Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"
рабочая программа на тему
Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 часов, 6 часов в неделю. Изучается разделы "Основы туризма", "Краеведение", Ориентирование" , "Первая доврачебная помощ". "Спортивные соревнования и слеты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_po_turizmu.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики
Принято Утверждено
На заседании ТО Директор МБОУ «ЦО №2»
Протокол №___ от г.Чебоксары
«____» _____2016 г. ___________ А.А. Буданцова
«___» _____ 2016 г. Приказ № ____
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа
« Основы туризма и выживания »
на 2016/2017 учебный год
5-11 классы
Срок реализации: 72 часа
Степанов Алексей Иванович, педагог дополнительного образования
г. Чебоксары 2016
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы туризма и выживания
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО :
050148 Педагогика дополнительного образования детей
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
- применять на практике технику вязания узлов;
- организовать питание в походных условиях;
- разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
- правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
- правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
- принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
- способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
- виды туристских узлов и способы их применения;
- "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам туризма и выживания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050148 Педагогика дополнительного образования и Программы: Основа детско-юношеского туризма.- издание 2., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2008
Цели изучения курса «Основы туризма и выживания» в системе основного общего образования:
Основной целью изучения учебного курса является создать благоприятные условия для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина своей родины с активной жизненной позицией, готового к всевозможным жизненным ситуациям и служению обществу.
Реализация программы способствует патриотическому воспитанию детей, является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, помогает подросткам найти свое дело в жизни (профессиональная ориентация), способствует приобретению навыка общения с людьми. На туристических маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.
Задачи:
- формировать у школьников систему представлений о туризме, об экстремальных ситуациях и способах выхода из них, о профессиях, связанных с деятельностью на природе;
- формировать представление о природном и культурном наследии своей малой родины;
- воспитывать у школьников чувство патриотизма, экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- развивать эмоционально-волевую сферу (способности к самообучению и самоанализу, способности предвидеть результаты и последствия своей деятельности, чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки);
- развивать коммуникативные качества воспитанников.
Предмет обеспечивает формирование представлений о физической культуре туриста, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы здорового образа жизни и коммуникативных знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
основы туризма и выживания как учебный курс способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть: необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами физического воспитания и выживания в экстремальных ситуациях с использованием распространенных снаряжений, техникой применения, способами управления отдельными видами распространенной в жизни приемами, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности. Научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного курса Основы туризма и выживания»
Обучение школьников курса основы туризма и выживания строится на основе освоения конкретных технических приемов и тактики туриста, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по основам туризма и выживания изучается в рамках одного из трех направлений: «Инструктор по туризму», «Основы туризмаи выживания» и «Основы спортивного туризма». Учащиеся изучают содержание направлений «Основы туризма и выживания».
Независимо от вида изучаемых направлений содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: азбука туризма, ориентирование и топография, основы медицинских знаний, организация питания в походе, туристское снаряжение, гидрометеорология, экологическая подготовка туриста, краеведческая подготовка туриста, туристские узлы, безопасность туризма, туристские соревнования, туристские биваки.
В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:
- с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- с механизацией труда ; культурой повседневной жизни;
- с информационными технологиями в процессе поиска информации; перспективными технологиями;
- с функциональными и стоимостными характеристиками снаряжений и предметов труда; экономией сырья, энергии, труда;
- с производительностью труда; реализацией своих возможностей;
- с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
- с экологическими требованиями к туристу (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
- с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных личных и групповых средств снаряжений (приборов, аппаратов, снаряжения, палаток, инструментов);
овладеют:
- навыками созидательной, коммуникативных качеств, творческой деятельности;
- навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров топографии и продукта труда, выбора, места для бивуака, лагеря, проектирования объекта исследования с использованием компьютера;
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
- умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места;
- умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на туристические слеты и соревнования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками итогового занятия в виде зачета. экзамена или творческих исследовательских проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану изучается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того исследования, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
_ Основным дидактическим средством обучения курса в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение исследовательских проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных разделов.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема зачета, проекта, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе тем. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения курса «Основы туризма и выживания» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с биологией при характеристике природных ресурсов; с физикой при изучении так5тики спортивного туризма, устройства и принципов работы механизмов, приборов; с историей и искусством при освоении краеведения, биологией при изучении первой доврачебной помощи.
