Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Спасем Оренбургский заповедник от экологических опасностей»
план-конспект по природоведению

«Спасем Оренбургский заповедник от экологических опасностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasem_zapovednik.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 72»

Конспект занятия

по познавательному развитию

для детей 6-7 лет

«Спасем Оренбургский заповедник от экологических опасностей»

Подготовила:

Ратиева.А.А

г. Оренбург 2024

Организационно-методическая

информация

Содержание

Тема образовательной

деятельности

«Спасем Оренбургский заповедник от экологических опасностей»

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Ведущий вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Формировать знания детей о проблемах заповедника Оренбургского края, средствами поисковой деятельности.

Задачи

Планируемые результаты

Образовательные:

- Знакомить детей с природным заповедником Оренбургский

- Расширять знания детей об особенностях питания обитателей заповедника осенью, уточнять знания о некоторых из них, об отличительных особенностях изменений в растительном мире (окраска листьев);

- Знакомить детей с вариантом очищения воды от загрязнений.

- Закреплять умение подбирать слова по теме синквейна и во время стоп-мысль;

- Закреплять умение подбирать свойства объектов для лучшего результата.

Знают об Оренбургском заповеднике, его экологических проблемах и путях решения.

Соотносят обитателя с видом пищи, классифицируют осенние листья по окраске к соответствующему виду дерева.

Сделали эффективный фильтр для чистки воды, узнали новый способ очистки воды

Подобрали точные по теме слова для синквейна в целях обобщения темы, активно участвовали в стоп-мысле.

Модернизировали объект кормушки, синтезировав разные свойства других предметов.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы (находить сходства и отличия);

- развивать умение быстро отвечать на вопросы, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

- Активизировать словарь детей словами, пословицами и художественные обороты (название месяцев, синквейн)

- развивать образную память для развития гибкости мышления.

Способны видеть особенности и закономерности, дают развернутые ответы;

Умеют давать ответы на задаваемые вопросы, уверенно и доказательно высказывают своё мнение;

Воспроизводят в речи разные слова для передачи темы.

Активно используют образную память для «оживления» объектов, преобразования свойств предметов.

Воспитательные

- формировать у детей положительные эмоции, желание проявлять активность в самостоятельной познавательной и двигательной деятельности;

- воспитывать умение сотрудничать со сверстниками (в подгруппах, в парах), выслушивать рассказ ребёнка;

- формировать чувство ответственности за благосостояние заповедника Оренбургский, причастности к его сохранению.

Проявляют положительные эмоции в самостоятельной познавательной и двигательной деятельности.

Конструктивно сотрудничают с другими детьми в целях достижения поставленной цели.

Испытывают ответственность за благосостояние заповедника Оренбургский, удовольствие за благосостояние заповедника Оренбургский, причастность к его сохранению.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Подготовка сферум-письма к детям подборка сопроводительных слайд-шоу для занятия, размещение зон проблем для заповедника, подготовка раздаточного материала для выполнения заданий в парах, карандаши 4 цветов для упражнения по тимбилдингу, оборудование для проведения эксперимента на каждого ребенка (марлевая ткань, воронка, два сосуда, загрязненная вода, подносы и т.д.), макет для создания синквейна, планшет с таблицей по фиксации результатов, маркеры.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

  • Беседы с детьми: «Заповедники Оренбургского края», «Как животные готовятся к зиме?», «Почему листья разноцветные?»
  • Выполнение с детьми игры «Волшебные тропинки» по технологии ТРИЗ
  • Создание с детьми синквейна во время образовательной деятельности.
  • Просмотр с детьми видео роликов по проблемам и путям решения очистке воды.
  • Ведение с детьми образовательной переписки и персонажами, открытие почты ежедневно по утрам после завтрака.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

(2 мин)

В группу по образовательной платформе Сферум пришло сообщение от национального комитета экологической безопасности России.

«Здравствуйте ребята. В наш комитет пришло тревожное сообщение от обитателей заповедника «Оренбургский». Нужно устранить некоторые экологические нарушения, которые мы описали ниже. Приглашаем вас к сотрудничеству и просим помочь»

Пока дети играют, педагог  незаметно выводит на экран изображение сферум почты, обращает внимание на сигнал

1.2

Мотивация деятельности детей

(1 мин)

Актуализация знаний

Педагог: Мы будем помогать обитателям заповедника?

