Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект
Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 пгт Серышево
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим»
на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области»
в старшей группе №1 «Сказка»
Воспитатель: Глодова Ирина Александровна
пгт Серышево
2020 г.
Тема: Путешествие по заповедникам Амурской области (старшая группа)
Воспитатель:
Глодова Ирина Александровна
Организация: МАДОУ Детский сад №7
Населенный пункт: пгт Серышево
Занятие проводилось в старшей группе №1, 1 корпуса
Цель: ознакомление детей с Норским заповедником, находящимися на территории Амурской области как территориями, обеспечивающими сохранность и охрану природы (как флоры, так и фауны).
Оборудование и оформление: компьютер, проектор, раскраски.
Задачи:
1. Познакомить детей с Норским заповедником Амурской области (познавательное)
2. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей; познакомить детей с характерными особенностями заповедника; (познавательное)
3. Развивать творческие способности детей (художественно-эстетическое)
4. Познакомить с растениями и животными Красной книги Норского заповедника; (социально-коммуникативное)
5. Закрепить умения использовать в речи глаголы (беречь, заботиться, защищать, не разрушать, охранять); (речевое)
6. Воспитывать экологическую культуру дошкольника. (познавательное)
7. Закрепить знания детей о понятие «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей;
8. Познакомить детей с географической картой Амурской области с местоположением заповедников;
9. Развивать мышление, память;
10. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
11. Активизировать словарь детей введением новых слов: Норский заповедник, карта области, марь, косуля;
12. Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.
Предварительная работа: беседа о заповедниках, Хинганском заповеднике, рассматривание альбома «Красная книга» с иллюстрациями редких видов растений и животных заповедника.
Ход занятия:
В-ль. Сегодня мы будем говорить о природе, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
***
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет (солнце)
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)
***
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух)
А без воздуха можем мы прожить? (ответы детей)
***
Меня пьют
Меня льют
Всем нужна я
Кто такая? (вода)
***
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий (ягода)
***
Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке (гриб)
***
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет:
Он тайком сюда забрался
Строить новый дом собрался (паук)
***
Домовитая хозяйка
Пролетит над цветком
И поделится медком (пчела)
***
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба)
В-ль. Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это … Ребята как мы можем назвать одним словом? – (дети: ПРИРОДА). Правильно и человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети. Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.
В-ль. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.
А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотиться на животных)
В: Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!
В-ль. Ребята скажите мне, о чем же это стихотворение?
Дети. О заповеднике
В-ль. Ребята, вспомните, что такое заповедник?
Дети. (ответы)
В-ль. Кто живет в заповеднике? Зачем люди делают заповедники?
Дети. (ответы)
В-ль. Заповедник – это то, место, где природа имеет право жить по своим законам.
Заповедник − Неприкосновенный участок земли или водного пространства, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т.п.
В-ль. Ребята, в какой книге мы можем встретить редкие виды животных, Дети. В Красной книге.
Каждый заповедник – природный музей. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
В-ль: заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Это место, где охраняются государством травы, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
В-ль. Вспомните, с каким заповедником мы с вами уже познакомились?
Дети. Хинганским
В-ль. Назовите достопримечательность Хинганского заповедника?
Дети. В Хинганском заповеднике обитают японские и даурские журавли. Их численность в дикой природе резко сокращается, и заповедник для них — практически последний шанс на выживание.
В-ль. Правильно. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране, и в Амурской области заповедники. И теперь в Амурской области находятся 3 крупных заповедника: Зейский, Хинганский и Норский.
Посмотрите на карту. Давайте найдем эти заповедники (находят на карте). Вы бы хотели там побывать? (ответы детей)
В-ль. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Норскому заповеднику Амурской области. А на чем мы можем отправимся в путешествие?
Дети. На машине, поезде, самолете, пешком.
В-ль. Вы все молодцы, но, чтобы быстрее добраться до места, я предлагаю немного поколдовать и очутиться в заповеднике намного быстрее.
(проводится пальчиковая гимнастика)
Начинаем колдовать, двери в заповедник открывать.
Хоть замочек очень крепкий металлический и цепкий.
Мы сперва его покрутим, а потом три раза дунем.
Покружились, повертелись в заповеднике мы очутились.
