задач | Комбинированный | Условие равновесия рычага. | Слушание объяснений учителя. Вывод и доказательство формул. Решение текстовых количественных и качественных задач | §59 | |
59 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Комбинированный | Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Слушание объяснений учителя. Вывод и доказательство формул. | §60 | |
60 | Коэффициент полезного действия механизма. Лаб. работа № 10 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости» | Формирование практических умений | Понятие КПД, полезная работа, полная работа Формула КПД Факты: физический смысл КПД | Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальных лабораторных работ. Измерение величин. | §61 упр.31 | |
61 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.. Закон сохранения полной механической энергии | Комбинированный | Понятие об энергии. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Переход одного вида энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения. | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений | § 62,63 упр.32 | |
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач. | Комбинированный | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения. | Слушание объяснений учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач | §64, упр.33 | |
63 | Повторение и обобщение темы «Работа, мощность, энергия» | Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения. | Систематизация учебного материала. Работа с раздаточным материалом. | §53-64 | |
64 | Контрольная работа №6 «Работа и мощность. Энергия» | Уроки контроля знаний, умений и навыков. | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения. | Работа с раздаточным материалом | ||
65 | Повторение «Строение веществ, их свойства» «Взаимодействие тел» | Урок обобщения и систематизации | Знать: Базовые понятия (стандарт) | Систематизация учебного материала. | §7-12 | |
66 | Повторение темы «Давление. Закон Паскаля», «Атмосферное давление. Архимедова сила» | Урок обобщения и систематизации | Знать: Базовые понятия (стандарт) | Систематизация учебного материала. | §13-32 | |
67 | Итоговая контрольная работа | Уроки контроля знаний, умений и навыков. | Знать: Базовые понятия (стандарт) | Работа с раздаточным материалом | ||
68 | Анализ контрольной работы | Урок обобщения и систематизации | Систематизация учебного материала. |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержания работы) | Место выполнения работы |
1 | Урок № 12. Контрольная работа № 1 «Механическое движение» | Традиционная | Решение задач на основополагающие вопросы темы «Механическое движение» выражать скорость км/ч в м/с, нахождение средней скорости, пройденного пути, чтение графиков равномерного и равноускоренного движения. | класс |
2 | Урок 21. Контрольная работа № 2 «Масса. Плотность». | Традиционная | Решение расчетных задач темы «Масса. Плотность». Определять по формулам массу тела, плотность, объем. | класс |
3 | Урок 30 Контрольная работа № 3 «Силы» | Традиционная | Решение расчетных задач по теме «Силы», выражать кН, МН в Н; расчет силы тяжести, силы упругости, вес тела; графическое изображение сил. | |
4 | Урок 38. Контрольная работа № 4 «Давление. Закон Паскаля». | Традиционная | Решение задач на основополагающие вопросы темы «Давление. Закон Паскаля». Расчет давления и силы давления; давления на дно и стенки сосуда. | класс |
5 | Урок 52. Контрольная работа № 5 «Атмосферное давление. Архимедова сила» | Традиционная | Решение задач на основополагающие вопросы природа выталкивающей силы, закон Архимеда, условия плавания тел. Решение расчетных задач. | класс |
6 | Урок 64. Контрольная работа № 6 «Работа и мощность. Энергия» | Традиционная | Решение расчетных задач на определение механической работы, мощности и энергии. | класс |
7 | Урок 67. Итоговая контрольная работа | Тест | Понятие физической величины и её измерение, единицы измерения физических величин, погрешность измерения, основы МКТ, равномерное движение, скорость тела, плотность вещества, сила. Давление твердых тел, жидкостей и газов, Закон Паскаля, Закон Архимеда, работа и мощность. | класс |
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержания работы) | Место выполнения работы |
1 | Урок № 3. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | практикум | Определение цены деления измерительного цилиндра, научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости | класс |
2 | Урок № 5. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». | практикум | Научиться выполнять измерений способом рядов | класс |
3 | Урок № 15. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | практикум | Научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела. | класс |
4 | Урок № 16. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | практикум | Научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра | класс |
5 | Урок № 18. Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела». | практикум | Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра | класс |
6 | Урок № 26. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | практикум | Градуирование пружины и измерение сил динамометром | класс |
7 | Урок 46. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | практикум | Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу. | класс |
8 | Урок 48. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | практикум | Выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет. | класс |
9 | Урок 57. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | практикум | Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило момента | класс |
10 | Урок 60 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости» | практикум | Убедиться на опыте в том, что полезная работа выполняемая с помощью простого механизма, меньше полной. | класс |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособвия | Методические пособия |
Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Москва, Дрофа, 2003 | Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. Москва, Просвещение | С.Е.Полянский. Поурочные разработки по Физике. 7 класс. М: «ВАКО», 2004 |
Мартынова Н.К., Бовин И.Т., Коротаев Е.А. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс: Москва,Просвещение | Л.А. Кирик. Физика -7. Методические материалы. М.: Илекса,2004. | |
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил. | ||
А.В. Чеботарева Тесты по физике. 7класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7» А.В. Чеботарева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. | ||
Н.И.Павленко К.П.Павленко. Тестовые задания по физике. 7 класс. – М: Школьная пресса, 2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ - 5-9 классы-на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа представляет собой методический материал для учителей ОБЖ и составлена для 5-9 классов, то есть для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной школе....
Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014
Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014...
Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014
Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014...
Рабочая программа 6 класс математика 2013-2014
Рабочая программа 6 класс математика 2013-2014...