Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект

Глодова Ирина Александровна

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №7 пгт Серышево

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим»

на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области»

в старшей группе №1 «Сказка»

               

 

Воспитатель: Глодова Ирина Александровна

                       

пгт Серышево

2020 г.

Тема: Путешествие по заповедникам Амурской области (старшая группа)

Воспитатель: 

Глодова Ирина Александровна

                                 Организация: МАДОУ Детский сад №7

                         Населенный пункт: пгт Серышево

Занятие проводилось в старшей группе №1, 1 корпуса

Цель: ознакомление детей с Норским заповедником, находящимися на территории Амурской области как территориями, обеспечивающими сохранность и охрану природы (как флоры, так и фауны).

Оборудование и оформление: компьютер, проектор, раскраски.

Задачи:

1. Познакомить детей с Норским заповедником Амурской области (познавательное)

2. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей; познакомить детей с характерными особенностями заповедника; (познавательное)

3. Развивать творческие способности детей (художественно-эстетическое)

4. Познакомить с растениями и животными Красной книги Норского заповедника; (социально-коммуникативное)

5. Закрепить умения использовать в речи глаголы (беречь, заботиться, защищать, не разрушать, охранять)(речевое)

6. Воспитывать экологическую культуру дошкольника. (познавательное)

7. Закрепить знания детей о понятие «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей;

8. Познакомить детей с географической картой Амурской области с местоположением заповедников;

9. Развивать мышление, память;

10. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

11. Активизировать словарь детей введением новых слов: Норский заповедник, карта области, марь, косуля;

12. Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

Предварительная работа: беседа о заповедниках, Хинганском заповеднике, рассматривание альбома «Красная книга» с иллюстрациями редких видов растений и животных заповедника.

Ход занятия:

В-ль. Сегодня мы будем говорить о природе, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

***

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет (солнце)

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)

***

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (ответы детей)

***

Меня пьют

Меня льют

Всем нужна я

Кто такая? (вода)

***

Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий (ягода)

***

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке (гриб)

***

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет:

Он тайком сюда забрался

Строить новый дом собрался (паук)

***

Домовитая хозяйка

Пролетит над цветком

И поделится медком (пчела)

***

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой (рыба)

В-ль. Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это … Ребята как мы можем назвать одним словом? – (дети: ПРИРОДА). Правильно и человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети. Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.

В-ль. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.

А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотиться на животных)

В: Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни.  Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?

В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

В-ль. Ребята скажите мне, о чем же это стихотворение?

Дети. О заповеднике

В-ль. Ребята, вспомните, что такое заповедник?

Дети. (ответы)

В-ль. Кто живет в заповеднике? Зачем люди делают заповедники?

Дети. (ответы)

В-ль. Заповедник – это то, место, где природа имеет право жить по своим законам.

Заповедник  Неприкосновенный участок земли или водного пространства, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т.п.

В-ль. Ребята, в какой книге мы можем встретить редкие виды животных, Дети. В Красной книге.

Каждый заповедник – природный музей. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

В-ль: заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Это место, где охраняются государством травы, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

В-ль. Вспомните, с каким заповедником мы с вами уже познакомились?

Дети. Хинганским

В-ль. Назовите достопримечательность Хинганского заповедника?

 Дети. В Хинганском заповеднике обитают японские и даурские журавли. Их численность в дикой природе резко сокращается, и заповедник для них — практически  последний шанс на выживание.

В-ль. Правильно. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране, и в Амурской области заповедники. И теперь в Амурской области находятся 3 крупных заповедника: Зейский, Хинганский и Норский.

Посмотрите на карту. Давайте найдем эти заповедники (находят на карте). Вы бы хотели там побывать? (ответы детей)

В-ль. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Норскому заповеднику Амурской области. А на чем мы можем отправимся в путешествие?

Дети. На машине, поезде, самолете, пешком.

В-ль. Вы все молодцы, но, чтобы быстрее добраться до места, я предлагаю немного поколдовать и очутиться в заповеднике намного быстрее.

(проводится пальчиковая гимнастика)

Начинаем колдовать, двери в заповедник открывать.

Хоть замочек очень крепкий металлический и цепкий.

Мы сперва его покрутим, а потом три раза дунем.

