Урок обществознания "Духовная жизнь"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

урок обществознания в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon soglasny_li_vy_s_dannoy_tochkoy_zreniya.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Т Е М А:

«Духовная жизнь»

Урок по обществознанию, 9 класс.

                                                     Учитель Акатьева В.И.

ст. Ленинградская

2008 год

Тема. Духовная жизнь.

  Цель – вызвать интерес к проблеме, желание расширить границы узнанного на уроке с целью духовного саморазвития и самосовершенствования.

 Образовательный задачи:

     - работа с понятиями;

     - сферы общественной жизни;

     - социальные институты духовной сферы;

     - духовный мир личности;

       выявить:

     - тенденции духовной жизни современной России;

     - важнейшие принципы нравственной культуры личности.

 Воспитательные задачи:

     -  пробудить интерес к самопознанию, самоанализу, желание строить свои отношения с другими на  основе нравственных принципов «добра», «справедливости».              

                                                                                               

  Умения и навыки: анализа, сравнения и сопоставления, рефлексии, поиска нужной информации.

  Компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, социокультурные.

  Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, музыка:

инструментальная композиция из альбома L.A. guitar quartet «Dances from Renaissance to Nutcracker».

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя:

Видный русский религиозный философ Г.П. Федотов (конец 18 - пер. пол. 19 в.) писал, что «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания».

  1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

Основная часть.

  1. Учитель: Слово «дух» лежит в основе наименования темы. Часто это слово воспринималось как что – то мистическое. Однако это не так. «…там русский дух, там Русью пахнет…» Как вы считаете, что обозначают слова «душа», «дух»? Гераклит характеризовал душу как основу сознания и носителя нравственных качеств. (В.И. Даль указывал: это все умственные и нравственные силы, внутренний мир человека ум, воля, совесть, то что является сугубо личным достоянием человека. Духовность, стремление к внутреннему.)

  1. Учитель: Говоря о внутреннем мире, мы имеем ввиду целостную, индивидуальную характеристику определенного человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интеллекта…

Как вы полагаете, какие элементы образуют духовный мир личности?

(Слайд 2) Духовный мир личности.

Какими составляющими необходимо дополнить данную схему?

(способности, цели, вера, совесть)

  1. Учитель: что из составляющих духовного мира человека на, ваш взгляд, более важно?

- Может быть имело смысл назвать наш урок «Интеллектуальная жизнь», ведь знания в информационном обществе очень важны?

(Слайд 3) Цитата Аристотеля (анализ учащихся) «Кто двигается вперед в знании, но остается в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.»

(Пословица: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает.»)

(Слайд 4) Три кита духовной сферы. Истина – Добро – Красота

  1. Звучит инструментальная композиция из альбома L.A. guitar quartet «Dances from Renaissance to Nutcracker».

- С какой эпохой ассоциируется музыка?

- Влияют ли внешние условия на духовную жизнь человека?

- Пословица: «Какие веки, такие и человеки.»

Вопросы: Если за точку отсчета брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных стало больше, чем раньше? Людей

  1. (Слайд 5) Тенденции духовной жизни современной России.

  1. Учитель: Одна из черт, характеризующих человека – это его убеждения. Что обозначает это понятие? (Твердые взгляды на что – либо.) Обратите внимание на ст. 29 Конституции РФ, что она декларирует?

(Ст. 29 (1) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Ст. 29 (3) Никто не может быть принужден к выражению свих мнений и убеждений или отказу от них.)

  1. Учитель: А теперь сопоставьте два выказывания Писарева и Достоевского. Какое из них вызывает у вас отклик согласия и почему?

  1. Какое право гарантирует ст. 28 Конституции РФ? (Свобода совести.) Как вы это понимаете? (Свободно создавать свой образ жизни в согласии со своими убеждениями.)

  1. Какой главный мотив вашего нравственного поведения?

- страх, боязнь наказания (Что со мной сделают?)

- стыд, честь (Что обо мне подумают?)

- совесть (Что я сам о себе думаю?)

Как, по мере вашего взросления, должны выстроиться мотивы вашего поведения?

  1.  (Слайд 6) Важнейшие принципы нравственной культуры личности:

- «Золотое правило морали»

- Моральная автономия личности

- Гуманизм (человеколюбие)

Учащиеся поясняют понятия: человеческое достоинство, чувство собственного достоинства.

  1. (Слайд 7) Анализ иллюстрации Гюстава Доре к «Озорным рассказам» О. Бальзака.

Вопрос: Как вы думаете, обладают два главных персонажа иллюстрации такими качествами, как достоинство?

Вопрос: Как следует строить отношения с другими людьми?

Итог урока.

  1. Итак, что же такое духовность?
  2. Какое имя уроку, короткое и ясное, вы могли бы дать?
  3. Перед вами лист с древом жизни. Расположите на нем ваши жизненные задачи по степени важности для вас.
  4. Завершая наш урок, я хочу напомнить вам строки из поэмы иранского поэта Фирдоуси:

Мир только вечен.

Наша жизнь мгновенна.

          Но имя остается во Вселенной

Лишь добрые деяния народ прославит.

Остальное все умрет.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы п. 40.
  2. Подготовить интересные вопросы по теме.
  3. Изобразить графический символ урока.
  4. Взять интервью по теме у интересного человека.



Предварительный просмотр:

  Согласны ли вы с данной точкой зрения?

Ответ аргументируйте.

1. Д.Писарев:«Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения ,то ни сострадание ,ни уважение,ни дружба,ни любовь,ничто,кроме обязательных доказательств,не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности».

2. Ф.М. Достоевский: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"

Урок нравственности предназначен для младших школьников....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи

Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Конспект урока «Духовная жизнь Серебряного века» (урок в 9 классе)

Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»(урок в 9 классе) Цель урока:  рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-эконом...