Знаем ли мы права и обязанности гражданина Российской Федерации
методическая разработка по теме
Деловая игра для детей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_detey_i_roditeley.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для детей и родителей
«Знаем ли мы права и обязанности гражданина Российской Федерации»
Цели: правовое просвещение детей и родителей, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ.
Участники: 3 семьи учащихся среднего школьного возраста.
Оборудование: таблички (уголовная ответственность, административная ответственность, моральная ответственность, юридическая ответственность); карточки с заданиями.
План
- Вступительное слово классного руководителя.
- Представление команд.
- Конкурс «Знаете ли закон?»
- Конкурс «Преступление и наказание»
- Конкурс «Мораль или право?»
- Конкурс «Всегда ли правы родители?»
Ход игры
Классный руководитель:
Добрый день, участники и гости нашей семейной игры! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество – это господство законов.
Конкурс «Представление команд»
В течение 2-3 минут каждая из команд должны как можно ярче представить себя (название команды, девиз, эмблема). Максимальная оценка 5 баллов.
Конкурс «Знаете ли закон?»
Командам называются различные ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают, и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».
- Ученик разбил стекло (административная)
- Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная)
- Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная)
- Браконьер выловил 3 осетров (уголовная)
- Гражданин из мести поджог дом соседа (административная)
- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная)
- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная)
- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная)
- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (уголовная)
- Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная)
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Конкурс «Преступление и наказание»
Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.), в течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание.
Карточка №1
Константин Г. В возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые. (Ответ 4.)
Карточка №2
Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. Там он подрался с посетителями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно ударил его, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские. (Ответ 1.)
Карточка №3
Алесей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжёлой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.
Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил её, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.
Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых всё это произошло. (Ответ 2.)
Карточка №4
Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещён полностью. (Ответ 3.)
Карточка №5
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьёзную травму, а девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами.
Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное. (Ответ 3.)
Карточка №6
Анатолий З. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тысяч рублей. (Ответ 6.)
Варианты ответа:
- Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
- Условное осуждение.
- Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.
- Освобождение от наказания с передачей на поруки.
- Отсрочка исполнения наказания.
- Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строго режима.
За каждую верно решённую карточку команда получает 5 баллов.
Конкурс «Мораль или право?»
Классный руководитель:
Следующий конкурс будет для вас не лёгким. Я буду называть ситуацию, а вы должны будете определить, в каких случаях наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая. В конкурсе принимают участие дети:
- Сергей солгал матери (моральная)
- Николай разорил муравейник (юридическая)
- Террорист попытался угнать самолёт (юридическая)
- Тонул человек, прохожий не принял никаких мер (юридическая)
- Владимир положил в карман финский нож (моральная)
- Александр принял дозу наркотика (моральная)
- Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (моральная)
- Аркадий сломал дерево (моральная)
- Рабочий прогулял рабочий день (юридическая)
- Девушка украла чужого ребёнка (юридическая)
- Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая)
- Виктор ударил товарища (моральная)
- Анатолий пожадничал (моральная)
- Виталлий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая)
- Школьник мучил котёнка (моральная)
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс «Всегда ли правы родители?»
Классный руководитель:
Этот конкурс последний и решающий, каждой команде будет зачитана ситуация, ваша задача – прокомментировать её, ответив на мои вопросы.
Ситуация 1.
Мать: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в 11 ещё не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Классный руководитель:
О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет пункт второй, предусматривающий определённые ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире и является нарушением общественного порядка.
Ситуация 2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я буду шофёром? Да и придираетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Классный руководитель:
Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Закон здесь на стороне Марьи Ивановны. В соответствии со статьёй 13 учащийся имеет право высказывать свои претензии, но это необходимо сделать так, чтобы не пострадала репутация других людей, в данном случае учителя.)
Ситуация 3.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Классный руководитель:
Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.)
Классный руководитель:
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду победительницу. Мы с вами сегодня говорили о законах, и эта игра, надеюсь, помогла вам лучше узнать не только свои права, но и обязанности.
(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команды-победительницы.)
Литература:
Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Л.А.Обухова «Нетрадиционные формы работы с родителями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Я - гражданин Российской Федерации".
сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....
Вручение паспорта гражданина Российской Федерации
Пояснительная записка Получение паспорта гражданина Российской Федерации — основного документа, свидетельствующего о принадлежности личности к Российскому государству— высокая честь и од...
Творческая работа "Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации" ученицы 8 класса
« Конституция – совокупность писаных актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина»....
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...
Классный час «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».
Цель: познакомить детей с правами и обязанности гражданина РФ.Задачи:Образовательные:- повторить определение понятий «права» и «обязанности»- формировать систему правовых ...
Воинская обязанность гражданина Российской Федерации
В чем заключается воинская обязанность. Обязанности призывника. Отсрочка от призыва. Освобождение от службы в армии. Альтернативная гражданская служба...
Комментарии
Знаем ли мы права и обязанности гражданина Российской Федерации