Дети высказывают предложения. Педагог демонстрирует детям карту проблем заповедника на слайде.

Педагог: А что мы знаем о заповеднике? Сейчас вам нужно быстро отвечать словом, что знаете о заповедниках (Стоп-мысль см. в Приложении 1)

Педагог проводит стоп-мысль для детей.

Педагог: Как вы считаете, вы знаете достаточно, чтобы помочь обитателям?

Педагог: А если будет сложно, где вы сможете узнать?

Педагог: Как мы можем помочь Заповеднику?

Дети высказывают предположения

 Педагог: Мы готовы приступить  к спасению заповедника?

Как нам фиксировать свою работу?

Дети  предлагают зарисовывать и ставить галочку в заготовленной таблице на доске.

Дети рассматривают карту; во время проведения стоп-мысль участвуют в ответах (дети по очереди передают символ стоп-мысли и пока держат его в руках называют одним ловом или фразой то, что пришло на память по теме Заповедника)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

(1 мин)

Педагог: Зачем мы посетим заповедник?

Дети: чтобы исправить нарушения в заповеднике, спасти заповедник и узнать что-то новое.

Значит мы отправимся в заповедник Оренбургский, чтобы исправить нарушения.

Педагог, посредством вопросов подводит детей к постановке общей цели и стимулирует актуализацию знаний

II.

Основная часть:

2.1

Закрепление имеющихся знания добывание нового знания

(сообщение и приятие)

(9 мин)

Педагог с детьми проходят к первой зоне

1.Работа с игровизорами. Чем питаются животные перед зимней спячкой.

Представлены: двухцветный кожан, сурок, заяц-русак, еж обыкновенный, разноцветная ящурка, лошадь Прежевальского.

Педагог: Нас встретили обитатели заповедника. Что делают животные осенью?

Дети: Готовят запасы.

Педагог: Все ли животные получили еду, которая им подходит?

Дети: нет, только двухцветный кожан.

Педагог: Как им помочь?

Дети работают с игровизорами.

Педагог: Какое сейчас время года в заповеднике?

Дети: Осень

Педагог: А какой месяц? Если забыли, то легко можно вспомнить, если посмотреть вокруг. Чего сейчас много вокруг?

Дети: Листьев, Октябрь

Педагог: И месяц как раз наши предки называли жолтень листопад, а следующий месяц, когда листья уже все облетели грудень, это Ноябрь. Интересно, почему?

Дети высказывают предположения.

Какая следующая наша станция по карте. Идемте на помощь!

Педагог: Посмотрите, ветер унес все листья и оголил корни. Это хорошо? Почему?

Как нам помочь?

Дети: давайте соберем листья к корням деревьев.

2. Физминутка-тимбилдинг «С какого дерева листики» (см. в Приложении 1)

Педагог: Есть ли похожие? По какому свойству их можно объединить?

Дети высказывают предположения.

Ваша задача поднять листик с помощью одного пальца и перенести к соответствующему дереву. Без друга можно справится?

Дети: Нет

Педагог: Как же вы определите, куда нести листочек?

Дети: по цвету. Осенью листья дуба коричневые березы – желтые, рябины – красные, а клена чаще всего оранжевые.

По ходу педагог задает вопрос: Почему листья краснеют по-разному?

Краткий рассказ о механизмах изменения окраски листьев

Педагог: Итак, проверим, все ли правильно? Если нет, что делать?

Педагог напоминает детям о фиксации результата.

Дети ориентируются по группе и предлагают начать с первого обозначения, которое размещено на рабочих местах.

Дети выполняют задания, подводя стрелками соответствие пищи к животным. Взаимопроверка.

Один из детей фиксирует первый результат работы, зарисовывая символьное изображение пищи (ложка, вилка или по выбору ребенка) и галочка напротив

Педагог включает музыкальное сопровождение.

Дети поднимают карандаши по парам одним пальцем. Дальше парам нужно «разнести» листики по «домам» к своим деревьям.

По группе размещены символичные изображения дуба, березы, клена, рябина

Дети разбиваются на пары и выполняют задание.

2.2

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

(7 мин)

Задание 2 Опыт по очистке воды

Педагог: А нам пора спускаться к реке Таловая, приток Урала. Что вы видите? Вода чистая? Как узнать?

Дети: взять пробу.

Ребенок берет пробу, смотрят на свет

Дети: Вода из реки Таловой загрязнена.