Место курса «Основы спортивного туризма» в учебном плане
Курс «Основы туризма и выживания» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 140 учебных часов для обязательного изучения курса «Основы туризма и выживания»., из расчета 4 ч два раза в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса «Основы туризма и выживания»
В результате обучения учащиеся овладеют:
спортивными и физическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию туристического снаряжения, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам спортивной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных снаряжений и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к спорту и результатам труда.
В результате изучения основы туризма и выживания ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
- с основными туристическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами снаряжений;
- с назначением и устройством применяемых снаряжений, приспособлений, механизмов и оборудования;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технических приемов, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- с профессиями и специальностями, связанными с туризмом, требований туристической подготовки, преодолевать естественные и искусственные препятствия;
выполнять по установленным правилам и регламентом по спортивному туризму следующие результаты:
рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять спортивные карты местности и топографии;
- составлять последовательность работы по картам, схемам для разработки маршрутов
- выбирать снаряжение, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять по заданным критериям технику преодоления препятствий с использованием снаряжения, приспособлений,
- соблюдать безопасные приемы выполнения приемов тактики прохождения этапов по маршрутам;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества топографии и ориентирования;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого исследовательского проекта или получения результата с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов и приборов;
- выполнения безопасных приемов техники преодоления препятствий в естественной среде природы и правил безопасности, санитарии и гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы туризма и выживания».
Обучение курса «Основы туризма и выживания» является второй ступенью пропедевтического спортивного образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Общие результаты дополнительного образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение курса «Основы туризма и выживания» призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли спорта и здоровья в нем;
- умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение курса «Основы туризма и выживания» в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения курса «Основы туризма и выживания» в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметныыи результатами обучения курса «основы туризма и выживания» в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения курса «Основы туризма и выживания» в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
* о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
* о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
* об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
* о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
* о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания тактики спортивного туризма и принципов действия работы со снаряжением и других технических средств, используемых в повседневной жизни:
* применение видов туристических узлов, при возможных опасных ситуациях, связанных с нарушением работы в опасных зонах и правил их эксплуатации;
* умение ориентироваться на местности с помощью компаса и иных форм ориентирования;
* знание краеведения и основы гигиены туриста;
- умения оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь
Особенности содержания примерной программы
Понятийная база и содержание курса «Основы туризма и выживания» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят принцип разделения на темы ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Принцип разделения на темы позволяет:
- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области туристической подготовки в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики основы туризма и выживания;
- структурировать содержание рабочей программы при изучении курса в 5 — 11 классах.
1. Основы туристической подготовки. 64 часа
1.1. Туристические путешествия, история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристическому многоборью. Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения. Основные положения и этапы конкурса туристической полосы «Вперед, юнармейцы!» военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок».
Средства и методы обучения: лекция с демонстрацией иллюстративного материала, видеороликов, конспектирование в тетрадях.
1.2. Воспитательная роль туризма
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые условия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.
Средства и методы обучения: лекция с демонстрацией слайдовой презентации, иллюстративного материала, конспектирование в тетрадях.
1.3. Личное и групповое туристическое снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно – трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их значение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и значение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и т.д. Особенности снаряжения для зимнего похода.
Практические занятия: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Средства и методы обучения: Рассказ, опрос, слайдовая презентация, рюкзак и предметы для него. Виды туристического снаряжения, репшнур, виды карабинов, канаты, палатка, ремонтная аптечка.
1.4. Организация туристического быта.
Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участков и т.д.). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работ по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определения мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.
Практическое занятие: Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
Средства и методы обучения: рассказ с элементами беседы, опрос, конспектирование в тетрадях, иллюстративный материал, палатка, инструменты.
