8 класс "Сфера духовной жизни"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Методическая разработка урока обществознания в 8 классе по теме "Сфера духовной жизни общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sfera_duhovnoy_zhizni_konspekt.docx | 68.02 КБ |
rabochiy_list.docx | 37.57 КБ |
duhovnaya_sfera_zhizni.pdf | 2.9 МБ |
tehnologicheskaya_karta_8_kl.docx | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сфера духовной жизни
Класс: 8
Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.
Планируемые результаты: предметные УУД: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий Материальная и духовная культура, культурный человек-, выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России, метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы,, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы;
личностные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы, дополнительный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Какие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная). Как сферы взаимосвязаны друг с другом?
III. Постановка учебной задачи
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, что объединяет данные изображения?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Сегодня мы начинаем изучать духовную сферу
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)
- Тема урока «Сфера духовной жизни».
План урока
- Духовная сфера жизни общества.
- Многообразие культур.
- Развитие культуры в современной России.
- Изучение нового материала
Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». В науке существует почти 200 определений это понятия, так как практически каждый более-менее значительный ученый старался предложить свое видение данного вопроса. Познакомьтесь с наиболее распространенными определениями этого понятия. (работа с документом)
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
- Что общего у этих определений? Давайте попробуем сформулировать свое определение термина «культура» (ученики формулируют и записывают определение в рабочий лист).
Культура — это:
- совокупность материальных и духовных ценностей;
- то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
- творчество, изменяющее жизнь.
1. Духовная сфера жизни общества
Духовная жизнь, или духовная сфера – крайне важный элемент человеческой жизни. У человека есть не только материальные потребности. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Нам постоянно необходимо потреблять некие изобретения, открытия, произведения, которые сделаны не для улучшения материального благополучия. Слушать музыку, читать, любоваться произведениями искусства – всё это является для нас потребностью, поднимает наше настроение. Следует разобраться, из чего состоит духовная сфера.
- Работая с пунктом 1 параграфа 5 (стр.42-44) заполните схему в раб. листах и напишите основные отличия духовной сферы от всех остальных.
Духовная сфера:
- имеет сложную структуру;
- созданием, сохранением, распространением духовных ценностей непосредственно занято немало людей различных профессий;
- достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений.
- Многообразие мира культуры
- Мы выяснили, что культура имеет сложную структуру и может существовать в разных формах, с которыми мы сейчас будем знакомиться.
Просмотр видеоролика
- Сейчас, используя информацию из видео и материал на стр.45-46 учебника, охарактеризуйте каждую форму культуры (задание в рабочих листах)
- Развитие культуры в современной России
Говоря о духовной сфере общества, нельзя не уделить внимание развитию культуры в современной России.
Мнения, на этот счет, сложились достаточно разнообразно. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.
— Сейчас, работая с материалом учебника на стр.46-48, заполните таблицу (в рабочих листах)
Развитие культуры в современной России
Положительные черты | Негативные черты |
|
|
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы для дискуссии
- Кто должен финансировать развитие культуры в современной России?
- Хорошо или плохо то, что государство перестало быть единственным источником финансирования культуры?
- Почему в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти?
(Проводится мини-дискуссия.)
Подводя итог, необходимо отметить, что духовная сфера человека будто бы рисует человеческий образ. Экономика, политика, социальная сфера создают наше общество с точки зрения его жизнедеятельности. Духовная сфера не имеет таких глобальных задач. Вместе с тем, возможно, именно духовная сфера имеет самую глобальную задачу – сохраняет в нас то, что принято называть «человеческой чертой». А сохранение этого, быть может, самая важная задача для человечества.