Покружились, повертелись в заповеднике мы очутились.

Дети подходят к эмблеме заповедника, звучит музыка с голосами птиц.

В-ль. Вот мы и на месте. Но прежде чем зайти в заповеднике давайте вспомним правила поведения.

Дети. Правила охраны природы:

  1. Ходить по тропинке
  2. Не ломать ветки деревьев
  3. Не топтать цветы, травы
  4. Не кричать, не включать громкую музыку
  5. Не разорять птичьих гнезд
  6. Не ловить насекомых
  7. Не разрушать грибницы
  8. Не ловить мальков и лягушек
  9. Не разжигать костров
  10.  Не разорять муравейники

В-ль. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.  А вот эти правила надо соблюдать только в заповеднике? (ответы детей). Нет конечно, мы их должны всегда соблюдать, находясь на улице, на природе.

В-ль. На территории заповедника произрастают 513 видов сосудистых растений, более 300 видов лишайников, водится 38 видов млекопитающих, 184 вида птиц, 30 видов рыб. Норский заповедник — природный заповедник на Дальнем Востоке России. На этой уникальной территории впервые заказник был организован в 1981 году. Назывался он Усть-Норским. Однако охраняемая территория занимала раз в 10 меньшую площадь, чем отведена нынешнему заповеднику. Охраняемая территория в 1984 году была расширена, заказник получил статус зоологического и стал именоваться Норским республиканским. В 1990 годы территория была признана лучшей для защиты животных Дальнего Востока, а в 1998 году здесь был создан заповедник с современным названием – Норский заповедник.

Норский заповедник расположен в Селемджинском районе Амурской области.

Общая площадь территории составляет почти 211,2 тыс. га. В основном облик заповедника формируется сопочными останцами, скалистыми береговыми обрывами и просторными равнинами. Климат на этой территории является резко континентальным. Время самых суровых морозов – месяц январь (температура в среднем достигает -30 ºС). Летний период достаточно теплый, влажный, с частыми циклонами, приносящими ливневые дожди. Самый жаркий месяц – июль, со средней температурой воздуха около +20 ºС. С июля по август – период ливневых дождей. В это время происходят бурные разливы рек, а в отдельные годы они переходят в настоящие катастрофические наводнения.

Самые крупные реки заповедника — Нора, Селемджа и Бурунда.

В-ль: Ребята, а какие реки Амурской области вы знаете?

Дети. Амур, Зея, Томь.

Важно отметить и то, в междуречье каких рек расположен Норский заповедник. Главная его река – Селемджа, которая свое название получила из эвенкийского языка. Наименование в переводе звучит как «Железная». Благодаря пересечению этой могучей артерии с рекой Норой здесь образовалась очень необычная по свойствам долина. В ней раскинулись огромные поверхностные болота – уникальнейшее образование, именуемое мари. Покрыты они порослью лиственниц и карликовых берез.

Такие болота формируются в местах нахождения почвенной многолетней мерзлоты, понемногу подтаивающей и образующей в почве постоянный слой воды. Колоссальная важность этих марей заключается в том, что они постоянно подпитывают водой местные ручейки и родники. Благодаря этому явлению дальневосточные реки имеют достаточный объем воды.

Норский заповедник – единственный в России маревый заповедник («марь», по-эвенкийски, «поросль карликовой березы, болото»). Здесь представлены природные комплексы маревых ландшафтов, типичные для Амурской области. Флора Заповедная территория находится в переходном районе. Это место, где сходятся зоны южной и средней тайги. Здесь встречаются охотские, сибирские и маньчжурские разновидности растений. В этих местах ели оплетаются китайским лименником, а Каяндеры (лиственницы) по высоте своей соревнуются с чозениями.

А теперь мы с вами отправляемся в лес:

Физкультминутка «Лес»

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

Впереди у нас вода.

К водоему подойдем

И беседу заведем.

После физкультминутки дети садятся на стульчики перед проектором.

Территория Норского заповедника более чем наполовину занята лесной растительностью. Лесная растительность занимает около 54 % площади заповедника. Основными лесообразующими видами являются белая береза и лиственница Гмелина. В весеннюю пору в лиственничных лесах начинают цвести рододендроны даурские, а осенью буйно созревает брусника. Особенно разнообразны и богаты растительностью поймы рек. Здесь можно встретить элеутерококк, японскую погонию, амурский барбарис, лилии Буша и водяной орех, а также огромное количество редчайших растений.