1.5.Подготовка к походу, путешествию
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения.
Практическое занятие: Составление плана подготовки 1-3-х дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-х дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.
Средства и методы обучения: беседа, опрос, рассказ. Туристические амуниции и принадлежности.
1.6. Питание в туристическом походе.
Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организации питания в двух - трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Как добыть воду и пищу, если затерялся в лесу. Съедобные растения и грибы родного края.
Практическое занятие: Составление меню и списка продуктов для 1 – 3- дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. Определение съедобных и ядовитых растений и грибов родного края, сбор гербарного материала.
Средства и методы обучения: рассказ, беседа, опрос, тетрадь. Продукты для туриста и упаковки, посуда для приготовления пищи на костре.
1.7. Туристические должности в группе
Должности постоянные и временные. Командир группы. Требование к командиру группы (туристический опыт, инициативность, ровное отношение с членами группы, авторитет). Его инициативности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, подержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (зав пит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар. Дежурные (доулеры) по постоянным должностям, дежурный командир, дежурный штурман и т. д.
Практическое занятие: Выполнение обязанности по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов.
Средства и методы обучения: рассказ, беседа, опрос, тетради, набор слайдов, деловая игра.
1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий
Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия: Отработка движения колонной. Соблюдения режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, поход
1.9. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Использование простейших узлов и техники их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практическое занятие: Отработка техники преодоления естественных препятствий, склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
Средства и методы обучения: рассказ, тестирование, опрос, зачет
1.10. Подведение итогов похода
Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.
Отработка собранных материалов. Составление отчетов о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат. Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам.
Практические занятия: Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, туристические снаряжения и экипировки, собранный в походе материал.
1.11. Туристические слеты и соревнования
Задачи туристических слетов и соревнований. Организация слетов, судейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимое для проведения соревнования и оформление мест проведения. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, понятия о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников, меры безопасности при проведении туристических слетов и соревнований.
Практические занятия: Участие в туристических соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района.
Средства и методы обучения: беседа с показом видеороликов, контроль, туристические снаряжения.
2. Топография и ориентирование 32 часа
2.1. Понятие о топографической и спортивной карте.
Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определе6ие координат точки на карте. Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практическое занятие: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.
Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, опрос, тетрадь, топографическая и спортивная карты, инструменты.
2.2. Условные знаки
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топографических знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высоты, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Практическое занятие: Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
Средства и методы обучения: рассказ с элементами беседы, демонстрация, игры, условные знаки, инструменты.
2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту.
Основные направления на стороны горизонта С, В, Ю, З; дополнительные и вспомогательные направления по стонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута, его значение от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия: Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников
Средства и методы обучения: рассказ, показ видеоролика, карта, тетрадь, транспортир.
2.4. Компас, работа с компасом
Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование по карте, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.
Практическая работа: Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).
Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией, опрос, компас.
2.5. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по мере движения.
Практические занятия: Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, опрос, компас, линейка, транспортир.
2.6. Способы ориентирования
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организации разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.
Практическое занятие: Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отыскиванию на карте сходных ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.
Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией, опрос, тетрадь, карта, компас.
2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентирования
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос. Тетрадь, карта, видеоролик.
3.Краеведение 24 часа
3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклады в его развитие. История своего города.
Практическое занятие: Знакомство с картой своего родного края (Чувашской Республики). «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.
Средства и методы обучения: рассказ с показом видеороликов, беседа, опрос, тетрадь, карта
3.2. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах, военкоматах, общественных организациях.
Практическое занятие: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь
3.3. Изучение района путешествия
Сбор краеведческого материала о районе похода, изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.д. Подготовка докладов о районе похода по историческим данным, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п.
Практическая работа: Подготовка докладов по району предстоящего похода.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, доклады.
3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
Краеведческая работа – одна из видов общественно полезной деятельности. Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Работа в музеях, архивах, библиотеках. Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры. Работа среди местного населения, оказание помощи одиноким и престарелым, организация концертов и встреч. Практическое задание: Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, доклады, приборы для исследовательской работы.