Дети подходят к эмблеме заповедника, звучит музыка с голосами птиц.
В-ль. Вот мы и на месте. Но прежде чем зайти в заповеднике давайте вспомним правила поведения.
Дети. Правила охраны природы:
- Ходить по тропинке
- Не ломать ветки деревьев
- Не топтать цветы, травы
- Не кричать, не включать громкую музыку
- Не разорять птичьих гнезд
- Не ловить насекомых
- Не разрушать грибницы
- Не ловить мальков и лягушек
- Не разжигать костров
- Не разорять муравейники
В-ль. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. А вот эти правила надо соблюдать только в заповеднике? (ответы детей). Нет конечно, мы их должны всегда соблюдать, находясь на улице, на природе.
В-ль. На территории заповедника произрастают 513 видов сосудистых растений, более 300 видов лишайников, водится 38 видов млекопитающих, 184 вида птиц, 30 видов рыб. Норский заповедник — природный заповедник на Дальнем Востоке России. На этой уникальной территории впервые заказник был организован в 1981 году. Назывался он Усть-Норским. Однако охраняемая территория занимала раз в 10 меньшую площадь, чем отведена нынешнему заповеднику. Охраняемая территория в 1984 году была расширена, заказник получил статус зоологического и стал именоваться Норским республиканским. В 1990 годы территория была признана лучшей для защиты животных Дальнего Востока, а в 1998 году здесь был создан заповедник с современным названием – Норский заповедник.
Норский заповедник расположен в Селемджинском районе Амурской области.
Общая площадь территории составляет почти 211,2 тыс. га. В основном облик заповедника формируется сопочными останцами, скалистыми береговыми обрывами и просторными равнинами. Климат на этой территории является резко континентальным. Время самых суровых морозов – месяц январь (температура в среднем достигает -30 ºС). Летний период достаточно теплый, влажный, с частыми циклонами, приносящими ливневые дожди. Самый жаркий месяц – июль, со средней температурой воздуха около +20 ºС. С июля по август – период ливневых дождей. В это время происходят бурные разливы рек, а в отдельные годы они переходят в настоящие катастрофические наводнения.
Самые крупные реки заповедника — Нора, Селемджа и Бурунда.
В-ль: Ребята, а какие реки Амурской области вы знаете?
Дети. Амур, Зея, Томь.
Важно отметить и то, в междуречье каких рек расположен Норский заповедник. Главная его река – Селемджа, которая свое название получила из эвенкийского языка. Наименование в переводе звучит как «Железная». Благодаря пересечению этой могучей артерии с рекой Норой здесь образовалась очень необычная по свойствам долина. В ней раскинулись огромные поверхностные болота – уникальнейшее образование, именуемое мари. Покрыты они порослью лиственниц и карликовых берез.
Такие болота формируются в местах нахождения почвенной многолетней мерзлоты, понемногу подтаивающей и образующей в почве постоянный слой воды. Колоссальная важность этих марей заключается в том, что они постоянно подпитывают водой местные ручейки и родники. Благодаря этому явлению дальневосточные реки имеют достаточный объем воды.
Норский заповедник – единственный в России маревый заповедник («марь», по-эвенкийски, «поросль карликовой березы, болото»). Здесь представлены природные комплексы маревых ландшафтов, типичные для Амурской области. Флора Заповедная территория находится в переходном районе. Это место, где сходятся зоны южной и средней тайги. Здесь встречаются охотские, сибирские и маньчжурские разновидности растений. В этих местах ели оплетаются китайским лименником, а Каяндеры (лиственницы) по высоте своей соревнуются с чозениями.
А теперь мы с вами отправляемся в лес:
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
После физкультминутки дети садятся на стульчики перед проектором.
Территория Норского заповедника более чем наполовину занята лесной растительностью. Лесная растительность занимает около 54 % площади заповедника. Основными лесообразующими видами являются белая береза и лиственница Гмелина. В весеннюю пору в лиственничных лесах начинают цвести рододендроны даурские, а осенью буйно созревает брусника. Особенно разнообразны и богаты растительностью поймы рек. Здесь можно встретить элеутерококк, японскую погонию, амурский барбарис, лилии Буша и водяной орех, а также огромное количество редчайших растений.