V.Закрепление материала
Задания из ОГЭ (№3)
1.К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая
3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре
Задания из ОГЭ (№4)
4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
VI.Подведение итогов урока. Рефлексия
Рефлексия в рабочих листах
Домашнее задание: пар.5, задание 3,6 «В классе и дома» на стр.49-50 письменно.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Сфера духовной жизни»
Фамилия, имя учащегося__________________________________________________
Задание 1. Сформулируйте и запишите определение термина «культура»:
Культура - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя материал учебника на стр.42-44, выпишите основные отличия духовной сферы от остальных сфер и заполните схему «Структура духовной жизни общества»
Отличия духовной сферы:
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя материал учебника на стр.45-46, охарактеризуйте каждую форму культуры
Массовая культура Элитарная культура Народная культура
1.______________________ 1._______________________ 1._____________________
2.______________________ 2._______________________ 2._____________________
3.______________________ 3._______________________ 3._____________________
4.______________________ 4._______________________ 4._____________________
5.______________________ 5._______________________ 5._____________________
Задание 4. Используя информацию в учебнике на стр.46-48, заполните таблицу «Развитие культуры в современной России»
Положительные черты | Отрицательные черты |
Задания из ОГЭ (№3)
1.К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая
3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре
Задания из ОГЭ (№4)
4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Рефлексия. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
Приложение №1
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
Приложение №1
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
Приложение №1
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
Приложение №1
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
У р о к 6
Тема урока | Сфера духовной жизни | ||
Тип урока | урок изучения нового материала | ||
Цель урока | сформировать у обучающихся представление о духовной сфере жизни общества; охарактеризовать составляющие сферы духовной жизни. | ||
Образовательные ресурсы | учебник Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. и д. Обществознание. 8 кл., мультимедийная презентация, рабочие листы, раздаточный дидактический материал. | ||
План урока |
| ||
Ценностно-смысловые ориентиры | осознание важности культуры как одной из главных сфер общественной жизни. | ||
Основные понятия | материальная и духовная культура, массовая, элитарная и народная культуры | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, духовная сфера, выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; проводить анализ форм духовной культуры; характеризовать особенности духовной жизни России. | Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. | формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Фронтальная | Быстрое включение в деловой ритм. |
II. Актуализация знаний | Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного на предыдущих уроках: - Какие сферы общественной жизни вам известны? Каким образом они взаимосвязаны друг с другом? - Посмотрите, пожалуйста на слайд, что объединяет все эти изображения? О чем мы будем говорить на этом уроке? Что нам нужно будет выяснить о духовной сфере общественной жизни? | Отвечают на вопросы учителя. Делают предположения о теме урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная работа Проблемный метод | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | Изучение первого вопроса плана целесообразно начать с выяснения определения термина «культура» Организует работу с раздаточным материалом (приложение 1) и выполнение задания 1 в рабочих листах (приложение 2). Организует работу с материалом параграфа (стр.42-44) и выполнение задания 2 в рабочих листах По второму пункту плана организует работу учащихся с видеороликом, материалом параграфа (стр.44-45) и выполнение задания 3 в рабочих листах. По третьему пункту плана организует работу с параграфом (стр.46-48) и выполнение задания 4 в рабочих листах. | Анализируют разные определения термина «культура», выделяют общие черты и формулируют собственное определение этого понятия. Анализируют материал параграфа и выписывают основные отличия духовной сферы от остальных, а также заполняют схему «Структура духовной сферы». Смотрят видеоролик, анализируют материал параграфа и выписывают основные черты массовой, элитарной, народной форм культуры. Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Развитие культуры в современной России». | Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Записи в рабочих листах Устный опрос Записи в рабочих листах Устный опрос Записи в рабочих листах Устный опрос Записи в рабочих листах Устный опрос |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Организует выполнение заданий из ОГЭ в рабочих листах (задания №3,4 ОГЭ по обществознанию) | Выполняют задания из ОГЭ по обществознанию в рабочих листах | Индивидуальная и фронтальная работа | Устный опрос |
V. Итоги урока. Рефлексия | Организует рефлексию учащихся.. Подводит итоги урока, выставляет отметки за работу на уроке. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Устный опрос |
Домаш-нее задание | Параграф 5, задание 3,6 «В классе и дома» на стр.49-50 письменно. |
Приложение №1
1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.
2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;
3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценно¬стей, созданных человеком;
4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготов¬ления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
Приложение №2
Рабочий лист по теме «Сфера духовной жизни»
Фамилия, имя учащегося__________________________________________________
Задание 1. Сформулируйте и запишите определение термина «культура»:
Культура - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя материал учебника на стр.42-44, выпишите основные отличия духовной сферы от остальных сфер и заполните схему «Структура духовной жизни общества»
Отличия духовной сферы:
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя материал учебника на стр.45-46, охарактеризуйте каждую форму культуры
Массовая культура Элитарная культура Народная культура
1.______________________ 1._______________________ 1._____________________
2.______________________ 2._______________________ 2._____________________
3.______________________ 3._______________________ 3._____________________
4.______________________ 4._______________________ 4._____________________
5.______________________ 5._______________________ 5._____________________
Задание 4. Используя информацию в учебнике на стр.46-48, заполните таблицу «Развитие культуры в современной России»
Положительные черты | Отрицательные черты |
Задания из ОГЭ (№3)
1.К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая
3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре
Задания из ОГЭ (№4)
4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Рефлексия. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"
Тест в формате ЕГЭ может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе по теме "Духовная сфера жизни общества"...
Урок обществознания "Духовная жизнь"
урок обществознания в 9 классе...
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)
Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...
"Тенденции духовной жизни"
Презентация к уроку Всеобщей истории в 11 классе ( по материалам учебника Н.В. Загладина)...
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....