Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Путешествие в прошлое русского народа»
план-конспект

 Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Путешествие в прошлое русского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_russkogo_naroda.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 72»

Конспект занятия

по познавательному развитию

для детей 6-7 лет

«Путешествие в прошлое русского народа»

Подготовила:

Ратиева.А.А

г. Оренбург 2024г.

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

игровая;

коммуникативная;

продуктивная;

музыкально-художественная;

двигательная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Тема: «Путешествие в прошлое русского народа»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Практический (выполнение заданий);

Наглядный (предметы быта русской избы);

Словесный (объяснение, вопросы, индивидуальные ответы детей, словесная мотивация решения проблемной ситуации, оценка деятельности детей);

Проблемно-поисковый (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий);

Игровой (игровая мотивация: использование сюрпризного момента (появление воспитателя в русском народном костюме), двигательные паузы, игры);

Эмоциональной заинтересованности (образовательная деятельность построена в форме путешествия).

3.

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно – эстетическое развитие

4.

Возрастная группа

Дети 6 – 7  лет

5.

Цель:

Актуализация знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста, через построение образовательной деятельности в форме путешествия,  в ходе которой дети являются активными участниками различных видов детской деятельности.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные: - приобщать детей к истокам народных традиций;

- расширить кругозор детей о культуре, традициях и обычаях русского народа на материале народного искусства.

6.2

Развивающие: - развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение песни во время игры;

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в разнообразные виды деятельности;

- развивать у детей навыки взаимодействия и сотрудничества.

6.3

Воспитательные: - воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к фольклору.

7.

Планируемые результаты: - расширяется кругозор детей о культуре, традициях и обычаях русского народа;

- развивается творческое воображение и фантазия детей;

- проявляется инициативность навыка взаимодействия и сотрудничества у детей;

- развиваются творческие способности

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

- музыкальный центр;

- ноутбук;

- русская изба с предметами быта русского народа;

- раздаточный материал для каждого задания.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии, в режимные моменты

-чтение русских народных сказок и произведений малого фольклорного жанра;

 знакомство с элементами орнамента русского народного костюма;

игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;

-организация подвижных русских народных игр;

- слушание русских народных песен и сказок в аудиозаписях.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь поскорей.

Воспитатель Ребята, скажите в какой стране мы с вами живем?

Воспитатель: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?

Ответы детей: Городами, национальностями, музеями, памятными местами, традициями, промыслами и т. д.

Воспитатель: Все верно ребята, наша страна в прошлом была знаменита своими промыслами.

Воспитатель: Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в далеком прошлом, где еще жили наши предки?

(Ребенок показывает на глобусе указкой)

1.2

Мотивационная деятельность

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. Ну что, готовы к путешествию?

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое путешествие?

Воспитатель: А как называют людей, которые путешествуют?

Воспитатель: Молодцы, правильно! Значит, мы с вами тоже будем сегодня путешественниками.

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На воздушном шаре, на автобусе, на машине, в поезде, на самолете, на автобусе, на пароходе, на корабле…

Воспитатель: Как можно назвать одним словом, то, что вы перечислили?

Воспитатель: Правильно, это все транспорт. Какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Водный, наземный, воздушный…..

(Ответы детей.)

1.3

Целеполагание

Воспитатель: Как вы думаете, на каком волшебном транспорте мы с вами будем путешествовать?

Дети: На машине времени.

Воспитатель: Почему вы думаете, что мы должны отправиться в путешествие на машине времени?

(Воспитатель прикрепляет эмблемы путешественников детям).

(Ответы детей).

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

Добывание (сообщение и принятие) новых знаний

Воспитатель: Ребята, волшебная машина времени нас ждет! Ну что отправляемся в путешествие? Прошу вас занять свои места.

Приготовится к отправлению!

Воспитатель: Закрываем мы глаза, начинаем чудеса,

наша машина нас несет, в далекое прошлое нас принесет.

Воспитатель: Посмотрите, нас встречают наши предки. Они приглашают вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили-то по православному, а житьё то было все привольное да раздольное. Проходите, устраивайтесь поудобнее

Воспитатель: Догадались, куда вы попали?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Тут печка, семейный стол и т.д.

Воспитатель: Гости на дворе – хозяевам радость. Посидим рядком, поговорим ладком. В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?

Воспитатель: Да, о печи – помощнице. А чем же она помогала людям?

Дети: Дом греет, еду готовили на печи, хлеб пекли.