4. Основа гигиены и первая доврачебная помощь 16 часов
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Понятие гигиены, гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность и закаливание, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризма. Гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Лекарственные растения родного края.
Практическое занятие: Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Сбор гербарного материала «Лекарственные растения родного края».
Средства и методы обучения: лекция с элементами беседы, показ слайдов, тетрадь.
4.2. Походная медицинская аптечка
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различие в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показание и противопоказание к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практическое занятие: Формирование походной медицинской аптечки.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, аптечка.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практическое занятие: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь.
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках- плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь, доклады, инструменты.
5. Заключительное занятие 8 часов
5.1 Итоговое занятие. Зачет.
Контрольное тестирование. Сдача зачета.
5.2. Повторение изученного материала.
Повторение пройденных тем по темам. Контрольное вязание узлов на время. Ориентирование по азимуту и по легенде. Прохождение туристической трассы на время с сопровождением.
Учебно-тематический план
по образовательной программе объединения по интересам
«Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях»
Темы раздела программы | Основное содержание материала темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||
1. Основы туристической подготовки (64 часа) 1.1. Туристические путешествия, история развития туризма 2 часа | Ведение в мир туризма. Формы туристических путешествий. Классы маршрутов, дистанций. Исторические данные развития туризма в Чувашии. | Распознавать виды и формы туризма. Формирование новых знаний о мире туризма. Изучаение данных о развитии туризма родного края. Воспитание духовного и нравственного значения в туризме | ||
1.2. Воспитательная роль туризма 2 часа | Роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые условия и их значение в походах и тренировках. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива | Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. | ||
1.3. Личное и групповое туристическое снаряжение 8 час. | Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно – трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их значение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и значение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и т.д. Особенности снаряжения для зимнего похода. | Изучение понятий о личном и групповом снаряжении. Создание базы данных о роли походных условий, слетов , соревнований. Ознакомление со снаряжением для походов, соревнований. Воспитание качеств. Необходимых для работы в походных условиях. | ||
1.4. Организация туристического быта. Правила и ночлеги 4 часа | Привалы и ночлеги. Основные требования к месту привала и бивака. Организация работ по развертыванию и свертыванию лагеря: Установка палаток. Размещение вещей в них. Правила поведения в палатке. Типы костров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. | Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Организация ночлегов в помещении. Правила купания. | ||
1.5. Подготовка к походу, путешествию 4 часа. | Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения. | Изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Ознакомление с маршрутами походов. Составление плана-графика движения в 1-3-х дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения. | ||
1.6. Питание в туристическом походе 4 часа | Питание в походах. Организации питания в двух - трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Как добыть воду и пищу, если затерялся в лесу. Съедобные растения и грибы родного края. | Значение правильного питания в походе. Составление меню и списка продуктов для 1 – 3- дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. Определение съедобных и ядовитых растений и грибов родного края, сбор гербарного материала. | ||
1.7. Туристические должности в группе 4 часа | Должности постоянные и временные. Командир группы. Его инициативности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, подержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (зав пит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар. Дежурные (доулеры) по постоянным должностям, дежурный командир, дежурный штурман и т. д. | Требование к командиру группы (туристический опыт, инициативность, ровное отношение с членами группы, авторитет). Выполнение обязанности по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов. | ||
1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий 12 часов | Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам. | Отработка движения колонной. Соблюдения режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности. | ||
1.9. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий 4 часа | Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. | Использование простейших узлов и техники их вязания Отработка техники преодоления естественных препятствий, склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.. | ||
1.10. Подведение итогов туристического похода 4 часа | Отработка собранных материалов. Составление отчетов о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Составление отчета для организации, давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат. Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам. | Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов. | ||
1.11. Туристические слеты и соревнования 16 час. | Организация слетов, судейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, понятия о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников, меры безопасности при проведении туристических слетов и соревнований. | Знакомство с задачами туристических слетов и соревнований. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимое для проведения соревнования и оформление мест проведения. Участие в туристических соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района. | ||
2. Топография и ориентирование 32 часа 2.1. Понятие о топографической и спортивной карте 4 часа | Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях. | Значение топографических Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Определение координат точки на карте. Копирование на кальку участка топографической карты, карт для туристов. | ||
