Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
план-конспект урока истории (11 класс) по теме
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka__60-gody_sssr.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни.
Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Тип урока: Урок- путешествие с элементами исследовательской работы, с применением компьютерных технологий.
Цель урока:
- раскрыть духовную атмосферу 1960-х годов;
- сформировать представление о стиле 60-х годов;
- объяснить, почему этот период получил название «Оттепель».
Умения и навыки:
- умение воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников,
- аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам
- групповая работа должна способствовать развитию умений общаться, находить в споре компромиссные решения.
Оборудование: плакаты, иллюстрации по культуре, песни 60-х гг., выставка литературных произведений 60-х, вещи того времени.
Опережающее задание: провести анкетирование, исследование и написать творческую работу на тему: « Моя семья в 60-е гг.» Класс разделить на три группы и каждая из групп получает задание-исследование на темы: « Мода 60-х», «Жилище», « Мода, развлечения и музыка». Работы представляются в виде компьютерных презентаций.
Основные понятия: Оттепель
Шестидесятники
План урока:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- «Свет и тени духовной жизни» (Изложение нового материала).
- Быт советских людей (мода, жилье, отдых).
- Ответы на вопросы. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. Куда же мы отправимся? Совсем недалеко, всего-то на 40-50 лет назад, в то время, которое многие помнят. Наша задача воссоздать атмосферу того времени. Узнать и почувствовать, как жили люди, о чем думали, о чем мечтали. Вы спросите зачем?
Еще Белинский сказал « Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Может, зная о прошлом, мы сможем лучше узнать и понять то, что происходит снами и нашей страной сейчас?
К этому уроку мы долго готовились. Собирали экспонаты для выставки, проводили исследования о быте того времени. Каждый ученик изучал историю своей семьи вэтот период времени ( см. творческие работы). Ведь история всей страны становится ближе и понятнее, когда это связано с твоими родными и близкими. ( Семейный альбом: заранее принесены фотографии членов семей учащихся и оформлены на ватманском листе.)
Обращаясь к гостям, хочу попросить вас в конце урока сказать нам, насколько точно мы отобразили 60-е гг., а что, может быть, нам не удалось, поделиться своими впечатлениями.
- Ребята, мы не просто будем рассказывать друг другу о том, что было, вспоминать сцены из прошлого, но и попытаемся осмыслить и понять, почему это было так, а не иначе и сделать это вам помогут вопросы на доске. Отвечать на них будем в конце урока.
Вопросы:
- Что бы вы отметили в качестве самых значительных событий этого периода в культурной жизни страны?
- Охарактеризуйте культурную жизнь страны и духовное состояние общества в сер50- нач.60-х гг.?
- Можно ли на основе приведенных фактов утверждать, что существующая система продолжала жестко контролировать искусство и литературу?
- В чем противоречивость политики Н.С.Хрущева?
- Почему тема урока называется «свет и тени», что темного и что светлого происходило в духовной жизни советских людей в 60-е гг.?
- Что хорошее и светлое можно было бы взять в наше время?
- Объясните термины: Оттепель, шестидесятники.
Свой урок хочется начать со стихотворения Е. Евтушенко «Наследники Сталина»
Безмолвствовал мрамор. Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул, на ветру бронзовея.
А гроб чуть дымился. Дыханье из гроба текло,
Когда выносили его из дверей мавзолея.
Хотел он запомнить всех тех, кто его выносил-
Рязанских и курских молоденьких новобранцев,
Чтоб как-нибудь после, набраться для вылазки сил,
И встать из земли, и до них неразумных добраться.
Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул,
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбой:
Удвоить, утроить у этой стены караул ,
Чтоб Сталин не встал, и со Сталиным прошлое.
Мы сеяли честно и честно варили металл,
И честно шагали мы, строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся. Он, верящий в цель, не считал
Что средства должны быть достойны величия цели.
Он был дальновиден. В законах борьбы умудрен,
Наследников многих на шаре земном он оставил.
Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять сообщает свои указания Сталин.
Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не сдался. Считает он смерть поправимостью.
Мы вынем из мавзолея его.
Но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
Иные наследники розы в отставке стригут,
А в тайне ,считают, что временна эта отставка.
Иные и Сталина даже ругают с трибун,
А сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина, видно, сегодня не зря
Хватают инфаркты.