Воспитатель: Верно, а ещё за что ей почёт?

Воспитатель: Молодцы, красавицы и удальцы! Без печи – изба не изба.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить задание «Ребусы», у вас на столах лежат листочки, вы должны выполнить задание и понять, что же слова скрываются здесь, приступайте!

Воспитатель: Какие слова получились? Кто сможет объяснить значение этих слов?

Воспитатель: Ох и уморились мы, предлагаю косточки наши размять и в игру народную поиграть!

Физкультминутка: хороводная игра «Ищи!» 

Воспитатель: Ну что, продолжим наше путешествие. В давние времена собирались девушки и парни в большой избе, песни попеть да поиграть, а вы знаете ребята, как назывались такие вечера?

Воспитатель: Правильно посиделки, сейчас у нас такие веселья по-другому называются. Кто мне может сказать, как сейчас называются по-другому посиделки?

Воспитатель: Поиграем в игру, «Что стало - что было» Перед вами листочки с картинками, сейчас вы должны провести стрелочками от того предмета что стало, к тому, что было. Приступайте.

Воспитатель: Час потехам подошел к концу, наступило время делу. Давайте мы с вами немного потрудимся, рассаживайтесь за столы. Здесь у нас мастерская народных умельцев, но на столах у нас только синяя краска и белая тарелочка. Скажите, ребята, в какой росписи всего 2 цвета: белый и синий? Какие вы еще виды росписи знаете?

Воспитатель: Верно ребята, в Гжельской росписи мастера используют всего два цвета: белый и синий. У вас на столах ребята, лист с картинками.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь разных картинок с элементами разных росписей. Найдите среди них Гжельскую роспись.

Воспитатель: а теперь ребята, вам надо раскрасить тарелочку красивыми гжельскими узорами. Постарайтесь, чтобы ваши тарелочки были красивые и аккуратные.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у нас получилась. Эти тарелочки пополнят наш музей старины. Молодцы, ребята отлично справились с заданием.

(Все участники путешествия заняли свои места.)

(Звучит музыка)

(Выходят с машины времени) (открывается занавес, появляется «русская изба»)

(дети присаживаются на стульчики).

(Ответы детей).

(Дети выполняют задания, далее вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения).

(Чугунок и ухват).

Дети стоят в кругу парами друг за другом, все – лицом к центру. Стоящие сзади кладут руки на плечи впередистоящим.

(Под музыку дети играют в игру и подпевают).

(Ответы детей).

(Дети выполняют задания, затем вместе с воспитателем проверяют правильно ли выполнили).

(Ответы детей).

(дети находят картинку с элементами Гжельской росписи.)

(дети под музыку раскрашивают тарелки гжельской росписью)

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

Воспитатель: Русская пословица гласит: «Сделал дело - гуляй смело! Ох, ребята, и мы уже засиделись. Пора возвращаться домой в настоящее время! Занимайте места на нашей машине времени, отправляемся домой.

Воспитатель: Закрываем мы глаза, начинаем чудеса,

наша машина нас несет, снова домой нас принесет.

Ну, вот мы и снова дома в нашем саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, вот мы и в детском саду! Вспомним, кем мы с вами сегодня были?

Воспитатель: На чем мы с вами путешествовали?

Воспитатель: А где мы с вами побывали?

Воспитатель: Что вы запомнили и, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Воспитатель: Сегодня вы очень хорошо повеселились. Спасибо, вам ребята-за работу, интересную хороводную игру, гостям за внимание. Любите свою Родину, свою культуру!!!

(Ответы детей).

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

В дальнейшей работе планируется продолжать  формировать  представления детей о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. Пополнять  предметно-развивающую среду в  группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, истории и традициям русского народа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию"Осень"

индивидульное занятие с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов...

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста

Заповедная природа,Заповедный дивный край,Радуга под небосводом —Цвет любимый выбирай!Эти чистые озёра,Лес и реки, и лугаПод защитой государства —Заповедны берега.Здесь животные и птицыПо ...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в королевство Математики!

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группена тему: «Путешествие в королевство Математики!Задачи:1.Продолжать учить  прямой порядковый счет в пределах 10; 2. Продолжать...

Конспект занятия по познавательному развитию " Перелётные и зимующие птицы"

Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными...

Конспект занятия по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной группе на тему «Блокадный Ленинград»

Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.Задачи:– формировать у детей осознанный интерес к историческ...