Конспект урока по обществознанию "Общество и природа"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Кошкин Егор Петрович

Конспект урока по обществознанию "Общество и природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент (1 минута)

Проверка готовности учащихся к уроку и их психологического настроения в начале урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Актуализация (до 12 минут)

Предлагает учащимся рассмотреть схему «Общество и природа», прокомментировать ее содержание и ответить на вопрос:

«Что важнее для человека: общество или природа?» Попросит учеников пояснить их ответ.

Сейчас мы с вами рассмотрим такую ситуацию

Лесопилка «Огонек» расположена рядом с сосновым бором. Часть деревьев уже спилена и отправлена на дальнейшую переработку. 

1.Что в кейсе относится к обществу, а что — к природе?

2.Как существование лесопилки влияет на сосновый бор?

3.Как существование соснового бора влияет на лесопилку?

4.Что приносит людям больше пользы: бор или лесопилка? Почему?

5.Почему люди строят лесопилки рядом с лесом, а не наоборот? 

Примерные ответы учащихся:

Схема предполагает, что общество и природа это одно и то же. Общество не может без природы, и наоборот.

Важно общество, так как взаимодействуя с другими людьми, человек становится человеком, социализируется.

Важна природа, так как человек изначально жил в ней и от неё зависел. Так же и сейчас мы многое получаем от природы (продукты питания, сырьё и т.д.)

1.Лесопилка – к обществу, а бор – к природе

2.Существование лесопилки рядом с бором грозит полной вырубкой сосен

3.Существование бора рядом с лесопилкой обеспечивает людям рабочие места, сырьё для изготовления предметов из дерева

4.Бор – деревья учувствуют в фотосинтезе. Лесопилка – людям нужны кровати, столы, и т.д.

5.Если выращивать бор с лесопилкой, то придётся очень долго ждать, пока вырастут сосны.

Изучение нового материала (20 минут)

Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? Запишем её.

Какая будет цель урока?

А какие задачи мы можем поставить для её достижения?

Верно, молодцы.

Как вы понимаете, что такое общество? Давайте обратимся к словарю в конце учебника

Сейчас работаем с 1 пунктом параграфа. Вам его нужно прочитать и записать основные признаки общества и что такое общественные отношения.

Правильно. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить общественные отношения?

На слайде представлены примеры общественных отношений. Вам нужно разделить их на отношения сотрудничества и соперничества и объяснить. Почему именно так, а не иначе. (карточку на парту, работа в паре, 3 минуты

Отлично. Справились ли мы с первой задачей?

Теперь переходим ко второй. Как она звучала?

А что же такое природа?

Вы дали определение природы в широком смысле, но существует узкий смысл этого понятия. Природа – это биосфера, т.е. естественные условия жизни человека и общества.

Сравните, в чем отличие широкого смысла определения от узкого.

Молодцы. Разобрались мы со второй задачей? Что у нас ещё осталось?

Как вы думаете, как они могут взаимодействовать?

Верно. Сейчас вы будите работать в группах (4 группы по 5 человек) по вопросу: Как могут взаимодействовать между собой природа и общество. Для этого вам нужно разделиться на группы, у каждой будет свой вопрос. После чего вы на него отвечаете, работая с 3 пунктом учебника, а так же используя свой жизненный опыт.

Работа с карточками и вопросами к ним

Взаимосвязь общества и природы

Как влияют природа и общество друг на друга

1.Что такое общество, как оно устроено, что такое общественные отношения

2.Что такое природа

3.Как взаимодействуют между собой общество и природа

Выдвигают идеи, работают со словарём

1.Единая территория, на которой существует данное общество. Данный признак не всегда является постоянным, так как некоторые народы могут перемещаться;

2.Общие социальные признаки. Общество может объединять интересы, работа, социальный класс или даже возраст;

3.Способность общества существовать без чужого влияния - самодостаточность. Также сюда относят автономность;

4.Единство культуры и ценностей.

Общественные отношения – связи между людьми

Когда люди помогают друг другу (сотрудничество) и когда соревнуются друг с другом (соперничество)

Сотрудничество – работники одного предприятия, выпускающие автомобили, музыканты в оркестре, спортсмены, выступающие за свою страну. Здесь от работы каждого зависит общий результат

Соперничество – всё остальное, так как в этих случаях участники либо соревнуются, либо конкурируют друг с другом

Да

Учащиеся называют ассоциации: лес, озеро, животные, цветы, горы и т.д., затем дают определение: Природа – это все, что нас окружает, не созданное человеком

Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм. Природа в узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества

Да. Как же взаимодействуют общество и природа между собой.

Могут как положительно влиять друг на друга, так и наоборот

Заполняют таблицу, обсуждают ответы.

Выступает один человек от группы, остальные случают, соглашаются или не соглашаются, дополняют

Первичное повторение (5 минут)

Перед вами картинка. Что на ней изображено?

Кто это мог сделать? Как это сказывается на природе?

Есть ли в нашем районе свалки?

Как вы сами можете с этим бороться? И зачем? Как мы сами можем сохранить природу?

Это свалка, она образовалась из-за людей. Она очень вредит природе, так как от неё может начаться заражение грунта, вод. Мусор разлагается, привлекая крыс, тараканов, разнося токсичный газ.

Выдвигают версии

Систематизация и обобщение, рефлексия (5 минут)

Вернемся к цели нашего урока, достигли ли мы её?

Примерный ответ учащихся:

Да, достигли. Человек и природа могут как положительно, так и негативно влиять друг на друга

Домашнее задание (2 минуты)

Параграф 13, стр. 114 «проверяем наши знания и умения» №4 письменно

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Д.Паустовский.На уроке идет знакомство с типом речи -...

Конспект урока.Отношение христианина к природе.

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...

Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"

конспект урока + презентация урока " "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...