Им, бывшим когда-то опорами
Не нравится время, в котором пусты лагеря,
А залы, где слушают люди стихи, переполнены.
Велела не быть успокоенным Родина мне
Пусть мне говорят: « Успокойся…»-
Спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина живы еще на земле,
Мне будет казаться, сто Сталин еще в Мавзолее.
1962
Это стихотворение, на мой взгляд, очень точно отразило настроения людей того времени.
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни советского общества. И. Эренбург назвал этот период « оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в тоже время это была не весна, с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог последовать и «легкий морозец».
С одной стороны разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино – всех видах искусства. С другой стороны партийное руководство стремилось по-прежнему жестко и властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции. Рассмотрим подробнее эти противоречивые процессы.
Меры, принятые властью по преодолению сталинизма, приоткрытие «железного занавеса»,впечатляющие успехи страны в покорении космоса – все это всколыхнуло советское общество создало благоприятные условия для развития культуры, науки.
После реабилитации пострадавших от сталинских репрессий было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства: Вавилова, Мейерхольда, Бабеля и др.
После долгого перерыва стали издаваться произведения А.Ахматовой и М.Зощенко. Вновь стали публиковаться находившие под запретом стихи С.Есенина, в концертных залах и консерваториях зазвучала музыка незаслуженно забытых композиторов.
В к.50-х гг. значительно расширились международные культурные связи: проходили фестивали зарубежных фильмов, проводились выставки зарубежного изобразительного искусства. Особую популярность имела выставка П. Пикассо в 1956г.
Значительными событиями международной культурной, жизни стали проводимые в Москве фестивали конкурсы: кинофестиваль, международный конкурс им. П.И.Чайковского, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957г.
Все эти события дали возможность многим советским людям впервые познакомиться с современным искусством зарубежных стран.
. Советские деятели искусств, ученые также стали выезжать за границу.
Характерным явлением времени были бурные дискуссии на страницах печати, в которых часто вопросы литературы и искусства совмещались с острыми общественно политическими темами о борьбе старого и нового, взаимоотношениях науки и искусства («физиков и лириков») и др.
Широкое обсуждение вызвали романы И.Эренбурга « Оттепель» и М. Дудинцева «Не хлебом единым», в которых говорится о том, как важно сказать правду о прошлом, о вреде партийной бюрократии, о роли интеллигенции.
Общественный резонанс имели поэмы Е.Евтушенко « Наследники Сталина» и «Бабий Яр», опубликованные в «Правде».
Общество разделилось на приверженцев старой идеологии «консерваторов» и новых веяний «либералов». Трибунами последних, стали журналы « Новый мир» и
«Юность». На страницах «Нового мира» была напечатана статья Померанцева «Об искренности в литературе», на которую критики обрушились за посягательство на принцип партийности литературы. Редактор журнала А.Твардовский был отстранен от должности. Это было напоминание интеллигенции со стороны властей о том, что творческая свобода возможна в рамках партийных установок.
Но люди, особенно молодежь, вдохнув воздух свободы стремились выразить то, что так долго было под запретом.
Ю. Галансков, будущий диссидент писал: «Гимны петь и славить - не могу. Я не лгу. Я к совести пришит». Появилась целая плеяда молодых талантливых поэтов. Среди них Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский. Молодежь собиралась у памятника В. Маяковскому читать и слушать стихи.
Широкую популярность приобрели магнитофонные записи авторской песни Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого. В Москве проходили выставки дискуссии художников авангардистов. Летом они организовывали поездки на теплоходе по стране с демонстрацией своих картин.
В 1962 г. По личному разрешению Н.С.Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», главным героем которой впервые стал заключенный ГУЛАГа.
Для литературы этих лет характерно обращение к рядовым людям, с их повседневными заботами, отход от идеологии сталинского периода. В эти годы были написаны «Матренин двор» А. Солженицина, «Судьба человека» М.Шолохова, «Живые и мертвые» К.Симонова, «Теркин на том свете» А.Твардовского, повести Ю.Бондарева, В. Аксенова и др.
Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли ставшие знаменитыми фильмы: «Летят журавли» (режиссер Калатозов), «Баллада о солдате» (реж. С.Бондарчук), «Весна на Заречной улице» (реж. М. Хуциев) и многие другие.
