Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Интерактивный урок изучения , анализа различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_svoboda_v_deyat-ti_chel-ka.doc | 37 КБ |
svoboda_zadanie_no1.doc | 21 КБ |
svoboda_zadanie_no2.doc | 94.5 КБ |
svoboda_zadanie_no3.doc | 68 КБ |
adres_foruma_chto_takoe_svoboda.doc | 24 КБ |
aforizmy_o_svobode1.doc | 24.5 КБ |
svoboda_stih.doc | 19.5 КБ |
k_uroku_svoboda.ppt | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"
Цель: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Задачи:
- образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить общеучебные умения– работать с дополнительной литературой, грамотное владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы; демонстрировать навыки составления мини проектов.
- развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.
- воспитательная – формировать нравственные представления о свободе, человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе, презентации по теме, ватманы , фломастеры, клей, компьютеры, раздаточный материал.
Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода - познанная необходимость
План урока: 1. Организационный момент
2. Мотивация
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации
4. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
5 Защита проектов
6. Выводы
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход урока: 1. Организационный момент (создание 3 групп)
На экране (презентация) набор слов
«Ветер, птица, простор, выбор»
? Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?
Предположительный ответ - «свобода»
2. Мотивация- коробка с символом «несвободы»
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации
На экране (презентация) высвечивается тема «Свобода в деятельности человека»
Вводное слово учителя.
ХХ век стал для России временем томления по свободе. Она представлялась как благо, которое достанется в равной мере каждому желающему, которым каждый сможет распорядиться по своему разумению. Но последнее десятилетие ушедшего века преподнесло обществу неожиданную проблему: оказывается, мы не знаем, что такое свобода и как ею распорядиться, если ее вдруг оказалось много. Свобода – это великое чудо, которое нужно суметь удержать, достойно им распорядиться, в противном случае общество может скатиться в пропасть правового “беспредела”, что чревато огромной бедой для молодой российской демократии.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой главы, главным вопросом которой будет вопрос о свободе.
На столах ватманы и фломастеры
4. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
Задание 1
Учитель: Ребята , давайте мы с вами сейчас , работая в группах попытаемся создать Модель свободного общества, решая проблемы. Но это не все проблемы, их гораздо больше. А) Поэтому сейчас по 3 человека от группы, работая с тестом, набранным в компьютере, будут работать с текстом, выделяя проблемы
Б) Остальные работают с понятием «Свобода». Фиксируют на ватмане, (занимая 1/3) сформулированное понятия свое, в помощь можно использовать изречения философов представителей искусства и науки.
В) Поменяться ватманами (по кругу ) задать вопрос
(Выделяют проблемы, записываем в презентацию)
---Что такое свобода
---Как распорядиться свободой, если ее много
--каковы рамки свободы
--есть ли абсолютная свобода
--что значит быть свободным
Задание 2
Создайте свою модель свободного общества, пытаясь решить проблемы или учитывая их. (1/3 листа)
Задание 3 Выход в Интернет на форум «что такое свобода»
По 3 человека от группы за компьютеры, затем меняемся ( не более 3 минут)
Информация – Взять в папке Бударева электронный адрес, скопировать и вставить в окно «адрес»- поиск - зарегистрироваться. Можно свои размышления внести в форум.
Задание 4 (творческое) (1/3листа)
Группа 1 – «Кодекс свободного человека»
Группа 2 – Собрать стихотворение о свободе и приклеить
Группа 3 – Нарисовать «символ свободы»
5.Защита проектов и вопросы к ним других групп
(не более 2 минут)
Вопросы других групп
6. Выводы
1)Свобода-это великая ценность
2) абсолютной свободы нет
3)свобода предполагает выбор
4)свобода дает возможность для творческой самореализации
5) и т. д.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
п.12, мини-эссе (по выбору) тема «Свобода в экономической сфере деятельности»
«Свобода в политической сфере деятельности»
«Свобода в духовной сфере деятельности»
«Свобода в социальной сфере деятельности»
Предварительный просмотр:
Прочитать текст, проанализировать и выделить проблемы, связанные со свободой из предложенных текстов
Текст №1
В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
Текст №2
Бога нет, царя не надо
Губернатора убьем,
Платить подати не будем
Во солдаты не пойдем.
Предварительный просмотр:
Прочитать текст и схемы, проанализировать и выделить проблемы
Текст №1
Кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Текст №2 и схема
Французский философ Буридан сказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую предпочесть, осел умер от голода
Буриданов осел
Предварительный просмотр:
Прочитать текст и схемы, проанализировать и выделить проблемы
Текст №1
Есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.
Текст №2 и схема
Данте, говорил о людях «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Предварительный просмотр:
Адрес форума Что такое свобода?
http://startik.ru/wlight/ect/24s51o2335.html
-скопировать,
-выйти в Интернет,
-вставить в адрес,
- переход,
- зарегистрироваться, написать свое размышление о свободе,
- оставить форум открытым.
Предварительный просмотр:
Афоризмы о свободе
«Величайший плод ограничения желаний- свобода».(Эпикур)
«Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
“Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)
“Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)
«Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон)
Афоризмы о свободе
«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее бояться». (Б.Шоу)
«Свобода и распущенность - понятия, одно другому совершенно противоположное» (Квинтилиан)
«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах)
«Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк)
« Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.)
Афоризмы о свободе
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М. Клаудице.)
«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её для всех, несправедливый - только для себя».(Л.Берне)
«Величайший плод ограничения желаний – свобода». (Эпикур)
«Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным – значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать». (Ж.Лабрюйер).
“Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”. (Ф.М.Достоевский)
Предварительный просмотр:
Свобода - это право
выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за
что нам умирать ,
На что свою мечту
нещадно тратить ..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свобода - это право выбирать, С душою лишь советуясь о плате, Что нам любить, за что нам умирать, На что свою мечту нещадно тратить . И.Губерман
Тема: Свобода в деятельности человека
Цель урока: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Проблемы (вписать проблемы из таблицы по КОЗ) ??? Как распорядиться свободой если её много? Что такое свобода ?
Модель свободного общества ?
Форум Внимание !!! http://startik.ru/ wlight / ect /24s51o2335.html
задание Группа 1- Написать «Кодекс свободного человека» Группа 2- Выскажите свои аргументы в поддержку или в опровержение данного выражения . Группа 3- Нарисуйте Ваше видение символа «Свободы»
Выводы
Домашнее задание: п.12, мини-эссе по теме ( 1 по выбору) «Свобода в экономической сфере деятельности» «Свобода в политической сфере деятельности» «Свобода в духовной сфере деятельности» «Свобода в социальной сфере деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Методическая разработка урока "Стадии эволюции человека"
Урок биологии в 11 классе...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Методическая разработка ко дню пожилого человека
Примерный сценарий праздника ко Дню Пожилого Человека....
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...