Своеобразна здесь и скальная растительность. Здесь можно встретить уникальный эндемик – камнеломку селемджинскую, произрастающую лишь в устье р. Норы. На островах сибирская растительность, смешиваясь с представителями маньжурской флоры, образует труднопроходимую амурскую «сельву» где лианы китайского лимонника, сплетаясь с зарослями шиповников формируют непролазные дебри. Здесь растут обычные клены, ясени, ильмы, но господствуют над лесом гиганскиечозении.

Птицы Норского заповедника: белоглазки, сизый дрозд (лучший певец Приамурья), белогорлый дрозд, довольно редкие утки клоктуны, мухоловка ярко-желтая. Повсюду мелькают самые разнообразные птицы. Это рябчик, глухарь, кедровка, сайка, трехпалый дятел, тундряная куропатка, белопоясный стриж и даже мандаринка и дикуша.

На водоемах в поймах рек Нора и Бурунда гнездятся великолепные лебеди-кликуны. На болотах можно встретить множество дальневосточных кроншнепов. Ежегодно здесь можно увидеть черных, японских и даурских журавлей. В заповеднике гнездятся чёрный и японский журавли, чёрный и дальневосточный аистыорлан-белохвостскопарыбный филин. Каждый год здесь можно наблюдать пролетных белых журавлей.

Позвоночные животные Норского заповедника представлены 200 разновидностями рыб, двумя видами земноводных, пятью пресмыкающимися, 35 видами млекопитающих и 390 разновидностями птиц. В этих местах вместе с обычными для Евразии чирками кряквами гнездятся утки касатки и мандаринки, сибирские соловьи соседствуют с личинкоедами и белоглазками.

Обитает в заповеднике и известный амурский тигр. В окрестностях встречается множество животных. Лосям, изюбру, косуле, кабарге, рыси, бурому медведю, росомахе, соболю также нравятся эти места.

Каждый заповедник, заказник, национальный парк интересен по-своему, особенность Норского заповедника в Амурской области – популяция сибирской косули, которые с наступлением холодов начинают свой знаменитый массовый переход через реки на зимовку в более теплые края.

Это уникальное зрелище можно наблюдать с середины сентября до середины октября, а иногда и до ноября, в зависимости от времени наступления первых заморозков. В одиночку и семьями они они прыгают в обжигающую холодом воду и плывут к другому берегу.

Рефлексия

В-ль. Благодаря уникальным особенностям окружающей среды и многолетней истории охраны этих территорий в этом уникальном уголке России удалось сохранить потрясающее разнообразие мира растительности и животных. Следует отметить и о существовании интересного маршрута, открытого на территории заповедника. Протяженность его составляет 150 км, а проходит он вдоль берега реки Нора по самой границе заповедника. Путешествуя здесь, можно запечатлеть всю красоту и разнообразие окружающей флоры, а в сентябре можно наблюдать удивительное зрелище – массовую миграцию косули, а также с уникальнейшим природным образованием в виде марей болотистых является этот удивительный заповедник. Эта охраняемая государством территория имеет довольно высокий статус в России, а ее значение для сохранения и увеличения популяции редких видов животных неоспоримо. Это Норский заповедник Амурской области.

Время нашего путешествия заканчивается, дети возвращаются в группу за столы

- Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей, птиц, растений? (Норский заповедник).

- Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей).

- Для чего люди создают заповедник? (ответы детей).

Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей. Спасибо за внимательность и предлагаю пройти к столу и раскрасить раскраску «Сибирская косуля», чтобы запомнить достопримечательность Норского заповедника (самостоятельная работа детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

Конспект развития по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") "Музыка чувашских композиторов" для детей старшего дошкольного возраста.

В даном конспекте по музыкальной деятельности раскрывается   тема  воспитания   уважения к традициям своего народа, формирования  устойчивого и уважительного отношение к ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в королевство Математики!

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группена тему: «Путешествие в королевство Математики!Задачи:1.Продолжать учить  прямой порядковый счет в пределах 10; 2. Продолжать...