Технологическая карта урока «Власть и политика»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Добродеева Наталья Евгеньевна

Запись хода учебного занятия в виде технологической карты даёт учителю возможность ещё на стадии подготовки к нему максимально детализировать содержание урока, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме. ТК позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, приёмов и методов учебной деятельности на каждом этапе урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_vlast_i_politika_dobrodeeva_n.e.docx99.83 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Добродеева Н.Е.

Должность: учитель  истории  и  обществознания

ОО: ГБОУ Гимназия №11

Технологическая карта урока «Власть и политика»

Предмет: обществознание                Класс: 11                Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний                   

УМК: учебник «Обществознание» (Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Базовый уровень).

Тема урока: «Власть и политика»

Цель: охарактеризовать сущность политической власти и её особенности

Целеполагание для ученика:

Зачем обычному человеку участвовать в политике?

Целеполагание для учителя (управленческие задачи):

- всесторонне охарактеризовать  политику как общественное явление;

- содействовать формированию мотивации познавательной активности школьников и интерес к предмету «Обществознание»;

- выявлять многообразие точек зрения по обсуждаемой теме;

  1. - содействовать воспитанию личности, способной к самореализации, с чувством собственного достоинства и активной жизненной позиции;

- адекватно оценивать результаты деятельности учащихся, используя различные формы деятельности (индивидуальная, парная, групповая).

Планируемый результат: 

Понять, насколько важно каждому гражданину не только осознавать свои интересы, но и заявлять о них власти, бороться за свои права.

Личностные:

Сформированность гражданской позиции выпускника как активного и сознательного члена российского общества, способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять план деятельности; способность использовать различные ресурсы для достижения целей; умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

Познавательные:  

Владение базовыми понятиями политологии, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и иные связи в сфере политики, способность применять полученные знания в повседневной жизни.

Опорные понятия, термины: власть, политика, субъекты политики, политическая власть

Новые понятия, термины: компоненты, источники и виды власти; ресурсы и формы политической власти; легитимность; связь политики с моралью, правом и экономикой

Домашнее задание: учебник, §19 – читать

Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1. Организационный этап      

(1 мин.)

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих учащихся в журнале.

Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

(5 мин.)

- Актуализация знаний учащихся о политической сфере жизни общества (данная тема изучалась в 9-м классе), выполняя задания mini-теста_

1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) Состязательные регулярные выборы. 2) Однопартийная система. 3) Командно-административные методы управления. 4) Сильная президентская власть.

2. К признакам государства не относится.

1) Сбор налогов. 2) Суверенитет. 3) Издание законов. 4) Создание общественных организаций.  

3. Верны ли суждения о гражданине?

А. Гражданин связан с государством взаимными правами и обязанностями.

Б. Государство должно удовлетворять потребности гражданина.

1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны

4. Какое из приведённых понятий объединяет все остальные?

1) Политико-правовой режим. 2) Форма государственного устройства. 3) Форма государства. 4) Форма правления.

5. В государстве К. президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несёт ответственность перед парламентом. Какую форму правления имеет государство К.?

1) Абсолютная монархия. 2) Конституционная монархия.   3) Парламентская республика. 4) Президентская республика.

Учитель предлагает выполнить mini-тест.

Учащиеся выполняют mini-тест.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(4 мин.)

- Проблемная ситуация_

«- Иван! Ты собираешься в это воскресенье ехать на дачу с предками? -  спросил друга «спортсмен» Ромка. – Я со своими тоже поеду. У нас тот же посёлок. Давай вместе сходим на рыбалку!

- Нет, мы на дачу не поедем, - мотнул головой «умник» Ваня. – В воскресенье выборы в Городскую думу. Мой отец обязательно пойдёт. А твои разве не пойдут?

- У меня отец никогда на выборы не ходит, - отмахнулся Ромка. – Он говорит, что «нормальному человеку в политику лезть незачем: там всё равно всё без нас решат!»

- Зря он так думает! – буркнул Ваня. – Если нормальные люди на выборы ходит не будут, тогда точно без них всё решат!.. Скажи, а он у тебя на работу и в магазин ходит? Книги читает? С друзьями встречается? За квартиру, воду, электричество платит? Делами по дому занимается?

- Конечно! Нашёл, что спрашивать! Мы же обычные люди…

- А раз «обычные люди» - начал объяснять Ваня, - надо на выборы, как в магазин, ходить. И политикой заниматься, как домашним хозяйством.

- Скажешь тоже! – махнул рукой Ромка».

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: «В чём, с вашей точки зрения, противоречат друг другу Рома и Иван? Какой проблемный вопрос вытекает из их обсуждения?»

Учитель в ходе обсуждения предложенной проблемной ситуации стремится подвести учащихся к мысли о важности того, чтобы гражданине были готовы осознавать свои интересы и заявлять о них власти, бороться за свои права.

Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем формулируют цели и задачи урока.

4. Открытие новых знаний.

(20 мин.)

1) Власть: компоненты, источники и виды.

- Упражнение со стулом: стул ставится перед классом и одного из ребят учитель приглашает поучаствовать в упражнении, а для остальных учащихся ставится задача: «Попробуйте использовать те или иные способы, с помощью которых вы сможете убедить вашего одноклассника сесть на стул»_

Учитель проводит Упражнение со стулом.

По мере проведения данного упражнения ребята выясняют, какие существуют инструменты/источники власти: принуждение (насилие), страх, закон, информация, шантаж и др.

2) Политика. Субъекты/объекты и уровни политики.

