Технологическая карта урока "Гражданин РФ"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Князева Татьяна Александровна

Технологическая карта и презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Гражданин Российской Федерации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гражданин РФ34.93 КБ
Файл гражданин РФ1.12 МБ

Предварительный просмотр:

У р о к

Тема урока

Гражданин Российской Федерации

Тип урока

 Урок изучения нового материала

Цель урока

сформировать у обучающихся представление о гражданстве как важной правовой категории.

Образовательные

ресурсы

учебник Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, рабочая тетрадь, раздаточный материал, ноутбук, проектор, презентация.

План урока

  1. Гражданство РФ.
  2. Права и обязанности гражданина РФ.
  3. Воинская обязанность.
  4. Альтернативная гражданская служба.

Ценностно-смысловые

ориентиры

осознание важности гражданства как правовой связи человека с государством

Основные понятия

гражданин, гражданство,  права и обязанности гражданина, налогоплательщик,  воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства.

Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; переработка и структурирование информации; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Развитие российской гражданской идентич-ности, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; готовность к служению Отечеству, его защите.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Фронтальная

Быстрое включение в деловой ритм.

II.

Актуализация

знаний

Изучение нового материала целесообразно начать с выполнения следующего задания:

- Необходимо сравнить две карты России (до марта 2014 года и после); выявить между ними различия (в последней карте к России добавился полуостров Крым).

- Перейти к вопросу о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ.

- Обозначить тему урока и попросить учащихся сформулировать задачи, которые нужно будет выполнить в ходе данного урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Записывают тему урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Проблемный метод

Устный опрос

Устный опрос

III.

Изучение

нового

материала

Изучение нового материала сопровождается заполнением учащимися  интеллект-карт.

Изучение первого вопроса плана происходит с помощью просмотра видеоролика и работы с учебником на стр. 229-231. Отвечают на вопросы: что такое «гражданство», «подданство», перечисляют основные принципы российского гражданства и заполняют схему «Основания приобретения гражданства РФ».

Организует решение юридических задач по вопросу определения гражданства.

По второму пункту плана организует работу учащихся с текстом Конституции РФ и выполнение второго задания в интеллект-картах.

По третьему пункту плана организует работу с параграфом (стр.232-234)  и выполнение третьего задания в интеллект-картах.

По четвертому пункту плана организует работу с параграфом (стр.234-235)  и выполнение четвертого задания в интеллект-картах.

Смотрят видео, используя учебник, выполняют первое задание в интеллект картах

Решают юридические задачи, используя извлечения из Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ»

Анализируют отрывки из Конституции и выписывают основные обязанности гражданина РФ.

Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Воинская обязанность в РФ»

Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Альтернативная гражданская служба»

Индивидуальная работа

 

Работа в парах

Индивидуальная работа

Индивидуальная  работа

Индивидуальная работа

Записи в интеллект-картах

Устный опрос

Записи в интеллект-картах

Записи в интеллект-картах

Записи в интеллект-картах

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует выполнение заданий №3,4 (стр.236-237) в конце параграфа.

Выполняют задания №3,4 в конце параграфа

Фронтальная работа

Устный опрос

V. Итоги урока. Рефлексия

Организует повторение основных понятий темы.

Подводит итоги урока, выставляет отметки за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Устный опрос

Домаш-нее задание

Параграф 22, эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»                                                                                                                                         (Николай Алексеевич Некрасов)

Приложение 1

Интеллект-карта темы «Гражданин РФ»

Фамилия, имя учащегося________________________________________

  1. Выполните задания, используя текст учебника на стр. 229-231

1.1. Дайте определения следующим понятиям:

Гражданство_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подданство________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Перечислите основные принципы российского гражданства

А)___________________________________________________________________________

Б)___________________________________________________________________________

В)___________________________________________________________________________

Г)___________________________________________________________________________

1.3. Заполните схему

  1. Выпишите основные обязанности гражданина по Конституции РФ

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу, используя текст учебника на стр.232-234

Возраст постановки на воинский учет

Кто подлежит призыву на военную службу?

Срок военной службы

Кому предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу?

4.  Заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 234-235

Что такое альтернативная гражданская служба?

Кому предоставляется право на замену военной службы АГС?

Срок АГС

Как гражданин РФ  может реализовать свое право на АГС?

5. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

6. Домашнее задание

Параграф 22, эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»                                                          

                                                                                      (Николай Алексеевич Некрасов)

Приложение 2

Юридические задачи

Задача 1. В семье Крейтор родился долгожданный сын. Мама новорожденного Мити имеет гражданство России, а его отец является гражданином Германии. Родственники, которые пришли встречать мать с сыном в московский роддом, заспорили: гражданином какого государства будет Митя? Дайте юридическую консультацию родственникам.

Задача 2. Во дворе одного из детских учреждений города Элисты был обнаружен кем - то подброшенный маленький мальчик. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось. Гражданином какого государства будет являться мальчик?

Задача 3. Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Задача 4. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она вышла из российского гражданства. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. На каких условиях и в какие сроки она может вновь стать гражданкой РФ? Подготовьте юридический совет по возможным действиям в подобной ситуации на ее примере.

Задача 5. Гражданин иностранного государства, работающий по контракту в РФ, решил получить гражданство РФ. Назовите любые четыре требования, которым он должен соответствовать для приобретения гражданства РФ в общем порядке.

Приложение 3

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.10.2019) (Извлечения)

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

д) владеют русским языком;

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Приложение 4

Конституция Российской Федерации

(извлечения)

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Задание: Какие обязанности гражданина РФ прописываются в Конституции РФ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1 6 марта 2014 года – референдум по двум вопросам: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» 96,77 % проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня. 11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. С 25 апреля 2014 года между Крымом и Украиной установлена государственная граница России.

Слайд 4

Гражданин Российской Федерации

Слайд 5

Диаграмма списков

Слайд 7

А.Ф.Никитин «Основы права» - стр. 112-113 – краткий конспект

Слайд 8

А.Ф.Никитин «Основы права» - стр. 112-113 – краткий конспект

Слайд 9

Воинская обязанность в РФ Возраст постановки на учет 17 лет Кто подлежит призыву на военную службу Мужчины в возрасте от 18 до 27 лет Срок военной службы 12 месяцев срочной службы Кому предоставляется право отсрочки Некоторым категориям граждан согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Слайд 10

Альтернативная гражданская служба Что такое АГС Особый вид трудовой деятельности в интересах государства, осуществляемой взамен службы по призыву Кто имеет право на АГС Если служба противоречит убеждениям или религии гражданина, а также представители малых народов Срок АГС 21 месяц

Слайд 11

Д/З: параграф 22 Эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...