Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"
классный час (8 класс) на тему
Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Человек-это звучит гордо.
Права и обязанности гражданина»
Проведен в 8-а классе 1 декабря 2010г.
Классный руководитель Павлова Н.В.
Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны.
Ход мероприятия.
1.Давайте подумаем: кто такой человек? (ответы учеников).
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек – это звучит гордо.
(Словарь Ожегова)
2. Что отличает человека от других живых организмов? (ответы учеников).
Каждый человек является гражданином своей страны, он имеет права, но вместе с тем и определенные обязанности. Давайте поговорим об этом подробнее. (15 мин.)
« Мы с удовольствием слушаем тех. Кто говорит нам о наших правах. Но мы не любим. Чтобы нам напоминали о наших обязанностях.» Э. Борк – английский политический деятель и писатель(1730-1797).
Что такое право? – Это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека.
Что такое обязанности гражданина? – это то, что обязан выполнять человек, не нарушая права и свободы.
Заполним таблицу основных прав и обязанностей человека.
№ | ПРАВА | ОБЯЗАННОСТИ |
1 | право на жизнь | не нарушать закон соблюдать Конституцию и законы России |
2 | право на достоинство | уважать права и свободы других лиц |
3 | право на свободу и личную неприкосновенность | платить законно установленные налоги и сборы |
4 | право на управление страной | сохранять природу и окружающую среду |
5 | право на свободу мыслей | защищать Отечество, нести военную службу |
6 | право на неприкосновенность частной жизни | заботиться о детях и их воспитании |
7 | право на благоприятную окружающую среду | обеспечить получение детьми основного общего образования |
8 | право на образование | заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и т.д. |
В каких документах говорится о правах человека? – Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948г.) Декларация – это не закон, в переводе с латинского означает объявление, провозглашение, документ, который содержит самые общие нормы и правила, эти нормы носят рекомендательный характер.
Конституция Российской Федерации – самый главный и основной закон страны. Во второй статье Конституции РФ говорится « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина – обязанность государства». Принята в декабре 1993года. Подведем небольшой итог « Долг и право – братья; у них одна мать – свобода. Они рождаются вместе в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе.» В. Кузен ( французский философ, 1792-1867).
3. Познай людей и самого себя.(10 минут)
Постарайся честно ответить на вопросы.
- Считаете ли вы, что убийц нужно наказывать по правилу «жизнь за жизнь», что смертную казнь не следовало отменять? (да-3; нет-5; не знаю-1.)
- Считаете ли вы, что ни один адвокат не должен в суде защищать закоренелого убийцу? (да-3; нет-5; не знаю-1)
- Согласны ли вы с приговором начальнику колонии, за то, что он избивал заключенных? (да-5; нет-3; не знаю-1)
- Согласны ли вы с мнением, что всех людей другой национальности, которые «скупили все базары» необходимо выселять из вашей местности? (да-3; нет-5; не знаю-1)
- Считаете ли вы правильным решение властей вскрывать письма граждан, чтобы быстрее разоблачать преступников? (да-3; нет-5; не знаю-1)
- Нужно ли, на ваш взгляд, запретить тратить время на митинги и демонстрации? (да-3; нет-5; не знаю-1)
- Считаете ли вы необходимым разрешить журналистам свободно критиковать любые партии и правительства? (да-5; нет-3; не знаю-1)
- Считаете ли вы необходимым запретить отъезд за рубеж тех специалистов, которых не кем заменить? (да-3; нет-5; не знаю-1)
Подсчитайте баллы.
36-40 баллов. Вы, в основном, понимаете и внутренне согласны с идеями, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека и во второй главе Конституции России. Вы уважаете свободу личности и не желаете чувствовать себя зависимым от несправедливой власти.
15-35 баллов. Вам больше по душе мнение тех людей, которые считают, что порядок в обществе может держаться на силе власти, даже, если она не справедлива по отношению к человеку. Но достоин ли человек подневольной жизни?
8-14 баллов. Скорее всего, вы еще ничего не поняли о вопросах прав и человеческого счастья. Самое печальное – это ответы « не знаю». Из не определившихся людей несправедливая власть легко делает послушную массу, которой все безразлично. Лишь бы «продавали дешевую колбасу».
4. Конкурсная программа.
- Права человека
Командам раздаются контрольные листы с фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. При ответах необходимо руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции Российской Федерации.(на обсуждение-4миуты; за каждый правильный ответ-1балл).
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________ (личную неприкосновенность).
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ____________________(получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на _____________________( пользование учреждениями культуры).
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино_________________________( иметь имущество в собственности).
- полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________(неприкосновенность жилья).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________
(уехать из своей страны и вернуться на Родину).
- Корыстные преступления.
Корыстные преступления- это преступления против собственности. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Время на выполнение задания-3 минуты.
Задания | ответы |
схватил шапку с головы прохожего и скрылся | грабеж |
залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | кража |
угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | разбой |
в автобусе залез пассажиру в карман | кража |
вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу | кража |
вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл | мошенничество |
затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей | вымогательство |
взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул | мошенничество |
- Вставь слово.
Командам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» А.С.Пушкина. Необходимо вставить пропущенные слова. Время на выполнение задания-2 минуты. За правильный ответ команда получает 2 балла.
Лишь там, над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
______________ мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.
Владыки! Вам венец и трон
Дает_____________- а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас________________.
(1-законов; 2,3-закон)
- Афоризмы
Команды получают по 2 набора карточек, на каждой из которых написано по одному слову. Нужно карточки расположить так, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей. Время на размышление 5 минут. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 2 балла.
- сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.
- законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.
( 1. Лень – это мать, у нее сын – воровство, а дочь – голод .( В. Гюго))
2. Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Дж. Локк)
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ___________________
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ____________________
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________________________
- полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ___________________
3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ___________________
4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино_________________________
5.полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________
6.Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на________________
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ___________________
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ____________________
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________________________
- полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________
Задания | ответы |
схватил шапку с головы прохожего и скрылся | |
залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | |
угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | |
в автобусе залез пассажиру в карман | |
вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу | |
вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл | |
затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей | |
взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул |
Задания | ответы |
схватил шапку с головы прохожего и скрылся | |
залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | |
угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | |
в автобусе залез пассажиру в карман | |
вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу | |
вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл | |
затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей | |
взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул |
Задания | ответы |
схватил шапку с головы прохожего и скрылся | |
залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку | |
угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения | |
в автобусе залез пассажиру в карман | |
вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу | |
вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл | |
затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей | |
взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул |
Лишь там, над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
______________ мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.
Владыки! Вам венец и трон
Дает_____________- а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас________________.
Лишь там, над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
______________ мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.
Владыки! Вам венец и трон
Дает_____________- а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас________________.
Лишь там, над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
______________ мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.
Владыки! Вам венец и трон
Дает_____________- а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаем ли мы права и обязанности гражданина Российской Федерации
Деловая игра для детей и родителей...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"
Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....
Конституционные права и обязанности гражданина РФ
Правовая помощь ученикам....
Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"
Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"...
Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности гражданина"
материалы к уроку...
Презентация по теме "Права и обязанности гражданина"
Обществознание, 10-11 классы...