Театральная жизнь ознаменовалась открытием двух новых театров «Современника» и Театра драмы и комедии на Таганке.
Послевоенное поколение, сформировавшееся в период духовного подъема общества, пронесшее этот «заряд» через годы «застоя», получило название «шестидесятников».
Как отмечали современники, «Хрущев разрушил зло», дышать стало легче, однако политика Н.С.Хрущева в области идеологии и культуры носила крайне противоречивый характер. Главное, что определяло политику власти,- все та же сталинская идеологическая установка, определяющая «полезность» любого явления культуры. Определялась эта полезность людьми малокомпетентными, но абсолютно уверенными в своем праве судить и диктовать. «В вопросах искусства я сталинист»- говорил Хрущев.
Из предсмертного письма А.А.Фадеева в ЦК КПСС ,13 мая 1956г.: « Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено…Литература – это святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и самых высоких трибун раздался лозунг – «Ату ее!».
Резкой критике со стороны Хрущева подверглись А.Вознесенский, Э. Неизвестный, М.Ромм, И.Эренбург, В. Дудинцев и многие другие. Полный разгром был учинен молодым художникам-авангардистам, участвовавшим в выставке «30 лет МОСХа», прошедшей в декабре 1962г.
Из записей художника Б. Жутовского на встрече в доме приемов 1962г.
Л.ИЛЬИЧЕВ (председатель идеологической комиссии при ЦК КПСС )
ЦК удовлетворен развитием нашей культуры. Повысилась ответственность за идеологию…Поступают письма, ставящие вопросы развития нашего искусства. Авторы, протестуют против поощрения формалистам…Абстракционисты действуют активно. Рекламируют, выдают себя за единственных. Вынуждают соцреалистов уходить в оборону…Под видом разнообразия пытаются навязать чуждое.
Н.С.ХРУЩЕВ
Это порнография, это не искусство. Это претит! Даже абстрактная мазня объявляется концом, венцом. Какой дурак пойдет под этим знаменем? (Аплодисменты)
Л. ИЛЬИЧЕВ
Поэты пропагандируют общечеловеческое начало. Н тебе классов, ни борьбы…У нас не может быть анархии, своеволия, разнузданности. Раз покончено с произволом, значит все позволено? Значит, нет ограничений?
Н.С.ХРУЩЕВ
Если им дать власть и волю, вы бы посмотрели, как они с вами поступили – в бараний рог бы согнули!
ХРУЩЕВ обращается к ВОЗНЕСЕНСКОМУ:
- Предатель! Посредник наших врагов. Вы не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз…
Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты, какой Пастернак !..Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!
Преследовались джаз и так называемые стиляги. Долго не выпускался на экран фильм М.Хуциева «Застава Ильича». Та же судьба постигла и многие другие фильмы…
Выдающийся поэт 20 века Б.Пастернак написал роман «Доктор Живаго». У себя на родине он опубликовать его не смог: не пропускала цензура. Пастернак был вынужден отправить роман за границу, где его напечатали. Об этом доложили Хрущеву. Он был вне себя от гнева. Масла в огонь подлило присуждение Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии. Началась дикая травля поэта. Хрущев даже предложил уехать ему за границу. Но Пастернак не хотел уезжать. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Но злобная критика и травля продолжались…
Многие поэты и писатели участвовали в травле. Некоторые из них, впоследствии, горько сожалели об этом. Но, сделанного, не исправишь. В 1960 г. Пастернак скончался
Б.Пастернак. Из стихотворения «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то воля, люди, свет,
А за мною, шум погони,
Мне наружу хода нет.
Тесный лес и берег пруда
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду
Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость?
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Роман «Доктор Живаго» был напечатан в Советском Союзе лишь во второй половине 80-х гг.
Следует отметить, что судьба, раскритикованных властью деятелей искусств всеже не была столь трагичной, как в предшествующие годы. Всегда, в любое время, находились люди, которые имели достаточно мужества, чтобы противостоять злу и насилию, не поступаясь собственной совестью. Например Э.Неизвестный…Как-то Хрущев, не имея никакого понятия о произведениях, ни о самом авторе, раскритиковал Э.Неизвестного. Неизвестный – боевой командир в Великую Отечественную войну – возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен этим и смущен.
