конспект урока на тему "Деньги, их функции"
план-конспект урока по обществознанию

Сахарова Елена Николаевна

Материал предназначен для уроков обществознания во время изучение раздела "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_dengi_ih_funktsii._7_kl.docx122.15 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по истории

МБОУ «Черноморская средняя школа № 2 им. Жданова А.К.»

ФИО учителя

Сахарова Елена Николаевна

Предмет

история

Дата проведения

16.02. 2021

№ урока

23

Класс

7-а,б,в

Тема урока

Деньги, их функции

Целеполагание

Цель: сформулировать понятие денег, рассмотреть причины возникновения, а также знать их виды, усвоить функции денег с использованием эвристических методов обучения.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций; раскрыть основные функции денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы; развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение; развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.

  Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип  урока

комбинированный

Планируемые результаты

УУД ФГОС 

1. Личностные:

  • сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение денег  в жизни человека и общества

2. Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать   необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
  • коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

3. Предметные:

  • Научаться определять:  что такое деньги, функции денег, признаки денег, виды денег. Получат возможность научиться: анализировать факты из истории денег, определять функции денег, почему бумажные деньги вытеснили  металлические, работать с учебником, материалами Интернета, высказывать собственное мнение, суждения

Оборудование

учебник, тетради, раздаточный материал,

Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания по теме «Обмен, торговля, реклама» (Тест, письменно)

1. Действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую, — это:

А) обмен        Б) услуга        В) торговля

2. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к понятию «бартер»?

А) использование наличных денег                Б) безналичная форма оплаты

В) неравноценный обмен

3. Стоимость товара, выраженная в денежной стоимости

А) Стоимость        Б) Цена        В) Бартер

4. Потребительская стоимость товара определяет:        А) Полезность товара для людей

Б) Способность обмениваться на другие продукты        В) Качество товара

5. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товара путем купли-продажи

А) Обмен        Б) бартер        В) торговля

6. В Новом времени главном местом оптовой торговли был(и)

А) Рынок        Б) Ярмарки                В) Торговые площади

7. Вид торговли, осуществляемой в пределах одной страны:

А) межнациональная         Б) региональная         В) внутренняя        

8. Купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования — это:        А) опт                Б) экспорт        В) розница

9. Информация  о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи

А) Реклама                Б) Бартер        В) Обмен

10. Родиной современной рекламы считается:        А) Россия        Б) Япония        В) США

11.Торговля, осуществляющаяся с зарубежными странами является

А) Внутренней торговлей        Б) Внешней торговлей        В) Бартером

12. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях является примером

А) Бартера        Б) оптовой торговли                В) Розничной торговли

13. Главный принцип рынка:        А) Продавец должен как можно дороже продать товар

Б) Сделка должна быть выгодна продавцу и покупателю

В) Покупатель должен уметь торговаться

14. Всеобщим эквивалентом при товарообмене выступает (-ют):

А) деньги        Б) драгоценные камни        В) золото

15. Информация, формирование предпочтения, напоминание это ___ рекламы

А) Свойства рекламы        Б) Цели рекламы        В) Примеры рекламы

III. Мотивационно-целевой этап.

 - Сегодня на имя нашей школы пришла посылка. Адресована она учащимся для обучения в 8 классе. Я открыла. Посмотрите, что я в ней нашла. Подскажите, что это может быть? (Учащиеся видят розданные кусочки бумаги, ткани, перья, разноцветные камешки).

- Как вы считаете, что эти посылки могут означать?

Учащиеся отвечают, что посылки связаны с темой урока.

- Как вы считаете, о чем же пойдёт речь сегодня на уроке? (Выслушиваются разные версии).

Тема урока: «Деньги, их функции»

Эпиграф урока:        Деньги очень хороши, когда они служат нам, и очень плохи – когда повелевают нами.                Ф. Бэкон

Постановка задачи:

- Как вы считаете, что имел в виду Ф. Бэкон, когда так отзывался о деньгах?

IV. Изучение нового материала.

План урока.

1. История денег

2. Деньги на Руси

3. Функции денег

4. Деньги меняют обличье

5. Практическая работа

Пожалуй, сложно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость приобрести что-то необходимое. А что значат деньги для вас?  Учитель: - Деньги…

 А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?

Напишите их на доске. 

Задание: (на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства)

                                                Деньги

Ответы детей:         торговля,         богатство,         магазин,         копилка

Учитель: (Беседа): А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Ответы детей: Копейка рубль бережет.

Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь. 
Здоровье дороже денег.

1. История денег

         Рассказ учителя: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Задание: Прочитайте материал: «Что было деньгами»

Текст: «Что было деньгами».

         Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э.(слайд 8) Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера.

Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета».

Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.
         Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и т. д. 

Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят  пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.

