ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Марина Петровна Болдырева

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 7 КЛАСС.

Урок 4– 5.     ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.

Цели
и задачи

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.

Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.

Подвести учащихся к пониманию механизмов защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе;

Метапредметные:

1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Образовательные технологии

Проблемное обучение

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library

Оборудование

Конституция РФ (гл. 2),  Учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Основные
понятия

Права и свободы, обязанности, неотчуждаемые, право, правовой статус, закон, Конституция РФ.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.  Организационный
момент
(1-2 мин)

 Приветствует учащихся.

        

Приветствуют учителя.

Коллективная

 Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятель-

ности
(4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Ребята какую тему урока мы изучали на прошлом уроке. Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1.  Установите соответствие между понятиями и их определениями.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) Нецензурная брань в общественном месте

Б) Угон автомобиля

В) Невозврат процентов по кредиту

Г) Самовольное отсутствие военнослужащего в военной части

1) дисциплинарный проступок

2) гражданско-правовой проступок

3) административный проступок

4) преступление

Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.

—  Пусть присяжные решают, виновен он или нет, - произнес Король в двадцатый раз за этот день.

—  Нет! - сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!

—  Чепуха! -сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

—  Молчать! - крикнула Королева, багровея.

—  И не думаю,- ответила Алиса.

—  Рубите ей голову! - крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

  • Как вы думаете, права ли Королева?
  • Какие права гражданина были нарушены?
  • Какую обязанность нарушила Королева?
  • Можно ли считать что Алиса считается свободным гражданином сказочного королевства?

(Ответы учеников.)

—  Предположите, о чем мы будем говорить.

Тема уроков: «Права, свободы, обязанности гражданина РФ».

—  На какие вопросы нам предстоит ответить, какие цели мы ставим перед собой?

 (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

Цель урока:

Узнать, где закреплены права, свободы и обязанности гражданина РФ.

Узнать какие имеются группы прав и свобод гражданина РФ.

Какие обязанности закреплены за гражданином РФ.

Задачи урока:

Определить закон, который закрепляет права, свободы и обязанности гражданина РФ. Ознакомиться с его содержанием.

План уроков

  1. Правовой статус человека и гражданина
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Обязанности человека и гражданина

Проблемный вопрос

  1. Почему права и свободы являются высшей ценностью?
  2. Почему соблюдать права невозможно, если законом не установлены обязанности?

Ребята, как сегодняшняя тема урока связанна с прошлой, и зачем полученные нами знания сегодня нужны в последующем изучении дисциплины обществознания.

(ответы учеников)

- мы говорили о правонарушениях, что такое правонарушения и их виды, теперь на нужно узнать какие права, свободы и обязанности гражданина существуют чтобы их не нарушать, а в последующем мы будем более предметно изучать законодательство.

Слушают учителя, принимают участие

в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные: контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение
нового материала                  

(10-12 мин)

Рассказ учителя, сообщения учеников,
с элементами беседы.

1. Правовой статус человека и гражданина.

Давайте с вами послушаем сообщения по вопросу «правовой статус человека и гражданина» и попробуем на основании полученной информации дать ответы н два вопроса:

  1. Что такое права и свободы человека?
  2. Что такое правовой статус гражданина РФ?

Сообщение ученика.

(Ответы учеников)

Права и свободы человека — это законодательно определённая мера возможного поведения человека. Основные права и свободы принадлежат каждому человеку изначально, они неотчуждаемы. Уже само рождение человека предполагает, что он становится обладателем этих прав.

Правовой статус гражданина РФ - это исключительные права гражданина РФ, на которые не может претендовать гражданин другого государства.

2.Права и свободы человека и гражданина.

Давайте с вами послушаем сообщения по вопросу «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» и попробуем на основании полученной информации дать ответы н два вопроса:

- В каком законе закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина?

- Какой силой обладает этот закон?

- Какие же основные права и свободы человека и гражданина провозглашает основной закон нашей страны?

Задание для групп:

Какие бывают «Права человека»

«Анаграмма» соберите буквы и получите слова.

Задание для групп:

Давайте вместе прочитаем с вами Главу 2 Конституции. (приложение 1)

Задание: выделить основные группы прав человека.

  1. Гражданские (личные) права: 

(могут быть названы исходными, т.е. такими, без которых нет смысла вообще говорить о правах человека):

Право на :    

  1. жизнь
  2. свободу
  3. личную неприкосновенность
  4. честь
  5. достоинство
  6. выбор места пребывания и места жительства
  7. пользование родным языком

2  Политические права:

(обеспечивают возможномть участия граждан в политической жизни страны)

Право на :

  1. возможность участия граждан в политической жизни страны
  2. право избирать и быть избранным.
  3. объединения (союзы, партии, политические движения)
  4. на участие в мирных шествиях, митингах
  5. свободу информации.

3. Социальные права:

(позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ)

Право на :

  1. право на социальное обеспечение;
  2. право на образование;
  3. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  4. право на жилище;
  5. особые права детей и права инвалидов.

  1. Обязанности гражданина РФ.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

(Приложение 2)

(Проверка выполнения задания.)

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

IV. Работа по теме урока и закрепление изученного.
(7-8 мин)

Мы начали наш урок с отрывка из сказки «Алиса в стане чудес», в которой нашли случай нарушения прав человека. предлагаю и в завершении нашего урока для закрепления изученного тоже обратиться к известным сказкам.

Творческое задание.

Ответьте на вопросы. Слайды.

Внимательно слушают.

Выполняют
задания.

Самостоятельно читают текст, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

Личностные:

ориентироваться в актуальных общественных событиях, определять личную гражданскую позицию;

оценивать происходящие события и поведения людей с точки зрения морали и права;

предвидеть возможные последствия определённых социальных действий;

осознанно выполнять гражданские обязанности, защищать права человека и гражданина;

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.

(3-5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок

- В каком законе закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина?

- Какой силой обладает этот закон?

- О каких правах вы узнали?

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос, передавая символический значок

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес

к изучению предмета.

Устные ответы

VII. Домашнее задание
(1-2 мин)

Комментарий учителя

1.        Прочитать § 8.

2.        

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

VI. Рефлексия
(
3-4 мин)

Заключительная беседа.

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос урока.

  1. Почему права и свободы являются высшей ценностью?
  2. Почему соблюдать права невозможно, если законом не установлены обязанности?

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"

Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....

Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"

Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"...