После смерти Хрущева именно Э.Неизвестный сделал по просьбе семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле : позолоченная. Улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия, свет и тени хрущевской эры…Закончить свой рассказ хотелось стихотворением
Е.Евтушенко:
«Мне говорят – ты смелый человек
Неправда. Никогда я не был смелым.
Считал я просто недостойным делом
Унизиться до трусости коллег.
Устоев никаких не потрясал.
Смеялся просто над фальшивым, дутым.
Писал стихи. Донов не писал,
И говорить старался все, что думал.
Да, защищал талантливых людей.
Клеймил бездарных, лезущих в писатели.
Но делать это, в общем, обязательно,
А мне твердят о смелости моей.
О, вспомнят с чувством горького стыда
Потомки наши, расправляясь с мерзостью,
То время, очень странное, когда
Простую честность называли смелостью!»
1960 г.
Выступления детей по группам…
Ответы на вопросы, написанные на доске…
Вот и подошел к концу наш урок. Хочется отметить, что несмотря на то, что хрущевская эпоха достаточно интересное и важное время в истории Советского Союза, по этому периоду очень мало литературы. Ребята, буквально по крупицам собирали необходимый материал. Большую роль в этом сыграли рассказы людей – современников этой эпохи. Когда им задавали вопрос о том, как они воспринимают хрущевскую «оттепель», то все без исключения вспоминали эти годы, как светлые, добрые, полные надежд. Может быть это не случайно! Ведь еще А.С.Пушкин сказал:
«Что хорошо, то будет мило.» Может быть и мы, спустя десятилетия будем рассказывать внукам о своем детстве и юности, как о самом замечательном времени своей жизни.
Известный кинорежиссер М. Ромм сказал о Н.С.Хрущеве: «Забудется и Манеж, и кукуруза…А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь…»
А как считаете вы?
Домашнее задание: эссе на тему: «Каким же, на ваш взгляд, было время правления Н.С.Хрущева светлым или темным?»
Урок разработан учителем истории Кучер О.В. для 9-го класса.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.
В 60-е гг. появились телевизоры, популярными были проигрыватели с пластинками, появляются катушечные магнитофоны, холодильники, стиральные машинки. Но все-таки бытовая техника считалась роскошью.
В 60-е гг.люди одевались достаточно скромно, большого значения одежде не придавалось, однако, определенные модные направления все же существовали.
Вот некоторые штрихи советской моды 60-х гг.:
- строгое черное платье с ниткой жемчуга, свидетельствует о большом вкусе их обладательницы;
- брюки не рекомендуется надевать на работу, улицу, в кино;
- «осиная талия» не критерий красоты, не следует сильно затягиваться;
- мужчинам не рекомендуется носить красные и белые носки;
- яркая помада создает превратное представление о девушке и привлекает всеобщее внимание прохожих.
В 60-е гг. в обиходе было распространено слово «общественность». Тогда оно не носило негативного оттенка, напротив , благодаря общественности работали Дома культуры, Дома колхозников, Профсоюзные клубы
Ю Они были не только культурными центрами, но и местом отдыха граждан СССР. Популярными были и молодежные кафе, да и поход в ресторан, не был явлением значительным.
«Наши рестораны имеют огромные наценки, клиент должен «разориться» на пятерку, если он один, давать отвратительные «чаевые», иначе его просто убьет молчаливое, но достаточно явное презрение официанта»
«Эстетика поведения»
Более всего подражание Западу проявилось в танцевальной культуре. Популярны были рок-н-ролл, буги-вуги, твист.
Рок-н-ролл – об стенку сандалии!
Ром в рот – лица, как неон
Ревет музыка скандальная,
Труба пляшет как питон.
А.Вознесенский 1961г.
Намного чаще, чем сейчас люди ходили в гости друг к другу. Люди угощали друг друга тем, что было в доме, общались, пели песни.
Во время летнего отдыха пределом мечтаний была поездка на Черное море, в Прибалтику. Именно в 60-е гг. появилось выражение «отдыхать дикарем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по теме "Образование СССР"
Разработеа урока по теме "Образование СССР" 9 класс....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.
Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
План-конспект урока по теме "Образование СССР" для 9 класса
методическая разработка урока для обучающихся 9 класса по теме "Образование СССР"...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"
Цели урока:· образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...
Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...