2.2. Условные знаки 4 часа. | Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высоты, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. | Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топографических знаков по группам. Сочетание знаков. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования. | ||
2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту 8 час. | Сбор краеведческого материала о районе похода, Подготовка докладов о районе похода по историческим данным, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п. | Изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.д. Подготовка докладов по району предстоящего похода. | ||
2.4. Компас. Работа с компасом 4 час. | Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование по карте, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным. | Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.). | ||
2.5. Измерение расстояния 4 час | Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по мере движения. | Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. | ||
2.6. Способы ориентирования 4 часа. | Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организации разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения. | Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отыскиванию на карте сходных ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини- маршрута, движение по легенде. Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков. | ||
2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки 4 час. | Суточные движения солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время. | Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимутов в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стоянки на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения. | ||
3.Краеведение 24 часа 3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки 8 часов | Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклады в его развитие. История своего города. | Знакомство с картой своего родного края (Чувашской Республики). «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин. | ||
3.2. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи 6 часов | Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах, военкоматах, общественных организациях. | Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. | ||
3.3.Изучение района путешествий 4 часа. | Сбор краеведческого материала о районе похода, изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.д. Подготовка докладов о районе похода по историческим данным, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п. | Знакомство с и сбор материала по походам. Маршрутам, известных земляков. Подготовка докладов по району предстоящего похода. Воспитание уважения и патриотических чувств к малой родине. | ||
3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры 6 часов | Краеведческая работа – одна из видов общественно полезной деятельности. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Работа в музеях, архивах, библиотеках. Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры. Работа среди местного населения, оказание помощи одиноким и престарелым, организация концертов и встреч. | Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы. | ||
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 16 часов 4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний, лекарственные и ядовитые растения Чувашии 6 часов. | Понятие гигиены, гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Роль закаливания в занятиях туризма. Гигиенические основы закаливания. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Лекарственные растения родного края. | Сущность и закаливание, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Сбор гербарного материала «Лекарственные растения родного края». | ||
4.2. Походная медицинская аптечка 2 часа | Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Различие в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показание и противопоказание к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний. | Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Формирование походной медицинской аптечки. | ||
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 4 часа. | Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. | Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). | ||
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего 4 часа | Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках- плетенках из веревок, на шесте. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. | Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. | ||
5. Заключительное занятие 8 часов | ||||
5.1. Итоговое занятие. Зачет 6 час. | Контрольное тестирование. Сдача зачета. | Создание ситуации успеха.Подготовка и сдача зачета, презентаций. | ||
5.2. Повторение пройденного материала 2 часа | Повторение пройденных тем по темам. Контрольное вязание узлов на время. Ориентирование по азимуту и по легенде. Прохождение туристической трассы на время с сопровождением. | Создание импульса для изучения и применения на практике изученного. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества | ||
Итого: 140 часов. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
нформационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды (диапозитивы) по тематике курса мультимедийный проектор; технические средства обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебно-методический комплекс дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| самостоятельная работа |
| зачет |
| самостоятельная работа |
| зачет |
| самостоятельная работа |
| тестирование |
Знания:
| самостоятельная работа |
| доклад |
| опрос |
| самостоятельная работа |
| тестирование |
| самостоятельная работа |
| контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....
План урока "Выживание в экстремальных ситуациях"
Урок - проект...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями...
«ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ: правила выживания в экстремальных условиях»
Интегрированный урок по ОБЖ и литературе: закрепление знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы, на примере произведения ...
Элективный курс по ОБЖ "Выживание человека в экстремальной ситуации"
Учебная программа элективного курса по ОБЖ, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях. Ак...
Формирование и развитие у учащихся практических навыков и умений выживания в экстремальных ситуациях
Из опыта работы...
Внеклассное мероприятие "Выживание в экстремальных ситуациях"
Для классных часов и занятий по ОБЖ....