К роли избирателя готов! (урок с элементами ролевой игры)
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Васина Ольга Владимировна

Материалы к уроку скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_roli_izbiratelya_gotov.docx118.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «К роли избирателя готов!»

Презентация и материалы к уроку (приложения) https://disk.yandex.ru/d/I1Ft8l9F1lCgXg

Сценарий урока

1. Организационный момент.

(слайд № 1 презентации)

Учитель: 

- Здравствуйте, ребята. У каждого из вас много социальных ролей. Есть те, которыми вы наделены с рождения, другие роли вы приобретаете постепенно в течение жизни. Сегодня мы поговорим с вами о социальной роли, которой каждый гражданин наделяется, когда он достигает своего совершеннолетия. Определиться с названием этой роли нам поможет ребус.

Задание «Разгадайте ребус»

Ответ учащихся: избиратель

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли заранее готовить себя к роли избирателя? (ответы учащихся - «да», «нет»)

(слайд № 2 презентации) 

- Одному из известных политиков, занимавшему пост Генерального секретаря ООН, Кофи Аннану принадлежат слова: «Ни один человек не рождается хорошим гражданином, ни одна страна не рождается демократической. Скорее, и тот, и другой случаи представляют собой процесс развития, длящийся в течение всей жизни. Молодые люди должны быть включены в этот процесс с момента рождения».

- Ребята, а как роль гражданина связана с ролью избирателя? (примерные ответы учащихся -  «гражданин как избиратель участвует в политической жизни государства», «гражданин получает политические права, в том числе избирательные права», «гражданин имеет право голоса, который может повлиять на политику государства»)

- Каждый из вас должен уже сейчас готовить себя к роли избирателя. Ребята, а что для вас означает быть готовым к роли избирателя? (примерные ответы учащихся – «знать права и обязанности избирателя», «знать способы участия избирателя в политической жизни», «знать правила поведения избирателя при голосовании»).

- Сегодня мы с вами проведем турнир знатоков избирательного права, который называется … (учащиеся предлагают формулировки) … «К роли избирателя готов!» (слайд № 3 презентации)

- В этом состязании командам предстоит пройти несколько туров и продемонстрировать свои знания в роли будущих избирателей.

(Класс заранее делится на 2 команды, определяются их названия)

2. Основной этап.

1 тур «Эрудиты» (слайд № 4 презентации)

Учитель:

- Ребята, в качестве разминки предлагаю вам решить кроссворд и продемонстрировать знания понятийного аппарата избирательного права.

Командам предлагается решить кроссворд за 10 минут (приложение                    № 1). За каждое правильно угаданное слово ставится 1 балл (максимально за задание 14 баллов)

2 тур «Фоторепортеры» (слайд № 5 презентации)

Учитель:

- Ребята, представьте, что редактор политического журнала поручил вам сделать фоторепортаж о партиях, которые будут принимать участие на выборах в Государственную Думу. Но вот незадача – фотографии и пометки в записной книжке рассыпались. Нужно как можно быстрее восстановить порядок. От вас потребуется внимательность, быстрота и слаженность действий вашей команды.

Каждой команде раздается конверт с фотографиями и текстовыми пометками (приложение № 2), лист А3, клей, фломастер/ручка.

На задание отводится 15 минут. За каждую правильно соотнесенную позицию ставится 1 балл (максимально за задание можно получить 32 балла).

Учитель:

- Ребята, за какие партии вы бы проголосовали? (ответы учащихся) Почему вы сделали такой выбор? (примерные ответы учащихся – «мне нравится…», «это важно для меня», «давно пора изменить это...» «другим нравится, а я как все за…» и др.).

- Вероятно, ваш выбор основывается на сиюминутных впечатлениях,  привлекательных лично для вас словах в программных тезисах и слоганах партии или симпатии к партийному лидеру. Однако, это не главное для правильного выбора! Важно внимательно ознакомиться с полным текстом партийной программы разных партий, оценить, насколько заявленные тезисы могут быть реализованы или уже реализуются, насколько они перспективны и значимы не только для вас, но и для других людей, для общества в целом!

 (слайд № 6 презентации)

 - Ребята, посмотрите, перед вами золотые правила избирателя (зачитываются учителем). Следуя им, вы сможете сделать правильный выбор.

3 тур «Наблюдатели» (слайд № 7 презентации)

Учитель:

- Ребята, Кто из вас уже бывал вместе с родителями или бабушками и дедушками на избирательном участке? (ответы учащихся) Что вам запомнилось? (примерные ответы учащихся – «урна, в которую бросают бюллетени», «кабинки с ширмами, в которых голосуют», «длинные бюллетени», «цветные шарики» и др.)

- Ребята,  каждому избирателю нужно соблюдать правила при голосовании на избирательном участке. От этого зависит, будет ли учтен его голос или нет.

- Давайте представим, что мы находимся на избирательном участке в качестве наблюдателей, которые строго следят за нарушениями. Представителям одной команды предстоит проиграть ситуацию, а другой определить нарушение со стороны избирателя или членов избирательной комиссии.

Каждой команде дается по 3 ситуации (приложение № 3), которые они должны будут, по очереди, проиграть. Необходимо выбрать 3 человека из команды (избиратель, член избирательной комиссии, знакомый).

На подготовку каждого номера дается 1 минута. В этот момент оформляется до конца импровизированная «сцена».

