Урок ОБЖ в 5 классе по теме "Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения."
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему
Тема урока" Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obzh_v_5_klasse.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по ОБЖ в 5 классе
по теме: «Оповещение и эвакуация при пожаре.
Средства тушения пожаров».
Учитель ОБЖ Павлюченко Т.Н.
Цели урока:
-актуализировать знания о важности оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;
-закрепить знания о правилах оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;
-научить правилам эвакуации при пожаре в ОУ и в жилище;
-научит способам борьбы с небольшим загоранием с использованием имеющихся средств.
Задачи урока:
-изучить правила оповещения и эвакуации при пожаре и средства борьбы с огнём;
-развивать умения правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности;
-воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций ПБ.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1.Организационный момент.
Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить их на предстоящую работу.
2.Актуализация знаний учащихся.
Чтение учителем пожарной сводки по Будённовскому району. Просмотр короткометражного фильма (2-3 мин. ) по теме : « Пожары в жилище. Причины и последствия» . Далее идёт обсуждение услышанного и увиденного по вопросам учителя в форме фронтальной беседы: Как вы считаете, ребята, что является самой распространённой причиной пожаров в жилище? Какие нарушения правил пожарной безопасности допускают недисциплинированные люди? Зачем нужно изучать возможные причины пожаров?
3.Объяснение нового материала.
Вводное слово учителя.
Во время пожаров в помещении дискотек ,кинотеатров , магазинов ежегодно погибают тысячи молодых и сильных людей, которые могли бы спастись. Но они не знали правил и приёмов эвакуации при пожаре .В сухом помещении пожар развивается иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. Например , автомобиль сгорает за 40 секунд. Поэтому созданы специальные устройства для обнаружения дыма и огня. Как вы считаете, ребята ,изучению чего мы сегодня посвятим наш урок? Над какой темой будем сегодня работать?
Тема сегодняшнего урока : «Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров».(слайд № 1).
Понятие о сигналах оповещения о пожаре.
-По каким признакам мы можем понять, что начался пожар? (дым, гарь, горячая стена, дверь). А если здание большое и в нём трудно обнаружить сразу всем признаки пожара, что нам поможет? (сигналы оповещения при пожаре ( слайд № 2) .Сигналы оповещения об опасности могут быть:
-звуковые (слайд № 3 );
-световые (слайд № 4 );
-речевые (слайд № 5 );
-смешанные (слайд № 6 ).
К звуковым сигналам опасности можно отнести звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства; к речевым- микрофоны, громкоговорители ,магнитофоны , усилители; к световым- табло, указатели, знаки.
Понятие эвакуации.
-Что же нужно делать при поступлении этих сигналов?
Услышав или увидев сигнал опасности , осмотрись и выбери наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть здание. Каждый учащийся и взрослый человек должны хорошо знать и понимать правила и способы эвакуации из многоэтажных зданий , театров, клубов, музеев, магазинов, рынков . А что нам сможет помочь, если здание не знакомое или человеку трудно сориентироваться в опасной ситуации? (План эвакуации). В каждом общественном здании, учреждении , на каждом этаже есть план эвакуации. (слайд № 7, 8, 9 ). Свой план эвакуации есть и твоей школе. Дети знакомятся с планом эвакуации, условными обозначениями, учатся его читать.
Правила эвакуации при пожаре.
-Что нужно делать, если в здании, где ты находишься, нет автоматических систем оповещения об опасности? ( Стучи в двери, по трубам, кричи: «Пожар!», побыстрее эвакуируйся). На случай эвакуации есть проверенные правила- рекомендации. Запомните их! ( стр. 41-43 учебника).
Средства тушения пожаров.
-Если очаг возгорания небольшой, то чем можно воспользоваться? Какие существуют средства тушения пожаров?
Средства тушения пожаров можно разделить на 2 вида: специальные и подручные. ( слайд №11 ). К специальным средствам относятся : огнетушители , пожарные краны. Огнетушители могут быть порошковыми, углекислотными, химическими пенными ( слайд № 12) . На корпусе каждого огнетушителя написана и нарисована инструкция по применению. Не пожалейте времени и прочитайте инструкцию, т . к. во время пожара изучать инструкцию будет некогда. Огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством тушения пожаров. Применяя огнетушители, помните, что они работают недолго ( около 1 мин.) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением. Учитель демонстрирует огнетушитель и рассказывает о правилах его эксплуатации.
В крупных зданиях существуют внутренние пожарные краны.( слайд № 13 ). В случае необходимости откройте или разбейте дверцу шкафчика , на котором написано «ПК» ,раскатайте шланг, присоедините его крану и направьте ствол в сторону огня. Затем с помощью палки или другого человека поверните вентиль до отказа . После подачи воды направить струю вместо горения.
А если нет под рукой специальных средств , как быть тогда? Используются подручные средства пожаротушения: песок, земля и др. средства, которые уменьшат доступ кислорода к огню. Эти средства можно найти и на специально оборудованных пожарных щитах ( слайд № 14 ). Где у вас в школе находится пожарный щит?
Все описанные действия можно начать только после вызова пожарной охраны и защиты от дыма и огня.
Практическая работа:
Учащимся предлагается под руководством учителя потушить небольшие очаги возгорания различными подручными средствами (песок, мокрое полотенце, стиральный порошок).
4.Первичная проверка и закрепление знаний.
Игра
Класс делится на 3 группы. Участники групп по очереди вытягивают задания и после обсуждения дают ответ на вопросы. Вопросы:
-Как перемещаться по задымленному помещению?
-Что нужно сделать с органами дыхания во время пожара?
-Что рекомендуют надеть на себя при пожаре?
Что нужно сделать, выходя из горящей комнаты?
-Чем нельзя пользоваться во время пожара?
-Что следует сделать, если квартиру покинуть невозможно?
-Какие специальные средства тушения пожаров вы знаете?
-Какие виды огнетушителей вы знаете?
-Что поможет вам быстрее найти выход из здания?
-Когда вы покинете горящее здание?
-Чего нельзя тушить водой и пенным огнетушителем?
-Какие подручные средства помогут перекрыть доступ кислорода к огню?
Подводятся итоги игры, выявляются победители.
Чтение учителем ситуационной задачи на стр. 44 учебника . Перед чтением учитель ставит перед детьми ключевые вопросы: Какова причина пожара? Какие подручные средства тушения огня использовали люди? Обсуждение ведётся по вопросам учителя (2-3).
5.Подведение итогов урока.
Что нового сегодня узнали на уроке? Чему учились?
6.Домашнее задание.
Стр. 40-45.Нарисовать условный план эвакуации своего дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения
Основным метод проведения этого урока - рассказ. Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения» 5 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....