Интересные факты из истории денег

  • Жители острова Яп использовали в качестве денег огромные каменные диски диаметром до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
  • Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
  • Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
  • 1993 год. Изобретены "цифровые деньги" - DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты - карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете.

Рассказ учителя: 

Учитель:  Так что же такое деньги?

Работа с учебником, задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски. (§ 13, стр. 106)

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

2. Деньги на Руси

    - В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определенного веса. Этот вес назвали гривной. Он равнялся 0.5 фунта.

В VIII – IX вв. на Руси появляются дирхемы – крупные серебряные монеты с арабскими надписями.

    - Первый русский рубль - удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам. Появился он на свет в XIII веке.

    - Деля рублевую гривенку на две части, получили полтины, на четыре - четвертаки. Из рубля делали мелкие монеты - деньги. Для этого рублевую гривенку вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили монету. В Москве из рубля изготовляли 200 денег, в Новгороде - 216.

    - В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы. На деньге мелкого веса, сделанной из серебра, изображался всадник с мечом. Эти монеты получили название мечевых. На деньгах крупного веса, тоже серебряных, изображался всадник с копьем в руках. Они назывались копейными денгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму, а размер - с арбузное семечко.

    - Самой мелкой монетой была "полушка". Она равнялась четверти копейки. До царя Федора Ивановича на русских монетах не ставился год выпуска. Этот царь впервые стал выбивать на копейках дату.

    - В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты. Одновременно выпустили полтинник, полуполтинник, гривенник, равный 10 копейкам, пятачок с надписью "10 денег" и алтын.

    - При Елизавете Петровне была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом. Был и полуимпериал - монета в 5 рублей.

     - Екатерина II осуществила проект: взамен громоздких медных денег выпустила бумажные ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Они свободно обменивались на медные деньги, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили два банка. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами.

      До конца XIX века денежная система России почти не изменялась.

     В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сделанные на плохой бумаге, без номеров и подписей, достоинством в 20 и 40 рублей. Их выпускали неразрезанными листами, величиной с газету. Подделать их было легко, и в стране появилось множество фальшивых денег.

В 2001-м году в обращение выпущены модифицированные банкноты (Билеты Банка России) образца 1997 года, достоинством 10, 50, 100, 500 рублей, на банкнотах имеется обозначение: "Выпуск 2001".

Функции денег

Учитель: А теперь мы выясним основные функции денег.

Работа со схемой

Picture background

Задание: Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

3. Деньги меняют обличье

Рассказ учителя: Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

4. Практическая работа учащихся

Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)

Запись в тетрадь: 

Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. 

Учащимся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.

В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.

Учитель: Обратите внимание, перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет. 

Запись в тетрадь: 

Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Легенда – надписи на монете

Гурт – боковая поверхность монеты

IV. Закрепление изученного материала.

Задание1. Заполнение таблицы с учащимися

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

?

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

?

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

?

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

?

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

?

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

?

Задание 2. Игра «Загадку отгадай-ка»

На товаре быть должна

Обязательно…

(Цена)

И врачу, и акробату

Выдают за труд…

(Зарплату)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьет…

(Кассир)

Из какого аппарата

Выдается нам зарплата?

(Банкомат)

Дядя Коля нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется…

(Монета)

Чтоб хранить свои доходы,

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

(Копилка)

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

(Деньги)

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

(Кошелек)

Маленькая,

Кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни с чему сама не годна,

А всем нужна.

(Монета)

Задание 3. (Беседа)        Вопросы:

  1. Какую тему мы сегодня изучили?
  2. Какие новые термины мы теперь знаем?
  3.  Какие функции денег мы сегодня изучили?

V. Итоги урока. Рефлексия.

Ответить на любые два вопроса на листочках:

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- За что ты можешь поблагодарить учителя?

- Что думал?

- Что чувствовал?

- Что приобрел?

- Что удивило?

VI. Домашнее задание: § 13 прочитать,  ответить на вопросы  По выбору:
* Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег.

*Выполнить письменно задание 4 на стр. 113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Построение графика квадратичной функции"

Конспект урока алгебры в 8 классе "Построение графика квадратичной функции" разработан с применением матричной технологии и содержит алгоритм учебной деятельности: познавательный мотив,  учебная ...

План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"

Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....

План-конспект урока по алгебре "Квадратичная функция" 9 класс

Одним из разделов содержания математического образования в основной школе является раздел «Функции». Содержание этого раздела нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейше...

Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе

Представлена технологическая карта урока с презентацией...

Конспект урока по математике "Линейная функция и ее график"

Урок на тему "Линейная функция и ее график." Урок изучения нового материала ....

Конспект урока « График и свойства функции у =ах2"

Конспект урока « График и свойства функции у = ах2»содержит подробный развернутый план урока по изучаемой теме. Он будет полезным начинающим учителям и молодым специалистам. Предлагаемое изучение данн...