За правильный ответ ставится 1 балл (максимально за 3 задания можно получить 3 балла).

Для первой команды: 

Задача № 1.

Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Никонов, протягивая паспорт представителю избирательной комиссии:

- Наконец-то, я смогу проголосовать на выборах, мне же завтра исполнится 18 лет.

Представитель избирательной комиссии сверяет данные и выдает бюллетень.

Никонов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.  

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ: Представитель избирательной комиссии не должен был выдавать Никонову бюллетень, так как он не обладает избирательным правом - в день голосования ему не исполнилось 18 лет, а значит, он не может принять участие в голосовании.

Задача № 2. (действующие лица те же)

Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Никонов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Никонов идет к кабинке для голосования, а рядом на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию!».

Никонов приостанавливается и смотрит на плакат. Затем делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.  

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ: нарушение заключается в том, что плакат Петрова в помещении избирательного участка – это прямая агитация, которая запрещена законодательством. Любая форма агитации прекращается за день до дня голосования.

Задача № 3. (действующие лица те же)

Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Никонов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Вдруг Никонова останавливает его хороший знакомый фотограф Семенов:

- Привет! Можно я сфотографирую, как ты голосуешь в кабине, выложу на  свою страничку ВКонтакте?

Никонов:

- Конечно, я не против.

Никонов идет к кабинке для голосования, а вместе с ним в кабинку заходит Семенов и фотографирует Никонова, когда тот заполняет бюллетень. Никонов опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.  

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ: Несмотря на согласие избирателя, фотокорреспондент не вправе осуществлять фотосъемку в кабине для голосования, так как это может повлечь за собой нарушение тайны голосования, что является недопустимым, даже с согласия снимаемого лица.

Для второй команды:

Задача № 1. 

Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Серов протягивает второй паспорт:

- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.

Представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ: Представитель избирательной комиссии не должен был выдавать Серову второй бюллетень, так как каждый избиратель может подать лишь один голос и только за себя. В этом проявляется принцип прямого тайного голосования.

Задача № 2. (действующие лица те же)

Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Серов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:

- За кого все голосуют?

Представитель избирательной комиссии отвечает:

- Я советую вам голосовать за Горелкина, у него наиболее реальная предвыборная программа.

Серов:

-  Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.

Представитель избирательной комиссии берет бюллетень обратно, а Серов уходит.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ:  Нарушением был факт агитации со стороны члена избирательной комиссии (совет голосовать за Горелкина и наличие плаката Петрова в помещении избирательного участка), а Серов не должен никому передавать свой бюллетень – сам должен заполнить его и сам же опустить в урну. Он нарушил принципы избирательного права – прямое, тайное голосование.

Задача № 3. (действующие лица те же)

Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.

- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.

Представитель избирательной комиссии:

- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Серов идет к кабинке для голосования, но вдруг вспоминает, что забыл дома очки:

- Вот досада, очки дома забыл. Ну, ладно. Кажется, за Снегирева вот здесь галочку надо поставить. Серов ставит галочку в бюллетене.

-Ой, нет, он вот здесь. А, ладно, зачеркну и поставлю еще раз.

Серов зачеркивает предыдущую галочку и ставит новую в нужном месте, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Ответ: Такой бюллетень считается недействительным. Недействительными считаются также избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах или в которых число отметок проставлено более чем в одном квадрате.

Учитель:

- Ребята, вы видите, со сколькими правовыми нюансами может столкнуться любой избиратель при голосовании. Важно не только быть проинформированным относительно кандидатов, чтобы осознанно сделать свой выбор, но также и следовать определенным правилам поведения на избирательном участке в момент голосования, чтобы не нарушить букву закона и не перечеркнуть результаты своего голосования.

3. Подведение итогов (слайд № 8 презентации)

Победившая команда награждается грамотой. Каждый учащийся получает Памятку избирателя.

Заключительное слово учителя:

- Ребята, сегодня вы определенно повысили свою правовую культуру и уходите с важным багажом знаний по избирательному процессу. Я надеюсь, что наш урок был для вас интересным и полезным. Помните, что роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не надо следовать первым впечатлениям от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий и их лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть. Не случайно, есть выражение: «У каждого народа те правители, каких он заслуживает», то есть каких он сам выбирает. Ваш выбор – будущее России!

Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Закончим мы нашу встречу древним способом голосования, которым пользовались греки двадцать пять веков назад при решении государственных вопросов на Народном собрании. Если вам понравился урок, положите белые камешки в сосуд.  Если вам было не интересно – положите в сосуд черные камешки. Они лежат у вас на столах.

Благодарю вас за урок и вашу активную плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Прощать – значит любить» (диалог с элементами ролевой игры)

Посмотрев сценку, разыгранную одноклассниками на основе   стиха Э. Асадова  "Трусиха",  ребята легко выходят на обсуждение таких понятия как любовь, прощение, обида, самоуважение, самоо...

Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"

Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...

Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.

Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры. «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны 18 века)...

Урок с элементами ролевой игры по УМК "Spotlight 11" по теме:"Опасность"

Урок повторения и закрепления изученного по теме лексико-грамматического материала. Традиционный урок с элементами ролевой игры.Урок нацелен на совершенствование у суворовцев умения вести дискуссию с ...

Разработка классного часа с элементами ролевой игры "За здоровый образ жизни".

Классный час расчитан на проведение в среднем звене. Заставляет задуматься какую роль в жизни может сыграть отношение к своему здоровью....

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...