Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях
статья по обж (9 класс)
Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osnovy_podgotovki_k_deystviyam_v_opasnyh_i_2.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях Уметь импровизировать; Постоянно и непрерывно контролировать самого себя; Уметь различать опасности; Уметь распознавать людей; Быть самостоятельным и независимым; Определять и знать свои возможности; Принимать быстрые решения; Быть твердым и решительным.
Компоненты психологической устойчивости личности Психологические Социально –психологические Медицинские Инженерно-психологические
Изменения в поведении Часто смотрит на часы; Делает усилие, что бы чем-то заняться; Часто опаздывает; Утрачивает творческие подходы к решению проблем; Уединяется и избегает людей (родных); Присваивает собственность учреждения; Увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; становится подверженным несчастным случаям
Изменения в чувствах Утрата чувства юмора или юмор «висельника»; Постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; Часто испытывает гнев; Повышенная раздражительность, проявляется на работе и дома; Ощущение как будто к нему придираются; Чувство обескураженности и равнодушия; Бессилие; Снятие стресса а не творческая деятельность.
Изменения в мышлении Преобладают упорные мысли об уходе из профессии; Становится не возможно концентрировать внимание; Преобладает ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; Появляется усиление подозрительности и недоверчивости;
Изменения в здоровье Нарушается сон; Появляются частые, продолжающиеся длительное время незначительные недуги, утомляемость – усталость и истощение на протяжении целого дня; Повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям; Происходит ускорение нарушений психического и соматического здоровья.
Травматический стресс Состояние возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: Угроза своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы. Травматический стресс возникает в случае когда одномоментно присутствуют два компонента: Угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, возможность что-либо сделать, беспомощность. Как правило, экстремальные ситуации приводят к дезадаптации личности.
Психическое состояние и поведение людей Выделяют три основные группы психических реакций у пострадавших: Нормальные адаптивные реакции; Невротические реакции и расстройства (фобии, депрессия, посттравматические расстройства); Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.
Вывод: Состояние и поведение пострадавших в чс таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества; Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших; Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.
Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух-трех суток.
Виды острых стрессовых реакций Плач; Агрессия; Истероидная реакция; Апатия; Страх; Психомоторное возбуждение; Ступор; Нервная дрожь
Опасность (ОСР) Реакции опасные эмоциональным заражением истерика, психомоторное возбуждение, агрессия; Ступор является опасным для здоровья и жизни; Страх может перерасти в паническую реакцию; Апатия частично утрачена способность обеспечивать витальные потребности; Нервная дрожь высока вероятность развития психоматических заболеваний; Плач считается самой адаптивной реакцией.
Внешние проявления ОСР № п/п ОСР Поведенческая сфера Эмоциональная сфера Когнитивная сфера 1 Плач Идет на контакт слезы Мыслительные реакции в норме. 2 Страх Контакт с людьми нарушен. Паника, внутреннее напряжение. Не способен критично оценивать ситуацию. 3 Нервная дрожь Контакт затруднен. Частые судорожные сокращения. Оценивание ситуации затрудненно. 4 Апатия Отстраненность. Сложно установить контакт Равнодушие. Угнетенность. Замедленная реакция. 5 Истерика Игра на публику. Привлечение внимания. Крик , слезы. Мыслительные реакции в норме. 6 Агрессия Вербальная и невербальная агрессия. Контакт затруднен. Кричит, дерётся, угрожает. Сознание затуманено. 7 Ступор На контакт не идет. Неподвижность. Молчание. Отсутствие эмоциональных проявлений. Не соображает ???? 8 Двигательное возбуждение Общение затруднено. хаотичен Оценивание ситуации затруднено.
Оказание помощи при работе с острыми стрессовыми ситуациями В первую очередь помощь оказывается при стероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении ( именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям); Следующая реакция ступор (реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего); Далее страх – (реакция опасна вероятностью перехода в панику); Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности; Нервная дрожь – в случае неоказания первой помощи, есть вероятность возникновения психоматических заболеваний; Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и предметная подготовка выпускников к ЕГЭ
Из опыта работы...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями...
«Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий»
В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной...
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
Сборник адресован педагогам, ведущим профориентационные курсы...
План работы психолого-педагогического сопровождения по подготовке учащихся 9-11 классов к государственной итоговой аттестации и единому государствен
План работы психолого-педагогического сопровождения ...
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....