- Самостоятельная работа с учебником (§19, п. «Политическая деятельность и общество», стр. 212-214): составьте кластер «Субъекты политики»_

Учитель предлагает задание по учебнику. Затем организует обсуждение кластера «Субъекты политики», делая акцент на признаках, присущих всем активным участникам политической жизни.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником.

Наиболее сильные учащиеся получают дополнительное задание с целью выяснения вопроса об объектах политики:

а) внутренняя политика (экономика, социальная сфера, культура, кадры, национальные отношения, экология);

б) внешняя политика (международные отношения, мировое сообщество).

3) Политическая сфера и политические институты.

- Просмотр отрывка учебного видеофильма «Роль политики в жизни общества»_

Учитель предлагает посмотреть отрывок учебного видеофильма «Роль политики в жизни общества».

Учащиеся просматривают отрывок видеофильма.

- Задание «Дайте характеристику политической партии как политического института»_

-) Какую потребность удовлетворяет ПИ?

-) Какой вид политической деятельности осуществляет?

-) Какую группу людей включает в себя?

-) Какие политические нормы регулируют функционирование ПИ?

-) Какие средства используются для достижения поставленных целей?

-) Какие функции выполняет ПИ?

Учитель объясняет алгоритм выполнения задания для работы в парах. Затем организует обсуждение.

Учащиеся выполняют задание по алгоритму, работая в парах. Участвуют в обсуждении.

4) Политическая власть: признаки, ресурсы и формы.

- Самостоятельная работа с учебником (§19, п. «Политическая власть», стр. 217-218): опираясь на текст учебника, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Виды власти»_

План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ПЛАН ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ВЛАСТИ»

1. Понятие «власть», «политическая власть», «государственная власть»

2. Классификации власти:

а) по субъектам власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

б) по режиму правления: демократическая, авторитарная, тоталитарная

в) по правовому признаку: законная-незаконная, легальная-нелегальная

3. Классификация политической власти по М. Веберу:

а) традиционная, б) легальная, в) харизматическая

4. Иная классификация политической власти:

а) по месту: центральная, региональная, местная

б) по предназначению: законодательная, исполнительная, судебная

5. Государственная власть как один из видов власти в обществе.

Учитель объясняет алгоритм выполнения индивидуального задания. Затем организует обсуждение.

Учащиеся выполняют задание по алгоритму. Участвуют в обсуждении.

Наиболее сильные учащиеся могут выполнять данное задание, не используя текст учебника.

5. Первичное закрепление 

(3 мин.)

- Задание «Раскройте классификацию участников политической деятельности, данной М. Вебером»

«Участие личности в политике»_

Политики «по случаю» - люди, чьё участие в политике сводится к голосованию на выборах. Политики «по совместительству» - деятели, имеющие стабильный доход от научной, творческой, предпринимательской деятельности, имеющие возможность и желание постоянно на общественных началах участвовать в политической деятельности (например, в руководстве той или иной политической партией). Таких политиков называют общественными деятелями. Профессиональные политики живут «для политики» и «за счёт политики».

Учитель предлагает задание на первичное закрепление и проводит фронтальную беседу.

Учащиеся выполняют задание.  

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание) (6 мин.)

- Приём «Дерево предсказаний»_

"Дерево предсказаний": в качестве "ствола" (темы) предложен вопрос "Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет". Для "ветвей" ученики приводят свои прогнозы: "усиление/ослабление демократических основ", "усиление централизации власти", "возврат к однопартийной структуре" и т.д. Важно, чтобы заполнялись "листья" дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

Прием дерево предсказаний

Учитель делит класс на группы и организует работу в группах. Далее учитель представляет приём «Дерево предсказаний».  

Учащиеся работают в группах. Затем представляют результаты работы.  

По желанию кто-то из учащихся может делать данное задание индивидуально.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

1) учебник, §19 – читать;

2) ответить на вопросы к тексту «Цели и средства политической деятельности» (Макиавелли Н. «Государь». – М., 1990, с. 52-53):

Вопросы по тексту: Допускает ли Макиавелли использование безнравственных средств в политике? О каких средствах идёт речь? Каково личное отношение Макиавелли к этим средствам? При каких условиях, с точки зрения Макиавелли, применимы неблаговидные средства? По мнению автора, какие средства предпочтительны в политике?

«Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца. Такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя.

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали своё слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдёт того, кто даст себя одурачить…

Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять всё то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

Учитель даёт домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности

(4 мин.)

   

- Приём «Синквейн»_

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИМЕРЫ:

Тема «Политика и власть»

1) Политика

2) Внутренняя, внешняя

3) Управляет, коммуницирует, связывает

4) Россию с колен поднимает

5) Управление

Тема «Политика и власть»

1) Власть

2) Политическая, родительская

3) Подчиняет, контролирует, влияет

4) Граждан страны защищает

5) Порядок

Учитель представляет приём «Синквейн» и предлагает подвести итоги по текущему уроку.

Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.

Учащиеся работают в парах над синквейном. Затем представляют результаты работы.  

Список использованных источников:

  1. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л.Н. Боголюбов и др.]. – М., 2019.
  2. Обществознание. 11 класс. Рабочая программа. Поурочные разработки: базовый уровень/[Л.Н. Боголюбов и др.]. – М., 2020.

Интернет-источники:

  1. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  3. http://artclassic.edu.ru/ – коллекция Российского общеобразовательного портала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».

   Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, к...

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии "Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти"

Цель урока – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы на примере темы «Окончание Смутного времени: последствия, восс...

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе "Политика и власть"

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме "Политика и власть"...

Технологическая карта урока «Новая экономическая политика»

Технологическая карта урока - современная форма планирования учебного занятия, которая позволяет структурировать образовательный процесс, установив логическую взаимосвязь между всеми его этапами; быст...