Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
элективный курс по географии (9 класс) по теме
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv1.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования КЧР
МОУ «Гимназия №13» г. Черкесска.
Программа элективного курса по географии
9 класс
«Выживание в экстремальных ситуациях»
(количество часов- 35ч.)
Автор: Лукьянова Александра Александровна
Учитель географии МОУ «Гимназия №13»
г. Черкесска.
2009г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 35часов.
Данный курс актуален, так как обеспечение безопасности жизнедеятельности человека- это довольно обширная область знания, которая изучает различные аспекты безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, а также при автономном существовании человека в экстремальных природно-климатических условиях. По данным ООН за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных явлений и катастроф погибло более 3 млн. человек. Стихия вынуждает человечество учиться выживанию.
Именно география позволяет учащимся получать систематизированное представление об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций. Оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, а в интеграции с ОБЖ и медициной выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, рисунками, схемами и д.р. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров, презентаций, проектов и т.д.
Основные цели курса: воспитать у гражданина потребность предвидеть возможные жизненные ситуации; выработать навык правильного анализа и поведения в экстремальной ситуации; научить правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути; развивать познавательную, творческую активность; наблюдательность, интерес к окружающему миру.
В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
№ | Содержание, основные темы программы | Количество часов и методы обучения | Образовательный продукт | |||
лекции | семинар | практикум | итого | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | Беседа. | ||
2 | Экстремальные ситуации в природе, их разновидности. | 1 | 1 | 1 | 3 | Участие в семинаре. |
3 | Человек в условиях автономного существования. | 3 | 3 | 2 | 8 | Выполнение практического задания. |
4 | Аварийный запас. | 1 | 1 | 2 | Участие в семинаре. | |
5 | Питание в условиях автономного существования. | 1 | 1 | 2 | Сост. проекта. | |
6 | Медицинская помощь в условиях автономного существования. | 2 | 1 | 3 | Практикум. | |
7 | Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф на территории России. | 1 | 3 | 4 | Сост. проекта. | |
8 | Опасные стихийные явления на территории КЧР. | 1 | 1 | Участие в семинаре. | ||
9 | Автономное существование в горах. | 2 | 2 | 1 | 5 | Сост. и защита проекта. |
10 | Основные правила выживания при автономном существовании в пустыне. | 1 | 1 | 2 | Сост. и защита проекта. | |
11 | Автономное плавание на спасатель- ных плавсред- ствах. | 1 | 1 | Отчет о проделанной. | ||
12 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека при техногенных чрезвычайных ситуациях. | 1 | 1 | 2 | Отчет о проделанной работе. | |
13 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Защита проектов и презент. | ||
Итого: | 14 | 15 | 6 | 35 |
Содержание программы.
Введение (1час).
Тема 1. Экстремальные ситуации в природе, их разновидности(3часа).
Деятельность человека в природной среде.
Профессии, связанные с деятельностью в природе (геологоразведка, изыскательство, лесное хозяйство и т. д.) и вынужденной сменой климатогеографических условий.
1) Акклиматизация и реаклиматизация (переход «холод- тепло», «тепло- холод»).
2) Часовые пояса.
Практическое занятие.
Определение времени по часовым поясам на территории России.
Тема 2. Человек в условиях автономного существования(8часов).
Факторы выживания. Стрессоры выживания. Заповеди выживания.
Где я нахожусь? Определение координат. Ориентирование на местности, по небесным светилам. Определение местного времени по небесным светилам. Определение расстояния.
Практикум.
1) Ориентирование по местным признакам, компасу.
2) Определение азимута.
Тема 3. Аварийный запас.(2часа)
Средства связи. Средства сигнализации. Подручные средства.
Практикум.
Выполнение сигналов бедствия по Международной кодовой таблице сигналов.
Тема 4. Питание в условиях автономного существования(2 часа).
Аварийный запас пищи.
Охота. Рыбная ловля. Дикорастущие съедобные растения.
Приготовление пищи. Водообеспечение. Аварийная аптечка.
Тема 5. Медицинская помощь в условиях автономного существования(3часа).
Кровотечение. Раны. Вывихи. Переломы. Ожоги. Шок. Обморок.
Остановка дыхания. Поражение молнией.
Отравление окисью углерода. Тепловые поражения.
Тема 6. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф на территории России(4часа).
Причины и классификация природных катастроф и бедствий.
Причины и последствия землетрясений, извержение вулканов, обвалов, оползней, селей, порядок действия и поведения.
Неблагоприятные и опасные климатические явления (ураганы, бури, смерчи, снеговые лавины, снежные бури)- порядок действия.
Опасные явления на воде (наводнения, тайфуны, цунами)- порядок действия.
Тема 7. Опасные стихийные явления на территории КЧР(1час)
Паводки, землетрясения, суховеи, оползни, сход снежных лавин на территории КЧР.
Тема 8. Автономное существование в горах(5часов).
Краткая физико- географическая характеристика горной зоны.
Автономное существование в горах.
Энерготраты и питание. Водообеспечение в горах.
Профилактика заболеваний и оказание первой медицинской помощи.
Основные правила выживания при автономном существовании в горах.
Тема 9. Основные правила выживания при автономном существовании в пустыне(2часа).
Тепловое состояние и водно- солевой обмен при высоких температурах окружающей среды.
Водообеспечение, питание, переход в пустыне.
Тема 10. Атономное плавание на спасательных плавредствах в океане.(1час)
Катастрофы в океане. Сигнализация и связь.
Основные правила выживания в океане. Высадка на берег.
Тема 11. Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека при техногенных чрезвычайных ситуациях(2часа).
Экологическая ситуация в России. Лесные пожары и порядок действия. Экскурсия в пожарную часть.
Тема 12. Итоговое занятие (1час).
Литература для учащихся:
1) Волович В. Г. «Энциклопедия выживания», Москва, «Терра- Книжный клуб», 2001 год.
2) Гостюшин А. В., Шубина С. И. «Азбука выживания», Москва, «Знание»,1995 год.
3) Урсул А. Д. «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации», Москва, Луч, 1993.
4) Универсальная энциклопедия для юношества «Земля», Москва, «Педагогика-Пресс», 2001год.
5) Учебники по географии, ОБЖ.
6) Ресурсы интернета.
7)Электронные и энциклопедические справочники.
Литература для учителя:
1) Альманах «Ветер странствий», «Физкультура и спорт» 1967г.
2) Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Под ред. Шершнева Л. И. Фонд национальной безопасности. М., 1995г.
3) Дубягин Ю. П. Как не пропасть без вести. СПб., «Питер и Пресс»,1996г
4) Краткие справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, антропогенного и природного происхождения. Штаб ГО РСФСР.- Выпуск первый.- М.: 1990; выпуск второй -М.: 1991.
5) Репин Ю.В.., Шабунин Р.А., Середа В. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Алматы, «ДЕМЕУ», 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...