Педагог: Как помочь?

Дети: Очистить реку.

Педагог: Как?

Дети предлагают разные способы.

Педагог: Давайте исходить из того, что мы имеем. Что у нас есть?

Дети: марлевая ткань, из которой можно сделать фильтр.

Педагог: Значит, нам необходимо поработать в нашей лаборатории, а какие правила безопасности при работе в ней вы знаете?

Проговаривают правила безопасности

Педагог: Тогда проходите за рабочие места и приступайте к чему?

Дети: к очистке воды от загрязняющих веществ.

Педагог: А точнее в создании очистительного фильтра. На карточках вам необходимо зафиксировать количество слоев марли для очищения воды.

Педагог задает вопросы для индивидуального экспериментирования детей:

Педагог: Покажите свой результат? Как вам удалось его достичь?

Давайте зафиксируем нашу работу.

Педагог: Куда ушла вся грязь и взвесь?

Педагог: Можно ли использовать наш фильтр для очистки реки Таловой?

Педагог: Что же тогда мы сделали для очищения реки?

Дети: создали макет фильтра для очистного сооружения.

Педагог: Но ведь в воде наверняка остались загрязняющие мельчайшие частицы. Как быть с ними?

Дети: Разработать более мощный фильтр.

Педагог: Но этим мы с вами займёмся попозже. А теперь посмотрите, кажется, мы выполнили все задания в нашем заповеднике, и настало время прощаться. Но как сделать так, чтобы обитатели нас вспоминали. Что можно подарить?  Давайте посмотрим в магазине. Предлагают кормушку. Только она простая, давайте ее модифицируем с помощью умного кубика. Садитесь и берите карандаши. Итак, начнем превращения.

Игра ТРИЗ «Волшебная дорожка» с многофункциональным кубом. Дети дорисовывают определенные функции к предмету.

Итак, оставляем наши подарки в красивой коробке. Давайте оставим ее, чтобы обитатели могли безопасно взять их.

Дети подходят вместе с педагогом к следующей зоне заповедника Оренбургский.

Педагог демонстрирует детям слайд с загрязненной рекой и черпает стаканом грязную воду.

Дети осматривают рабочие места, два помощника из числа детей помогают разложить заготовки для экспериментов на столы.

Дети выполняют работу на месте, выясняя, сколько слоев марли нужно для очистки воды.

За рабочими местами дети выполняют эксперимент.

Дети фиксируют результат слоев фильтра на листочках.

Дети вместе с педагогом проходят к магазину с кормушками, покупают через кассу миски у продавца (желающий ребенок), занимают свои места и начинают раскрашивать кормушки. Затем вместе с педагогом начинают модифицировать кормушку.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

(3 мин)

Педагог: А нам пора возвращаться в сад. Как использовать результаты нашей работы?

Дети предлагают отправить в комитет по экобезопасности. Отправляют.

Педагог: Где мы сегодня были, зачем?

Дети: спасали заповедник Оренбургский от загрязнений.

Педагог: Что у вас получилось?

Педагог: Давайте подведем итог сказав одним словом (синквейн)

О чем вы можете рассказать своим близким?

Педагог: Давайте проверим, приняли ли обитатели заповедника наши подарки.

Вместе с детьми обнаруживают в коробке яблоки и послание от зверей и комитета экологической безопасности России.

«Спасибо вам большое ребята за проделанную работу по спасению заповедника Оренбургский»

Педагог: Кто земле дает, тому земля втройне отдает

Педагог собирает детей на ковре и задаёт вопросы.

Дети отвечают в соответствии с полученным опытом, используют припоминание.

Педагог выставляет на стенде макет из блоков для синквейна.

Дети вместе с педагогом  открывают посылку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию"Осень"

индивидульное занятие с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов...

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста

Заповедная природа,Заповедный дивный край,Радуга под небосводом —Цвет любимый выбирай!Эти чистые озёра,Лес и реки, и лугаПод защитой государства —Заповедны берега.Здесь животные и птицыПо ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект занятия по познавательному развитию " Перелётные и зимующие птицы"

Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными...

Конспект занятия по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной группе на тему «Блокадный Ленинград»

Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.Задачи:– формировать у детей осознанный интерес к историческ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Путешествие в прошлое русского народа»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Путешествие в прошлое русского народа»...