Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности гражданина"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Гражданин и избирательное право. Проблема абсентеизма.
Цели:
• продолжить формировать представление учащихся о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей; о том, что он имеет права и обязанности;
• развивать коммуникативные навыки посредством работы в группах;
• формировать активную гражданскую позицию.
Форма урока. Урок- дискуссия.
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учащихся. Цель: вызвать интерес к теме занятия. | Вводное слово учителя. Тема, которую мы сегодня затронем, очень важна для каждого из нас. Послушайте информацию и определите , о ком пойдет речь. (Слайд 2) • В далекие античные времена так назывались свободные жители Афин и Рима. В средневековье так стали называть жителей вольных городов . Потом это слово все реже употреблялось людьми , но с новой силой слово зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе». • В нашей стране, в России это слово узаконилось после февральской революции 1917 года. О чем или о ком мы будем говорить? (Гражданин).(Слайд 3.) | Определяют тему урока . «Гражданин РФ». |
2. Сообщение темы занятия, ожидаемых результатов, хода занятия. | Итак, главный герой нашего урока- Гражданин. Цель урока: Мы вспомним сегодня, кого называют гражданином, какими правами и обязанностями обладает гражданина РФ. Попробуем выяснить, какова роль каждого из нас- граждан - в жизни общества и страны. На уроке мы будем работать в группах. Но проявить свои знания и позицию по вопросам урока может каждый. (Слайд 4.) | Распределяются по группам. |
3. Изучение нового материала. | Беседа. -Кого сегодня называют гражданином? - Понятие гражданин имеет нравственный и правовой смысл. Николай Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». По мнению Аристотеля «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению» - В каком из выражений отражен правовой, а в каком нравственный смысл? | Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. ( монологическая речь). |
4. Интерактивная работа. |
Слайд 5. А что значит правовое и нравственное содержание понятия гражданин. Определите, какие из перечисленных черт характеризует гражданина с нравственной точки зрения, а что- с правовой? - Мы на уроке рассмотрим правовое содержание понятия Гражданин и отношение его к государству. Слайд 8. Есть два вида принадлежности человека к государству: подданство и гражданство. -Что такое гражданство? (политико- правовая связь лица и государства) -Что такое подданство? ( принадлежность человека к определенному монархическому государству) - С чем связано определение гражданства и подданства?( с государством) - В чем выражается связь лица и государства? (наличие прав и обязанностей) Работа с первоисточником. Как закрепляется эта связь? ( права и обязанности закреплены в Конституции РФ) Используя текст Конституции, назовите основные обязанности граждан РФ. Слайд 10. -Права гражданина также зафиксированы в Конституции. Однако их намного больше, чем обязанностей. Основные права гражданина РФ делятся на три категории: личные (гражданские) права, политические и социально- экономические и культурные права.
Слайд 11. Проверяем таблицу. Одним из основных политических прав гражданина РФ является право участвовать в в управлении делами государства. Участие в управлении осуществляется через реализацию права избирать и быть избранными, права участия в отправлении правосудия. Слайд 12 (Фильм).
Постановка проблемного вопроса. Слайд 14.
Работа в группах.
Чтобы найти на этот вопрос, рассмотрим в группах следующие вопросы. |
Заполняют у доски таблицу.
Слайды 6- 7. Работают с текстом Конституции РФ. Выделяют обязанности гражданина РФ. (Слайд 9.)
Работая с текстом Конституции, классифицируют права человека и гражданина на личные, социально-культурные и политические . (таблица) Просмотр ролика о б избирательном праве. Раскрывают понятие АБСЕНТЕИЗМ, опираясь на имеющиеся знания и материалы толкового словаря.
Формулировка вариантов ответа. Работа в группах. Учащиеся готовят ответы на вопросы. Готовят представление своей работы. |
5. Закрепление . Цель: формирование активной гражданской позиции. | Наше будущее зависит от нашей молодежи. Именно ей предстоит строить мир, каким она себе его представляет. И здесь важна ваша гражданская позиция. Я предлагаю сейчас проявить её и изготовить листовки, призывающие к активному участию в политической жизни страны. | Изготавливают листовки, призывающие к участию в выборах, формированию активной гражданской позиции. |
6. Итог урока. Релаксация. |
С. Смайлс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"
Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....
Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»
Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции"
Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции", предназначен для учащихся 8 класса, в школе для детей с умственной недостаточн...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
конспект урока по теме "Воинская обязанность"
конспект урока по теме "Воинская обязанность" - 10 класс. Обществознание...
Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"
Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"...