Своеобразна здесь и скальная растительность. Здесь можно встретить уникальный эндемик – камнеломку селемджинскую, произрастающую лишь в устье р. Норы. На островах сибирская растительность, смешиваясь с представителями маньжурской флоры, образует труднопроходимую амурскую «сельву» где лианы китайского лимонника, сплетаясь с зарослями шиповников формируют непролазные дебри. Здесь растут обычные клены, ясени, ильмы, но господствуют над лесом гиганскиечозении.
Птицы Норского заповедника: белоглазки, сизый дрозд (лучший певец Приамурья), белогорлый дрозд, довольно редкие утки клоктуны, мухоловка ярко-желтая. Повсюду мелькают самые разнообразные птицы. Это рябчик, глухарь, кедровка, сайка, трехпалый дятел, тундряная куропатка, белопоясный стриж и даже мандаринка и дикуша.
На водоемах в поймах рек Нора и Бурунда гнездятся великолепные лебеди-кликуны. На болотах можно встретить множество дальневосточных кроншнепов. Ежегодно здесь можно увидеть черных, японских и даурских журавлей. В заповеднике гнездятся чёрный и японский журавли, чёрный и дальневосточный аисты, орлан-белохвост, скопа, рыбный филин. Каждый год здесь можно наблюдать пролетных белых журавлей.
Позвоночные животные Норского заповедника представлены 200 разновидностями рыб, двумя видами земноводных, пятью пресмыкающимися, 35 видами млекопитающих и 390 разновидностями птиц. В этих местах вместе с обычными для Евразии чирками кряквами гнездятся утки касатки и мандаринки, сибирские соловьи соседствуют с личинкоедами и белоглазками.
Обитает в заповеднике и известный амурский тигр. В окрестностях встречается множество животных. Лосям, изюбру, косуле, кабарге, рыси, бурому медведю, росомахе, соболю также нравятся эти места.
Каждый заповедник, заказник, национальный парк интересен по-своему, особенность Норского заповедника в Амурской области – популяция сибирской косули, которые с наступлением холодов начинают свой знаменитый массовый переход через реки на зимовку в более теплые края.
Это уникальное зрелище можно наблюдать с середины сентября до середины октября, а иногда и до ноября, в зависимости от времени наступления первых заморозков. В одиночку и семьями они они прыгают в обжигающую холодом воду и плывут к другому берегу.
Рефлексия
В-ль. Благодаря уникальным особенностям окружающей среды и многолетней истории охраны этих территорий в этом уникальном уголке России удалось сохранить потрясающее разнообразие мира растительности и животных. Следует отметить и о существовании интересного маршрута, открытого на территории заповедника. Протяженность его составляет 150 км, а проходит он вдоль берега реки Нора по самой границе заповедника. Путешествуя здесь, можно запечатлеть всю красоту и разнообразие окружающей флоры, а в сентябре можно наблюдать удивительное зрелище – массовую миграцию косули, а также с уникальнейшим природным образованием в виде марей болотистых является этот удивительный заповедник. Эта охраняемая государством территория имеет довольно высокий статус в России, а ее значение для сохранения и увеличения популяции редких видов животных неоспоримо. Это Норский заповедник Амурской области.
Время нашего путешествия заканчивается, дети возвращаются в группу за столы
- Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей, птиц, растений? (Норский заповедник).
- Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей).
- Для чего люди создают заповедник? (ответы детей).
Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей. Спасибо за внимательность и предлагаю пройти к столу и раскрасить раскраску «Сибирская косуля», чтобы запомнить достопримечательность Норского заповедника (самостоятельная работа детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).
Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуки (А) – (У)....
Конспект развития по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") "Музыка чувашских композиторов" для детей старшего дошкольного возраста.
В даном конспекте по музыкальной деятельности раскрывается тема воспитания уважения к традициям своего народа, формирования устойчивого и уважительного отношение к ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»
Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в королевство Математики!
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группена тему: «Путешествие в королевство Математики!Задачи:1.Продолжать учить прямой порядковый счет в пределах 10; 2. Продолжать...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Возраст: средняя группа Тема: «Перелетные птицы».
формировать представления детей о перелетных птицах в весенний период....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Формирование элементарных математических представлений») на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...