разработка урока по обществознанию "Многообразие деятельности"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Урок разработан для учащихся 6 класса по учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок760.38 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность человека. Обществознание, 6 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Деятельность и её основные виды.
  2. Роль мотивов в человеческой деятельности.

Тезаурус

  1. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
  2. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
  3. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
  4. Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
  5. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
  6. Объект – это то, на что направлена деятельность.
  7. Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично)
  8. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.
  9. Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это его главная характеристика и отличительная черта от активности животных.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека включает следующие компоненты:

  1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
  2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
  3. Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
  4.  Сам процесс деятельности.
  5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).

 Деятельность имеет свою структуру:

  1. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;
  2. Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;
  3. Объект – это то, на что направлена деятельность.

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.

Условно деятельность можно разделить на 2 вида:

  1. Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;
  2. Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

По результатам деятельности выделяются:

  1. Созидательная деятельность – приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;
  2. Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.

 Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности, присутствует.

 Игра является основным видом деятельности дошкольников.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);
  2. коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);
  3. диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.

 Игра обладает предсказательностью, потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей самореализации (возможность показать все свои способности);

 О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже, но вот как эти три позиции продемонстрированы на фото из школьной жизни (можно использовать любые фото класса0

Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.

 Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Различают следующие виды общения:

  1. Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
  2. Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).

Функции общения:

  1. Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).
  2. Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).
  3. Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).
  4. Отождествления (противопоставления).
  5. Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).

 В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.

 Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

  1. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  2. Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  3. Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.

 То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

 Осознаваемые мотивы  это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

 Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.

 Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

  1. Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.
  2. В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  3. Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
  4. Результат деятельности это все что сделано человеком.

Характерными чертами деятельности человека являются:

1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;

2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций

 / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. –

М.: Просвещение, 2017.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций

/ Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

resh.edu.ru›Учебные предметы›lesson/7119/conspect


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"

Интерактивный урок изучения , анализа  различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...

Разработка урока "Нравственная оценка деятельности"

Материал урока обществознания для 10 класса...

Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...

разработка урока "Свобода в деятельности людей"

конспект урока по теме "Свобода в деятельности людей". Работа в группах, практические задания....

Разработки уроков и внеурочной деятельности по биологии с презентациями. 5-8 классы.

«Роль современного урока в процессе обучения биологии»        Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и создавать условия для их разв...