Технологическая карта урока "Гражданин РФ"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Гражданин Российской Федерации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гражданин РФ | 34.93 КБ |
гражданин РФ | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
У р о к
Тема урока | Гражданин Российской Федерации | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цель урока | сформировать у обучающихся представление о гражданстве как важной правовой категории. | ||
Образовательные ресурсы | учебник Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, рабочая тетрадь, раздаточный материал, ноутбук, проектор, презентация. | ||
План урока |
| ||
Ценностно-смысловые ориентиры | осознание важности гражданства как правовой связи человека с государством | ||
Основные понятия | гражданин, гражданство, права и обязанности гражданина, налогоплательщик, воинская обязанность, альтернативная гражданская служба | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства. | Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; построение жизненных планов во временной перспективе. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; переработка и структурирование информации; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Развитие российской гражданской идентич-ности, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; готовность к служению Отечеству, его защите. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Фронтальная | Быстрое включение в деловой ритм. |
II. Актуализация знаний | Изучение нового материала целесообразно начать с выполнения следующего задания: - Необходимо сравнить две карты России (до марта 2014 года и после); выявить между ними различия (в последней карте к России добавился полуостров Крым). - Перейти к вопросу о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ. - Обозначить тему урока и попросить учащихся сформулировать задачи, которые нужно будет выполнить в ходе данного урока. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Записывают тему урока в тетрадь. | Фронтальная работа Проблемный метод | Устный опрос Устный опрос |
III. Изучение нового материала | Изучение нового материала сопровождается заполнением учащимися интеллект-карт. Изучение первого вопроса плана происходит с помощью просмотра видеоролика и работы с учебником на стр. 229-231. Отвечают на вопросы: что такое «гражданство», «подданство», перечисляют основные принципы российского гражданства и заполняют схему «Основания приобретения гражданства РФ». Организует решение юридических задач по вопросу определения гражданства. По второму пункту плана организует работу учащихся с текстом Конституции РФ и выполнение второго задания в интеллект-картах. По третьему пункту плана организует работу с параграфом (стр.232-234) и выполнение третьего задания в интеллект-картах. По четвертому пункту плана организует работу с параграфом (стр.234-235) и выполнение четвертого задания в интеллект-картах. | Смотрят видео, используя учебник, выполняют первое задание в интеллект картах Решают юридические задачи, используя извлечения из Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ» Анализируют отрывки из Конституции и выписывают основные обязанности гражданина РФ. Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Воинская обязанность в РФ» Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Альтернативная гражданская служба» | Индивидуальная работа
Работа в парах Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Записи в интеллект-картах Устный опрос Записи в интеллект-картах Записи в интеллект-картах Записи в интеллект-картах |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Организует выполнение заданий №3,4 (стр.236-237) в конце параграфа. | Выполняют задания №3,4 в конце параграфа | Фронтальная работа | Устный опрос |
V. Итоги урока. Рефлексия | Организует повторение основных понятий темы. Подводит итоги урока, выставляет отметки за работу на уроке. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Устный опрос |
Домаш-нее задание | Параграф 22, эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Николай Алексеевич Некрасов) |
Приложение 1
Интеллект-карта темы «Гражданин РФ»
Фамилия, имя учащегося________________________________________
- Выполните задания, используя текст учебника на стр. 229-231
1.1. Дайте определения следующим понятиям:
Гражданство_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подданство________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Перечислите основные принципы российского гражданства
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________
В)___________________________________________________________________________
Г)___________________________________________________________________________
1.3. Заполните схему
- Выпишите основные обязанности гражданина по Конституции РФ
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу, используя текст учебника на стр.232-234
Возраст постановки на воинский учет | |
Кто подлежит призыву на военную службу? | |
Срок военной службы | |
Кому предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу? |
4. Заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 234-235
Что такое альтернативная гражданская служба? | |
Кому предоставляется право на замену военной службы АГС? | |
Срок АГС | |
Как гражданин РФ может реализовать свое право на АГС? |
5. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
6. Домашнее задание
Параграф 22, эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
(Николай Алексеевич Некрасов)
Приложение 2
Юридические задачи
Задача 1. В семье Крейтор родился долгожданный сын. Мама новорожденного Мити имеет гражданство России, а его отец является гражданином Германии. Родственники, которые пришли встречать мать с сыном в московский роддом, заспорили: гражданином какого государства будет Митя? Дайте юридическую консультацию родственникам.
Задача 2. Во дворе одного из детских учреждений города Элисты был обнаружен кем - то подброшенный маленький мальчик. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Задача 3. Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?
Задача 4. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она вышла из российского гражданства. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. На каких условиях и в какие сроки она может вновь стать гражданкой РФ? Подготовьте юридический совет по возможным действиям в подобной ситуации на ее примере.
Задача 5. Гражданин иностранного государства, работающий по контракту в РФ, решил получить гражданство РФ. Назовите любые четыре требования, которым он должен соответствовать для приобретения гражданства РФ в общем порядке.
Приложение 3
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.10.2019) (Извлечения)
Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Приложение 4
Конституция Российской Федерации
(извлечения)
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Задание: Какие обязанности гражданина РФ прописываются в Конституции РФ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 6 марта 2014 года – референдум по двум вопросам: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» 96,77 % проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня. 11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. С 25 апреля 2014 года между Крымом и Украиной установлена государственная граница России.
Гражданин Российской Федерации
Диаграмма списков
А.Ф.Никитин «Основы права» - стр. 112-113 – краткий конспект
А.Ф.Никитин «Основы права» - стр. 112-113 – краткий конспект
Воинская обязанность в РФ Возраст постановки на учет 17 лет Кто подлежит призыву на военную службу Мужчины в возрасте от 18 до 27 лет Срок военной службы 12 месяцев срочной службы Кому предоставляется право отсрочки Некоторым категориям граждан согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Альтернативная гражданская служба Что такое АГС Особый вид трудовой деятельности в интересах государства, осуществляемой взамен службы по призыву Кто имеет право на АГС Если служба противоречит убеждениям или религии гражданина, а также представители малых народов Срок АГС 21 месяц
Д/З: параграф 22 Эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...